Приложение МААМ

Мастер-класс для учителей начальной школы по критериальному оцениванию

Рожкова Надежда Борисовна
Мастер-класс для учителей начальной школы по критериальному оцениванию
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Методика критериального оценивания

(Рожкова Н. Б. МАОУ СОШ №; г. Екатеринбург)

Ход мастер-класса

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом зале, мы надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаю я.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно.

Публикация «Мастер-класс для учителей начальной школы по критериальному оцениванию» размещена в разделах

А будет интересно, если у нас будет хорошее настроение.

Тему мы сегодня обсуждаем серьезную: «Критериальное оценивание». (Слайд)

Мы не часто употребляем в своей речи слово «оценка», но ее применение используем каждый день. Когда едим, когда одеваемся и т. д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?

(На столе тарелка с различными видами яблок.)

Обсуждаем пословицу.

Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает».

- Скажите, можно ли на дереве найти два одинаковых яблока? (ответы гостей)

– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:

1) самые красивые (съедим сами или угостим родню)

2) мелкие (сварим компот)

3) неказистые, червивые (варенье, сушка)

Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.

Вот так и каждый класс похож на такую корзину яблок. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося.

«Яблоки как дети, нет третьего сорта, надо уметь оценить»

Теоретическая часть

Актуальность нового вида оценивания

Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. В 1944 году было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости цифровой пятибалльной системой. С тех пор в советско-российской школе и существует пятибалльная система оценивания.

Эту систему оценивания и пятибалльной назвать трудно. Ведь ни для кого не секрет, что отметки «1» и «2» – это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются при текущем оценивании и практически не используются при итоговом, что явно свидетельствует об их фактическом неприменении. Да и отметка «5» вызывает не меньше споров: в условиях ЕГЭ она как-то потускнела. Что стоит эта пятёрка в аттестате, если с баллами за ЕГЭ нельзя поступить в ВУЗ. Тройка вообще стала нарицательным понятием. Т. е. оценивание практически можно назвать трёхбалльным!

Недостатки существующей системы оценивания :

Ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного роста, развития. Например, он написал диктант, сделав 12 ошибок и получил «2». В следующий раз он допустил 6 ошибок. Он улучшил свой результат в 2 раза, а в итоге тоже «2». В такой ситуации невозможно поддерживать мотивацию ученика, не говоря уже о том, чтобы её повышать.

Отношения «ученик-учитель» определены контролирующей функцией наставника. Учитель – контролёр. Это никак не поднимает авторитет учителя, ну, и конечно, не мотивирует ученика. Представьте, что вас каждый день только контролируют, а не советуют и помогают. Комфортно ли будет работать в таких условиях?

Довольно часто при оценивании работы, проделанной обучающимся, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл.

А страх перед плохой оценкой? Причём, заметьте, не перед тем, что я что-то плохо усвоил, а именно перед двойкой.

Отношения «родитель-ребёнок» и «учитель-родитель». Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному обучающемуся, а по прошествии некоторого времени уже может этих причин и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.

Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Иногда не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.

Поэтому на сайте нашей школы (думаю и в ваших учреждениях это есть) в разделе «Образование, подразделе «Методические и иные документы, разработанные ОО» родители в свободном доступе могут ознакомиться с документом «Методические рекомендации оценивания предметных результатов обучающихся по отдельным предметам на уровне начального общего образования».

Не стоит забывать о субъективности оценивания. У ребёнка между «5» и «4». Поставлю ему «5», он так старался, а этому только тройку, он вёл себя плохо на уроках. Или этот родитель всегда помогает классу. Ну как такому ребёнку не поставить на балл выше.

Ребёнок не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно делать изо дня в день. Как следствие, у многих детей неадекватная самооценка.

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.

Критерии могут быть выработаны:

1) В процессе обсуждения с детьми: «учитель-ученик».

2) Коллективом учителей кафедры (например, оценивание контрольных и проверочных работ).

3) Учителем в соответствии с планируемыми результатами по отдельным предметам.

На предварительном этапе контроля нужно научить детей выделять критерии оценки выполнения задания, ответа и т. д. :

-Что будем оценивать?

-Как будем оценивать?

-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

-Кто смог себя оценить?

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев

1. Сформулируйте с обучающимися цели и задачи урока, темы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Практическая часть

- А теперь я попрошу 2 участников-добровольцев выйти и прочитать отрывки из стихотворений, а мы попробуем оценить чтение по пятибалльной системе.

Самуил Маршак «Школьнику на память»

Тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник

Без ружья стрелять гусей.

Не оставит дома плотник

Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять

Дома книгу и тетрадь!

Парта — это не кровать.

И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Самуил Маршак «Знаки препинания»

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

— Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаё т он всем вопросы:

— Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие…

Участники оценивают чтение.

- Уважаемые чтецы, какие у Вас были ощущения, когда оценивали ваше прочтение? Почему?

- Коллеги, легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему? (Ответы участников мастер-класса).

- А теперь попробуем оценить чтение по критериям : (слайд)

1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения? - 1 балл

2. Безошибочность чтения. - 1 балл

3. Выразительность чтения:

- правильно расставлено логическое ударение - 1 балл

- правильно расставлены паузы - 1 балл

- правильно выбрана интонация - 1 балл

- темп чтения – 1 балл

- сила голоса - 1 балл

4. Эффективное использование мимики и жестов 1 балл

Критерии оценивания и перевод первичных баллов в уровень выполнения (отметку по пятибалльной системе) :

8 баллов- высокий уровень, соответствует отметке «5»;

7-6 б. -повышенный уровень, соответствует отметке «4»,

4-5 б. - средний уровень, соответствует отметке «3»

Ниже 4 баллов- низкий уровень, соответствует отметке «2»

Вывод: оценка по критериям более объективная, оценивать намного легче.

При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть простроен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка.

Прогностическая оценка

Участникам даются карточки со словами и карандаши двух цветов – зелёного и синего.

Задание: поставьте верно ударение в словах. (Слова из задания ВПР, 4 класс)

Включит, ожил, щавель, столяр, положить, банты, каталог, краны, позвонишь, квартал, положить, цепочка.

Критерии :

-ударения поставлены верно во всех словах – высокий уровень,

-ошибки в 1-2 словах- повышенный уровень,

-3-5 ошибок- средний,

-более 5 ошибок- низкий.

-На карточке написаны слова. Нужно поставить ударение, соответствующее орфоэпическим нормам русского языка.

-Перед выполнением задания спрогнозируйте, насколько успешно вы справитесь. На листочках шкала, нужно указать уровень предполагаемой успешности выполнения задания.

-Выполните прогностическую самооценку зелёным карандашом.

-Расставьте ударение.

Правильные ответы: включИт, Ожил, щавЕль, столЯр, положИть, бАнты, каталОг, крАны, позвонИшь, квартАл, положИть, цепОчка.

-Сравните свои варианты с орфоэпическими нормами русского языка. На слайде - верные ответы.

-Отметьте на шкале реальный уровень успешности выполнения этого задания синим цветом.

-У кого совпала прогностическая самооценка с реальной? У кого выше? Ниже?

Прогностическая оценка является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребёнок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего этот способ оценивания применяется на самостоятельных, проверочных работах.

«Шкалы»

Инструментом оценивания можно использовать Шкалы «Волшебные линеечки», которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще.

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои крестики на линеечках. Получив тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает : «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение оценок будет поводом для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Урок по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» 2 класс.

Детям предлагается задание: выписать однокоренные слова.

На доске запись: гора, горький, пригорок, горный, город.

Обучающиеся знакомятся с записью. Организуется беседа:

- Что надо знать, чтобы правильно выполнить это задание?

Вместе с учителем разрабатывают критерии, необходимые для оценки собственных достижений.

В ходе обсуждения формируются критерии и записываются на доске:

а) Умение объяснять лексическое значение слова.

б) Умение находить общую часть слов.

в) Умение выделять корень.

Взаимоконтроль

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребё нка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

Шкалы можно использовать на первоначальном этапе обучения в 1 классе при взаимооценивании.

Использование знаков, символов (взаимооценивание) : после выслушивания ответа одноклассника дети поднимают карточки с символами:

! (все правильно, ответ соответствовал критериям)

+(были допущены ошибки по некоторым параметрам)

- (ответ содержит большое количество ошибок)

«Аплодисменты». Метод направлен на формирование взаимооценки, на отработку умения слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Если согласны с ответом - хлопаем в ладошки, если не согласны - не аплодируем.

Две звезды и одно пожелание (взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».

Задание группам: подготовить чтение отрывка по ролям.

-Возьмем критерий «умение передать характер героя». (Выдать тексты участникам)

Николай Сладков «Сорока и Енот»

- Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?

- Люблю!

- А птенцов и яйца любишь?

- Люблю!

- А лягушек и ящериц любишь?

- Люблю!

- А жуков и сороконожек любишь?

- Люблю!

- А. а червяков и улиток любишь?

- Тоже люблю!

- А чего же ты тогда не любишь?

- Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!

На доске рисуем шкалы по числу участников. Если чтец по оценкам слушателей выполнил задачу максимально, ставим крестик на самом верху шкалы.

Николай Сладков «Лисица и Заяц»

- Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют? Трубой! Хи-хи-хи.

- А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком.

- Да ну-у! А ну дай-ка мне цветочек понюхать.

- Но-но-но! Я твою лисью породу знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Проходи, проходи со своей трубой!

Оцениваем знаками и символами (выдать участникам).

Для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс, можно использовать трехцветный индикатор «Светофор».

Сигналы посылаются учителю в реальном времени в ходе урока. У обучающихся для этого есть три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание учителя, дети оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, насколько им под силу выполнить данное задание: красная – я не могу выполнить, я не понял; желтая – я не совсем разобрался с данным заданием; зеленая – мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь. Зажигая вместе светофор на разных этапах урока, учитель имеет возможность быстро увидеть готов ли класс продолжить занятие, достигнуты ли результаты, реализованы ли цели и задачи урока.

Критериальное оценивание позволяет оценивать действия не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в группах и парах.

Критерии оценки работы в группе :

1. Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

2. Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

3. Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

4. Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение)

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. Также можно выбрать экспертов, наблюдателей, которые будут помогать учителю фиксировать результаты работы групп.

Лист самооценки по теме семинара (отметить нужное) :

Знаю хорошо, уже использовала в работе

Было знакомо,но на практике не использовалось

Открыла новое для себя, применю на практике

Не вижу пользы, использовать не буду

Методики:

Шкалы

Светофор

Знаки и символы

Аплодисменты

Прогностическая оценка

Две звезды и одно пожелание

Оценивание по четко сформулированным критериям

Другое:

Планируемые результаты для слушателей.

1. Подвести к пониманию необходимости изменения оценивания.

2. Дать понятие критериальное оценивание.

3. Практическая работа в организации критериального оценивания по заранее подготовленным критериям.

4. Практическая работа по коллективному составлению критериев

5. Организация критериального оценивания в целях

-самооценки

-взаимооценки

6. Организация критериального оценивания при работе в группах.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинкиМастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению объёмной снежинки Детский мастер – класс по изготовлению объёмной снежинки. Декабрь – это пора новогодней суеты, которая заряжает нас позитивным настроением.

Фотоотчет о мастер-классе для учителей начальной школы «Изготовление модели павлина в технике оригами»Фотоотчет о мастер-классе для учителей начальной школы «Изготовление модели павлина в технике оригами» На протяжении учебного года ко мне не раз обращаются учителя за помощью по технике оригами. Не всегда с первого, и даже со второго раза.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект мастер-класса для учителей начальной школы «Изготовление модели павлина в технике оригами» Цель: Создание условий для расширения знаний учителей начальных классов в вопросах использования техники оригами в творческой деятельности.

Мастер-класс по аппликации «Праздничный букет из веточек вербы и нарциссов» для начальной школыМастер-класс по аппликации «Праздничный букет из веточек вербы и нарциссов» для начальной школы Последнее воскресение перед Пасхой называют Вербным. Известно, что в этот день Иисус Христос торжественно въехал на осленке в Иерусалим,.

Мастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению новогоднего украшенияМастер-класс учащихся начальной школы по изготовлению новогоднего украшения У матушки тучи, за белой горою, Родилась снежинка холодной порою. Студеная буря дочурку качала, В туманы ночные ее пеленала. А выросла.

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Разучивание песен с детьми начальной школы. Мастер класс.Разучивание песен с детьми начальной школы. Мастер класс. Разучивание песен с детьми начальной школы. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для учителей начальной школы по критериальному оцениванию
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 13:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для учителей начальной школы по критериальному оцениванию» (включая файлы) размещена пользователем Рожкова Надежда Борисовна (УИ 2296776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД