валентина ильясова
Консультация для педагогов «Занимательные игры с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства. Он находится рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда - то он был и нашим миром. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать любым удобным способом. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Наиболее эффективными игровыми пособиями являются палочки Кюизенера. Работать с палочками Кюизенера можно начиная с младшей группы.
Публикация «Консультация для педагогов „Занимательные игры с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
Играя дети учатся: различать цвета, закрепляем понятия "высокий"- "низкий", «длинный – короткий», учимся различать "один" и "много" предметов, происходит формирование внимания, зрительно-пространственной ориентации, развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности. Развивается речь детей, расширяется словарный запас. Использование палочек Кюизенера формирует у детей предпосылки логического мышления, если ребенок постоянно решает посильные и интересные задачи, то не теряется при решении более сложных, самостоятельно находит правильное решение.
Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:
помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться.
«Занимательные игры с палочками Кюизенера».
В первом полугодии во второй младшей группе воспитатель проводит ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера. Игры на ознакомление с дидактическим материалом:
«Возьми в ручку как можно больше палочек» (сначала в правую, а затем в левую).
«Назови цвета брусочков» (перед малышом выкладывается не весь набор, а определённое количество).
«Отыщи такую же палочку» (по цвету либо форме).
«Покажи самую длинную палочку (либо короткую)».
Игры основного этапа (после ознакомления) :
«Подбери пояс к платью». Перед ребёнком раскладывают картинки с изображениями кукол в красивых платьях. Нужно подобрать к платью пояс — палочку конкретного цвета.
«Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата — каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант — можно построить треугольники, домики для маленького зайчика и большой лисы.
«Спрячь мышку». Задача малыша — заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и размер. Последний этап — схема висит на доске, а дети выполняют задание на столе.
«Выложи котенка из палочек по схеме».
«Поющие котята» (дорисовывают палочками картинки).
«Что изменилось?» Педагог выкладывает перед дошкольником несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Взрослый в это время убирает или заменяет один элемент.
«Продолжи узор». Ребёнку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котёнку, построить заборчик и т. д.). Для этого он должен понять закономерность в расположении элементов (вначале по цвету или размеру, затем эти свойства комбинируются).
«Построй лесенку для игрушки». Особенность задания в том, что малыши должны выложить объёмную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке (синяя, черная, желтая, голубая, белая).
«Дострой крышу у домика» (соотношение по длине).
«Мостик через речку». ( соотношение по ширине: чем шире речка тем длиннее палочка).
«Нарисуй предмет». Взрослый зачитывает коротенькое двустишие и показывает соответствующую картинку, а малыш должен его проиллюстрировать с помощью палочек Кюизенера. Например: «По красненькой дорожке бегут друзья к Серёжке» (нужно изобразить дорожку из брусочков красного цвета).
«Четвёртый лишний». Взрослый кладёт 3 одинаковых палочки и 1 другого цвета и длины. Ребенок определяет лишнюю.
«Составь поезд». Воспитатель просит ребёнка составить поезд из вагончиков для игрушечных зверюшек (маленькие фигурки). Но вагончики должны располагаться от самого короткого к самому длинному.
«Играем в футбол». Ориентировка в пространстве.
«Спрячь животных». Построить высокий заборчик для животных.
«Найди пару». Достать из мешочка палочки, находить одинаковые.
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, к которым относятся счетные палочки Кюизенера