СВЕТЛАНА КУЗЕРО
Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой
моторики в психофизическом развитии ребёнка.
2. Научить элементам пальчиковой гимнастики.
3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью пальчиковых игр.
Оборудование:
Магнитная доска, магниты.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем пальчиками и развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Су – джок (тренажёры, крышки от бутылок, мячики резиновые (маленькие, верёвка с узелками, коврики (массажные, платочки 20*20, тренажёр – солнышко (прищепки, «горошинки» (горох, либо бусинки крупные).
Картотека пальчиковых игр для родителей.
Ход мероприятия:
Теоретическая часть мероприятия
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику пальцев рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в правом они вербализуются, то есть находят словесное выражение. Происходит это благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем «крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, мыслительные процессы становятся активнее, внимание – точнее, способности – выше. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял самую тонкую работу, с раннего детства следует развивать его руки, в частности пальчики и кисти.
Стоит задуматься, дорогие родители, что простые манипуляции с пальчиками приносят много пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Весёлое общение малыша и мамы, заряд положи тельный эмоций – это три.
Как играть в пальчиковые игры?
Запомните, что игры с пальчиками малыша подбираются с учётом его возможностей и постепенно усложняются. Не требуйте от ребёнка того, что не соответствует его психомоторному и физическому развитию.
Правило 1: если вы разучиваете новую игру, то начните с того, что прочтите вслух стихотворение. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно.
Правило 2: Пусть ребёнок внимательно послушает и уловит смысл сказанного. Задайте ему несколько вопросов.
Правило 3: Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные ребёнку, то взрослый в доступной форме должен объяснить их значение.
Правило 4: вместе попробуйте разучить стишок, строчку за строчкой, сопровождая её движениями. Кстати, наличие рифм положительно влияет на слуховое восприятие ребёнка.
Правило 5: сначала все упражнения выполняются медленно. И если ребёнок не может самостоятельно принять позу, нужно взять его ручку и вместе с ним выполнить движения.
Правило 6: При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, и работала сначала одна рука, затем другая и, по возможности, потом обе.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.
Все игры – и простые и сложные – нужно показывать. Тем самым вы даёте понять ребёнку, что вам очень интересно играть в забавную игру. Ребёнок становится вашим партнёром по игре.
Помогать ли пальчикам?
Это непременно нужно делать! Вы должны помочь ребёнку сложить пальчики и ручки правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам. Попросите ребёнка попробовать самостоятельно выполнить движение. И если у малыша не получается, то снова сами сложите его ручки в правильную позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно ребёнок сам научится складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.
Помните, главное – не давить на ребёнка, не демонстрировать ему его неспособности. Со временем у него всё получится.
Как расположиться взрослому относительно ребёнка?
Это зависит от сложности пальчиковой игры и возраста ребёнка. Если в игре задействована только одна рука, то мама может сидеть сбоку от ребёнка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребёнка себе на колени или расположиться на коврике и посадить ребёнка между ног, как в гнёздышке (дети очень любят так сидеть).
Что дадут малышу ваши совместные занятия?
Чтобы научиться новому движению, у ребёнка, так же и у взрослого, должен запуститься следующий поэтапный механизм нервно – мышечных связей:
1. Необходимо сконцентрировать своё внимание на выполнение упражнения – развивается внимание и терпение.
2. Подумать и дать команду своим мышцам и выполнить движение.
3. Увидеть глазами, а мышцам почувствовать, правильно ли выполняется движение. Сравнить результат.
4. Внести необходимые коррективы.
5. Дать следующую команду мышцам.
И только так, в результате проб и исправлений, у детей и взрослых формируются новые умения.
Регулярные занятия с ребёнком принесут неоценимую пользу.
ДЕТЯМ:
Подарят радость физических движений и общения со взрослыми;
Научат владеть собственным телом, разовьют координацию движений, ловкость, внимание, мелкую моторику, речь и воображение.
ВЗРОСЛЫМ:
Подарят радость совместной деятельности с малышом.
Дадут причины гордиться достижениями своих детей и своей родительской состоятельностью.
А чем больше движений ребёнок умеет делать, тем разнообразнее его двигательная активность в быту! И пусть не смущают вас опасения, что ваш малыш уже вроде бы многое умеет делать. Нет предела совершенству!
Практическая часть мероприятия.
Упражнение «Как живёшь»
Все действия выполняются по тексту.
-Как живёшь? - Вот так!
-А плывёшь? - Вот так!
- Как бежишь? - Вот так!
- Вдаль глядишь? - Вот так!
- Ждёшь обед? - Вот так!
- Машешь вслед? - Вот так!
- Утром спишь? - Вот так!
- А шалишь? - Вот так!
Упражнение «Горошинки» (горошинки на блюдечке).
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальчиками (при необходимости и средним) берёт одну за одной горошины и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук).
С блюдца я беру горошки
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Упражнение «Капуста»
Движения выполняются по тексту
- Что за скрип? - Кулачки разжали – сжали.
- Что за хруст? - Пальчики скрестили, подняли –
опустили.
- Это что ещё за куст? - Показали ладошки с
раздвинутыми пальчиками.
- Как же быть без хруста? - Пальчики скрестили, подняли –
опустили.
- Если Я капуста? - Округлить пальчики. (Показать
кочан).
- Мы капусту рубим, рубим - Выпрямленные ладони двигаются
поочерёдно.
- Мы морковку трём, трём - Кулачки сжаты, трём пальчики
друг о друга.
- Мы капусту солим, солим - Щепотка пальчиками.
- Мы капусту жмём, жмём. – Кулачки разжали- -сжали.
Слайд «Гусёнок» (прищепки)
Берём бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. Внимание: предварительно проверьте силу «кусания» на себе)
Левая рука:
Вот проснулся, встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука:
Дай, хозяйка, корма мне,
Раньше, чем моей родне!
Упражнение «Проглот» (носовые платочки)
Берём небольшой носовой платочек за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребёнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать два платочка. (Внимание! Платочки должны быть детскими, маленькими)
У меня живёт Проглот –
Весь платок он скушал – вот!
Сразу стало у Проглота
Брюхо как у бегемота!
«Полянка» (коврики)
Берём квадратный фрагмент коврика (для порога) «травка». Кладём его на колени, и обе руки делают на нём движения согласно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве
От хвоста и к голове.
Долго зайцы там скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змейки проползли,
«С добрым утром! – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать.
Шла медведица спросонок,
А за нею - медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать
И в тетрадочках писать:
Букву Э и букву О
Знаем мы с тобой давно.
И запомним навсегда
Вместе с У и буквой А
А последней букву Ы
Написали дружно мы
Всё тетрадочки убрали
И обедать побежали.
Упражнение «Узловка» (верёвочка с узелками)
Берем веревку и завязываем на ней 4 – 8 узлов. Подвешиваем вертикально. Ребенок пальчиками подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как лазанье по канату) и так двигается дальше.
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
«Упражнение с мячом» (маленькие резиновые мячики)
Разминочные упражнения с мячом. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю, между ладоней
Назад – вперед его гоняю смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапку кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук.
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в
Мяч летает между рук руку, либо подбросить
вверх и поймать.
«Балеринки» (крышечки от бутылок)
Берем пластмассовые крышечки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальчики. И «идем», как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик - будто ножка,
Только шаркает немножко.
«Массажики» (су – джок)
Массаж (или самомассаж) фаланг к основаниям пальчиков. На каждый слог – разминание одной фаланги.
1. Вариант
По – пу – гай мизинец
Во – ро – бей безымянный
Пе – ли – кан средний
Со – ло – вей указательный
ПТИ – ЦЫ большой
2. Вариант
А – на – нас мизинец
А – пель – син безымянный
А – бри – кос средний
Ман – да - рин указательный
ФРУК – ТЫ большой
3. Вариант
Бо – ро – вик мизинец
Шам – пинь – он безымянный
Мо - хо – вик средний
Му – хо – мор указательный
ГРИ – БЫ большой