Вера Сергиенкова
Мастер-класс для воспитателей «ФЭМП посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных
математических представлений посредством дидактических игр»
Воспитатель высшей категории
Сергиенкова Вера Васильевна
Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только педагогом, но и ребенком.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „ФЭМП посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Когда мы отправляем своего ребенка во взрослую жизнь, мы уверены, что он крепко стоит на своих ногах, а фундамент, на котором мы стоим-есть наша матушка земля, которая богата своими ресурсами. В наших образовательных учреждениях основой и фундаментом служит образовательная деятельность, которая не может существовать без создания и условий, средств для ее реализации.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Чтобы привлечь интерес ребенка, необходимо создать среду для познавательного развития по математике. С этого я и начала свою работу, оформляя и пополняя уголок «Совунья» дидактическим материалом и играми.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливает живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи.
Цель: повысить уровень знаний по методике формирования элементарных математических представлений; овладеть практическими навыками проведения логико-математических игр.
Задача: развитие логического мышления, воображения, умственных способностей; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить. Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно-следственные связи.
Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:
1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.
Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:
• совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
• воспитанию внимательности, памяти, мышления;
• освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
2. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
3. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
4. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
5. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.
Материал и оборудование. Дидактические игры изготовленные своими руками: «Умняшка-барабашка», «Рыбак поймал рыбку», «Волшебные коврики», «Машины в гараже», «Лепбук по математике»; «Слаймы», дощечки для лепки, песок и поддоны для рисования, Никитина «Колумбово яйцо», блоки Дьенеша.
Ход работы:
Здравствуйте коллеги!
Я рада приветствовать на своём мастер – классе
Позвольте спросить Вас «Часто вы думаете?»
Правильно постоянно, всегда.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи фигуру» Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите (нарисуете на песке) .
1) Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (цифры)
2) С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет. (единица)
3) Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка. (двойка)
4) Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
5) Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
6) Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Для детей это оказалось не так просто.
А сейчас я хочу вам представить дидактические игры своими руками для дошкольников.
С целью роста познавательного интереса воспитанников педагоги должны стараться разнообразить образовательный процесс. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.
Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:
• подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
• природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
• канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
• воображение – самая главная составляющая.
Прошу вас поучаствовать в моей игре «Умняшка-барабашка» Ваша задача: с помощью дополнительных карточек на шнуровке найти ответ на поле барабана путем наложения на нужную цифру. Используя другую сторону барабана, найти промежуточное число, путем наложения карточки.
Дополнительное задание: предлагаю использовать карточки с загадками и изображением определенного количества предметов, найти цифру, определяющую количество предметов на картинке. Наш «Умняшка-барабашка» многофункциональный и игру на барабане он не утратил. Предлагаю провести тест на слуховое восприятие и счет звуков, указав результат на число стрелкой. На боковой стороне вы можете увидеть геометрические фигуры, с помощью их мы выполним следующее задание: необходимо найти картинку с изображением, форма, которого напоминает данную геометрическую фигуру.
Третья игра это «Волшебные коврики», фетр из которого я их изготовила, действительно дают волшебное ощущение тепла и приятны на ощупь, дети с удовольствием считают на них косточки (пуговицы) и определяют с помощью пальпации общее количество и число.
Четвертая игра «Гаражи».
На каждой машине наклеены примеры, ответ которых вам надо найти в окне гаража. Вам дается задание: поставить машину в соответствующий гараж.
Пятая игра «Рыбалка» На каждом стаканчике изображено определенное количество рыбок, вам надо найти ложку (удочку) с карточкой, на котором составлено решение примера по количеству рыбок и вставить в стаканчик, этим действием мы определяем состав числа и учимся решать примеры на сложение и вычитание. Участник игры «вылавливает» правильный ответ из стаканчика –цифру.
Шестая игра «Цифровое колесо» Предлагаю сосчитать количество картинок с изображением и подобрать соответствующую прищепку с нужным числом.
Аналогичные игры представляют собой «Божия коровка», «Яблочки»
В дидактической игре «Волшебные цветы» необходимо сосчитать общее количество предметов и проверить себя, перевернув ромашку.
Давайте соберем из частей целое изображение, учитывая порядковый счет.
Можно также использовать прищепки и поиграть с киндер -игрушками, которые идут по дорожке столько, какое число мы видим в конце дорожки.
В коробке «Невидимка» мы попробуем на ощупь определить геометрические фигуры (цифры) и наложить их на соответствующую форму.
В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски», «Посчитай предметы», «Найди правильную цифру».
Итак, я хочу закончить свое выступление словами,
Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно, без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие. В заключении я хотела провести рефлексию «Солнышко» к солнышку нужно приклеить лучики
Желтый лучик - мне очень понравилось, получила много интересного.
Голубого цвета – было не интересное не получила нужной информации
предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
Спасибо за внимание и участие!