Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.

Лариса Дамм
Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.

Мастер – класс для родителей.

Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование.

Автор: Дамм Л. В.

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, крупа,бумага, ватные палочки и диски, раствор лимонной кислоты, раствор йодный, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца.Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).

Участники мастер-класса: родители, дети, воспитатель.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.

Детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дошкольники - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Все это возможно лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.

Так как же всё таки организовать эксперимент? Что служит толчком к тому, чтобы его начать?

Нужна мотивация.

Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку.

Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.

Ведущий: - Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.

Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.

Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?

Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.

А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.

Ведущий: - Какие вы можете выдвинуть предположения?

Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.

Опыт №1 Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент. Фоном звучит песенка «Где водятся волшебники» Барбарики)

Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.

По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.

Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?

В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я.

Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.

Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.

Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля.Например:Степашка: Смотрите,какой мне магнит подарили! Он все-все может к себе притягивать. Я вчера такую грустную сказку читал, про Золушку. Бедную девочку злая мачеха не пустила на бал, а велела переделать кучу всякой работы.

Ведущий: Ах! Как жаль Золушку! А вам ребята?

А вы хотели - бы ей помочь? (Да)

Злая мачеха велела ей перебрать целый мешок с крупой. От вредности своей, мачеха перемешала крупу с гаечками, болтиками, гвоздиками.

Как же нам быстро-быстро перебрать крупу? Что можно придумать?

Дети пытаются самостоятельно решить проблему и предложить свой вариант.

Опыт№2 «Рассортируй крупу» При помощи магнита из крупы выбираются металлические предметы. (Звучит забавная весёлая музыка).

Выводы: Магнит притягивает к себе только металлические предметы, а крупу нет.

Золушка очень рада и благодарна вам за помощь. Посмотрите, какие красивые цветы она прислала вам в подарок.

На столах у каждого лежит цветок из бумаги с закрученными на карандаш лепестками.

Вы верите в чудеса? (да)

Хотите, чтобы цветочки от Золушки сейчас распустились? (Да)

Совершим ещё одно чудо…

Опыт№3 Опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. (Пока идет опыт фоном звучит песенка «Волшебный цветок» исп. К Румянова.)

Выводы: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Степашка: Цветочки очень красивые, все распустились. А я вот люблю играть в пиратов, даже знаю как можно написать секретное письмо, или карту секретную нарисовать, чтобы никто не догадался, где спрятан клад.

Ведущий: -Ой, как интересно! Мы тоже хотим научиться писать секретные письма. Научишь нас степашка?

Степашка: Вот, секретные чернила. Ими письмо писать надо.

Опыт№4: Родителям предлагается взять ватные палочки и нарисовать «секретными чернилами» какой-нибудь знак. Дать немного просохнуть.

Степашка: Ну а теперь читайте (на листах ничего не видно)

Вот вам ещё один раствор-волшебный.

После дети с помощью ватных дисков обрабатывают письмо йодным раствором (вода с йодом). На бумаге проявляется написанное.

Ведущий: Что же это за секретные чернила? И чем мы их потом обработали, чтобы прочесть письмо?

Степашка: Секретные чернила-это всего лишь лимонный сок. А то, чем мы их обработали - раствор воды с йодом, которым вы коленки разбитые мажете.

Выводы: Лимонный сок, вступая в контакт с раствором йода окисляется, рисунок проявляется на тёмном фоне.

Степашка: - Ух! Уморился я с вами мотивацией быть! Пить хочется. Минералочки бы сейчас!

Опыт№5 На столах у каждого стаканчик с минеральной водой: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Выводы: Минеральная вода содержит газ в виде пузырьков. А газ легче воды- поднимается и улетучивается (вода «выдыхается»)

Ведущий: Ещё вы можете обратиться за помощью в организации опытов-экспериментов к интернету. Один из таких представлю вашему вниманию. Показ опытов на ноутбуке.

Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментированияважно придерживается следующих условий:

- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций, поля пробности.

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

Рефлексия:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его повсеместно прошу вас пустить мыльные пузыри.

Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.
Публикации по теме:

Детское экспериментированиеДетское экспериментирование Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников - это необходимый метод для познания ребёнком окружающего мира. Ведь знания, почерпнутые.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой дея-тельностью, огромное значение в развитии.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.

Детское экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности Консультация для воспитателей детского сада «Детское экспериментирование, как основной вид ориентировочно- исследовательской деятельности».

Мастер-класс «Детское экспериментирование в дошкольном возрасте-основа поиска исследовательской деятельности» «Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к нарушениям,.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой.

Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Особенности организации совместной партнерской деятельности педагога и дошкольников Проблема партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей. Тема: Особенности организации деятельности — детское экспериментирование.
Опубликовано: 19 июня 2016 в 11:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. День наблюдения за облаками

Белые, пушистые, легкие, мягкие, воздушные, кудрявые, нежные – вот сколько можно найти в нашем русском языке точных слов для описания облаков. Все они пригодятся нам с вами, если мы решим устроить для...

18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...


Горячие темочки