МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Любовь Ананьева
Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

У детей с нарушениями речи к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Коррекционная работа, по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав, имеет важное значение.

Публикация «Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Исходя из педагогической практики, не только дети, но и взрослые испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Недостаток знаний, а так же, не владея методикой преподавания, родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы решить эту проблему, я предлагаю Вам основные методические рекомендации, на которые необходимо обратить внимание, при работе над звуковым анализом.

Цель мастер- класса :

• овладение навыками звукового анализа

Задачи мастер-класса :

развивать слуховое и фонематическое восприятие, речевой слух;

обучать умению определять место звука в слове;

обучать умению подбирать слова к заданным звукам;

обучать навыку звукового анализа;

закреплять знания о звуках речи, их характеристика;

обучать составлению графических моделей слогов, слов.

Звуковой анализ – это один из самых трудных и сложных видов речевой деятельности. Он базируется на устойчивом фонематическом восприятии. Специфика звукового анализа :

• определение порядка звуков в слове,

• выделение отдельных звуков,

• различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

В старшей группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, что такое звуки, что такое буквы, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним: звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим, пишем и читаем.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребё нком: А, О, У, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука : в начале слова (ёжик, яма) после гласного (заяц, приют) после букв Ь Ъ (вьюга, въезд) Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с ребёнком : Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим.

Чтобы ребёнку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Развиваем звуковой анализ, играя!

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, родители могут поиграть с ребёнком.

«Назови первый (последний) звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

«Назови слово на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

«Найди место звука в слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место, какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Ребус»

Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив их вместе, малыш получает новое слово.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове «кот» три звука – нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован кот, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под картинкой – схема слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?»«Три». – «А сколько звуков в слове«Тоже три». – «Давай будем эти звуки искать. Произнеси мне слово «кот» так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет – научился на первом этапе обучения. «К-кот», – старательно произносит малыш. – «Какой первый звук«К». – «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?» – «К». - «Каким цветом обозначишь на схеме?» - «Синим».

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «кот». Первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово "кот" так, чтобы услышать в нем второй звук, первый "к" – мы уже знаем». Помогите ребенку, скажите вместе с ним «ко-о-от».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «Ко-о-от». «Какой же второй звук в этом слове«О!»«Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой «Каким цветом обозначишь этот звук

«Красным». – «Почему?» - «Это гласный звук, мы его тянем и поем!»

«Видишь, – продолжаете вы, – мы уже знаем два звука в слове "кот". Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово "кот" так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Кот-т-т». «Какой последний звук в слове "кот-т-т"?»«Т-т», – отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку синего цвета, предварительно объяснив свой выбор. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, – говорите вы, – я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук «к» (работа проводится со всеми звуками).

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом : вь-вь-вьесна – первый звук вь. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна – е.

Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова КИТ (родители самостоятельно выполняют звуковой анализ слова).

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р а к – рак).

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 6 октября 2013 в 14:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Ананьева (УИ 40445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД