Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Речевые игры»

Мария Копцева
Мастер-класс для родителей «Речевые игры»

Мастер-класс для родителей «Речевые игры»

Цель: оказание практической помощи родителям в овладении игровыми способами обучения, начиная от артикуляционной гимнастики и заканчивая развитием связной речи.

Задачи:

• повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей;

• познакомить с понятием артикуляционная гимнастика;

• научить выполнять специальные упражнения для тренировки периферического отдела речевого аппарата;

• показать некоторые примеры речевых игр;

Публикация «Мастер-класс для родителей „Речевые игры“» размещена в разделах

• рассказать об эффективности игровых способов обучения.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, ватные диски, картинный материал.

В настоящее время вся информация преподносится детям в игровой форме. К примеру, чтобы познакомить ребенка с многообразием овощей и фруктов, мы предлагаем ему отправиться с Бабушкой и Дедушкой на огород и посмотреть насколько выросла репка, и поспел урожай. Также, мы можем совершить путешествие в лес, чтобы узнать какие дикие животные обитают в лесной чаще и послушать как они разговаривают и т. д. Эти и многие другие прогулки нам помогут осуществить разнообразные пособия, книги и дидактические игры. Ведь главное - это вызвать у ребенка заинтересованность и желание познавать новое. Мы хотим показать Вам, как сделать занятия с детьми ненавязчивыми и необычайно увлекательными с помощью игры.

Начальным этапом в наших занятиях является подготовка органов артикуляции и дыхания к речевой нагрузке. Мы будем двигаться от простого к более сложному. Итак, первый шаг - это артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. Рассмотрим эти аспекты более детально. (Слайд 3)

1. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделить на три группы: одни помогают улучшить подвижность и согласовать работу органов речи, другие – увеличить силу их движений и третьи – «приучить» язык, губы и нижнюю челюсть к определенному положению, которое они должны занять для правильного произношения того или иного звука.

Для постановки каждого звука существует набор специальных артикуляционных упражнений. К примеру, давайте выполним упражнения для постановки шипящего звука Ш. Для этого нам необходимо зеркало и ватный диск. (Используем раздаточный материал со списком артикуляционных упражнений на постановку звука Ш, индивидуальное зеркало и ватные диски) Выполняем упражнения по подражанию.

• Упр. Улыбка (широко разводим уголки губ (зубы не видны)

• Упр. Заборчик (широко разводим уголки губ, обнажив сомкнутые зубы)

• Упр. Окошечко (широко открыть рот-«жарко», закрыть рот-«холодно»)(Слайд 4)

• Упр. Блинчик (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)

• Упр. Лопаточка (положить язык на нижнюю губу, делать языком копательные движения) (Слайд 5)

• Упр. Чашечка (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки»)

• Упр. Парашютик (на кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх) (Слайд 6)

Следующей важной задачей является подготовка органов дыхания. В артикуляционной гимнастике мы уже увидели одно из упражнений, направленных на выработку воздушной струи для звука Ш и мы с Вами выполним следующие дыхательные упражнения. Выработка правильного дыхания необходима нам не только для постановки определенных звуков, но для произнесения слов на одном выдохе и более сложных конструкций. (Слайд 7)

Давайте сделаем с вами некоторые из этих упражнений:

• Ежик

Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких вдохов и выдохов, изображая, как бежит и пыхтит маленький ежик.

• Часики

Предложите малышу резко произнести: «Тик», чтобы живот подтянулся к спине. Произнося: «Так», нужно выдыхать спокойно, не спеша, чтобы мышцы живота расслабились.

• Ветерок

Ребенок, вдыхая носом, плавно отводит плечи назад, соединяя лопатки. Затем вытягивает губы трубочкой и медленно выпускает через нее воздух тонкой струйкой, расслабляя плечи.

2. Постановка изолированного звука Ш. Как мы знаем моторика тесно связана с речью. Поэтому облегчить процесс постановки и автоматизации звуков можно при помощи фонетической ритмики. Что это такое? Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). (Слайд 8)

Фонетическую ритмику можно включать в занятия как отдельную подвижную игру, а также подкреплять стимульным материалом: игрушками или картинками. Например, помогаем змейке Шуше доползти до огорода или сада. Пока мы выполняем соответствующее звуку Ш движение кистью руки или игрушкой, то одновременно шипим как змея, произнося изолированный звук Ш-Ш-Ш…

Если ребенок уже в полной мере овладел умением произносить тот или иной звук в изолированном виде, то начинается работа по автоматизации звука в речи.

3. На этом этапе мы переходим от постановки и автоматизации звука к развитию связной речи. Здесь на первый план выступает познавательное развитие, однако от сюжета мы не отклоняемся. Для следующих речевых игр нам необходимы либо картинки с изображениями фруктов, овощей и героев игры, либо муляжи или даже реальные объекты, которые можно потрогать, понюхать, попробовать.

Наша змейка Шуша отправилась в гости к героям сказки репка. Бабушке и дедушке нужна помощь змейки в сборе урожая. Давайте посмотрим и назовем, что растет у деда с бабкой на огороде и в саду. Для этой игры нам понадобятся 2 корзинки или 2 кастрюли, это могут быть картинки с данными предметами или настоящие корзинки/кастрюли. В одну емкость мы сложим все фрукты, в другую – овощи. Проделывая данные манипуляции с предметами, мы сопровождаем действия речью, то есть составляем предложения по заданному образцу. (Слайд 9,10)

Образец: Это морковь. Она растет на огороде, на грядке. Морковь – это овощ.

Это апельсин. Апельсин растет в саду, на дереве. Апельсин – это фрукт и т. д

Далее, мы можем помочь хозяевам сделать сок из фруктов и овощей. Но для этого посчитаем весь собранный урожай. Например, посчитаем сколько мы собрали груш. Главное наша задача не просто назвать цифры, а работать над порядковым счетом и развивать у ребенка умение согласовывать существительное “груша” с числительными, то есть с цифрами. Выкладываем наш урожай груш в один ряд, достаем цифры и раскладываем их под грушами по порядку. (Слайд 11)

Образец: Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш и тд.

Настало время делать сок! Эта игра способствует овладению ребенком навыком словообразования прилагательных. Здесь нам так же понадобятся картинки или предметы. Мы будем класть фрукты и овощи в стаканчики, составляя словосочетания. (Слайд 12)

Образец: Сок из винограда - виноградный сок. Сок из моркови – морковный сок.

Чтобы подвести итоги занятия, а также закрепить и обобщить все полученные знания, мы можем составить описательные рассказы про фрукты и овощи. Далее я покажу схему, на которую нужно опираться при составлении рассказа. (Слайд 13)

Таким образом, за сегодняшний мастер-класс мы познакомились со всеми этапами становления речи: от произнесения изолированных звуков до составления целого текста и узнали о том, как интерпретировать обычные задания в увлекательные игры, способствующие развитию речи ребенка.

Прикреплённые файлы:

rechevye-igry_t826d.pptx | 17399,75 Кб
 
Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возрастаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возраста Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в садик.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.

Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи»Выступление на Дне открытых дверей в ДОО «Речевые игры в кругу семьи» Выступление для родителей на «Дне открытых дверей» по теме:«Речевые игры в кругу семьи»Составитель: учитель – логопед Габитова Ю. С. Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Речевые игры»
Опубликовано: 27 мая 2020 в 15:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД