Елена Карамышева
Мастер-класс для воспитателей «Дидактические игры для детей раннего возраста. Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для воспитателей «Дидактические игры для детей раннего возраста. Развиваемся игр
ая»[/b].
Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Дидактические игры для детей раннего возраста, Развиваемся играя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка дошкольника.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
При ознакомлении детей с природой, в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др., что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Фрукты и овощи.», «Домашние и дикие животные», «Волшебный мешочек», «Кукла обедает» и др.
Сейчас я расскажу о некоторых из этих игр.
Дидактическая игра «Фрукт или овощ»
Цель: создание условий для формирования у детей представление о фруктах и овощах через игровую деятельность.
Задачи:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Развивать словесно - логическое мышление.
3. Развивать память, мышление.
Дидактическая игра «Животные — дикие и домашние»
Цель: Совершенствовать умение детей средней группы классифицировать животных по признаку: дикие, домашние.
Задачи:
1. Закрепить умения детей раскладывать фигурки животных на дикие и домашние.
2. Развивать зрительный анализатор детей путем рассматривания фигурок.
3. Воспитывать у детей выдержку, терпение, умение работать вместе.
Дидактическая игра «Кто что ест»
Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Вашему вниманию я могу предложить, к примеру, вот эти игры: «Что к чему», «Четыре сезона», «Кто, где живет?», «Лото», и т. д.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Игрушки раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму, их цвет, действия, которые можно производить с данной игрушкой. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.
Существует многообразие игр, направленных на сенсорное развитие ребенка. Сегодня я хотела бы уделить внимание играм, помогающим усвоить цвет, форму, размер предметов.
Предлагаю воспитателям ближе познакомиться с играми: «Петушок и перышки», «Собери бусы», «Найди домик предмета» и т. д.
А теперь вы сами поиграете: «Почини машину», «Игра с прищепками», «Помоги ежику собрать яблочки», «Пирамидки».
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Осьминожка»
Если у ваших детей в группе появится дидактическая игра «Осьминожка», я уверена, что они будут довольны. Ведь играя такой игрушкой, у детей развивается мелкая моторика и речь; дети получают разнообразные сенсорные впечатления; у них развивается внимание и способность сосредотачиваться, к тому же игра просто доставит радость и удовольствие вашим деткам.
Цель:
Закреплять названия цветов. Уточнить представления детей о морских обитателях. Учить детей застегивать пуговицы. Развивать мелкую моторику рук.
Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
Развивать целенаправленность действий с предметами.
Оборудование:
Вырезанные из ткани фигурка осьминога и маленькие фигурки морских
обитателей.
Ход игры:
Педагог показывает осьминога, рассматривает его с детьми, обращая
внимание на то, что осьминогу скучно, и он очень хочет «подружится» с
кем-нибудь.
Потом педагог показывает, как «подружить» осьминога с рыбками
(застегнуть пуговицы).
Для изготовления игры понадобится:
- Фетр разного цвета
- ножницы,
- иголка,
- пуговицы разной формы,
- трафареты морских обитателей.
На каждую «ножку» осьминога пришейте разноцветные пуговицы.
Приготовьте трафареты морских обитателей. Вырежьте их из фетра.
Добавить фигуркам глазки. Дополним вырезанные детали прорезями для петли, которая будет соответствовать пуговицам, пришитым к фигуре осьминога.
Ну, вот и все. Приступаем к игре. Надеюсь, что была вам полезна, спасибо за внимание.