Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука»

Гузелия Ишбаева
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей

Цель: Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании

условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность опытно-экспериментального характера.

В мастер-классе использованы игровые технологии, проблемное

обучение, продуктивная деятельность.

Оборудование:

-скрепки, пуговицы, спички, гвозди.

- трубочки для коктейля на каждого

- стакан с водой на каждого

- два пустых стакана

- карандаши на каждого

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Экспериментирование — занимательная наука“» размещена в разделах

- скрепки, резиновые игрушки, булавки, гвозди, пуговицы, монеты

- бумажные цветы на каждого

- тазы с водой на каждого

- пластилин, камни, спичечные коробки

-пипетка

- магниты на каждого

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Экспериментирование – занимательная наука». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

Ход мастер – класса.

Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно, понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.

Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.

Можно рассказать ребенку о магните и явлении магнетизма.

Что такое магнит? Магниты — это куски железа или стали обладающие способностью притягивать железные предметы, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Опыт № 1. «Липнет – не липнет».

Материалы: скрепки, пуговицы, спички, гвозди.

Рассыпьте на столе различные железные, пластмассовые, деревянные предметы. Посмотрите, какие предметы притягиваются к магниту, а какие нет. Попросить родителей вместе с детьми, к чему магнит прилипает, а к чему – нет. Это занятие надолго увлекает ребенка. Для него настоящее открытие то, что магнит «липнет» к ванне, батарее, трубам, кастрюлям.

А потом пробуем, может ли действовать магнит на железные предметы через другие материалы?

Опыт №2. «Сквозь преграды».

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент (прокладывание под водой нефтепровода – используют магнит). Детям в данном случае уместно показать презентацию, как люди используют свойства магнита.

Перейдем к экспериментам с водой.

Цель моего мастер-класса не только показать опыты, по которым сейчас очень много различной литературы, но и обратить ваше внимание на трудности и ошибки, с которыми сталкиваются воспитатели.

Опыт №3. «Цветы лотоса» (название в литературе). Бумажные цветы.

Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз с водой. Я вам приготовила для каждого бумажные цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).

- Почему это происходит? (бумага намокла и стала тяжелее).

-Что в этом опыте не так? (название). Цветы лотоса пропитаны воском, если бы мы нанесли воск на бумагу, то цветы не раскрылись. Опыт бы не получился.

В опытно-экспериментальной деятельности все материалы должны быть на каждого ребенка, чтобы не было вмешательства в эксперимент. Эксперимент это не всегда удача, тогда бы не было и фармакологии.

Опыт № 4. «Почему корабли не тонут?»

Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Описание: В гости к детям пришел, Почемучка и принес много разных предметов.

Почемучка: Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

Воспитатель : Почемучка, какие предметы у тебя утонули?

Почемучка: Я теперь уже не знаю. Я, когда шёл к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.

Воспитатель : Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут?

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде?

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узнают, что тонет). Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит?

Воспитатель : Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из ячейки из-под яиц.

Почемучка: Почему же не тонут корабли?

Воспитатель : Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Форм предмета имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде.

Беседа с педагогами: Дети получили доступный ответ?

Опыт № 5. «Соломинка-пипетка».

Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?

Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

Предлагаю детям провести соревнование «Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку начинают наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны закончить.

Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Все эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны. Наш мастер-класс помогает научить взрослых развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям».

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или останутся нераскрытыми.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Консультация для воспитателей «Что такое экспериментирование» Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Мастер-класс для родителей «Волшебство на кухне. Домашнее экспериментирование» Цель: Познакомить родителей с опытно - экспериментальной деятельностью детей раннего возраста. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Мастер-класс «Экспериментирование в детском саду» Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком» Все помнят,.

Мастер-класс для педагогов на основе опыта работы «Занимательная геометрия для малышей» Одно из приоритетных направлений нашего детского сада – формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Я хочу сегодня.

Опыт работы по детскому экспериментированию «Занимательная наука: узнаем-познаем-развиваемся!» Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения.

Викторина «Занимательная математика» для воспитателей при проведении педсоветаВикторина «Занимательная математика» для воспитателей при проведении педсовета Викторина «Занимательная математика» Цель: в нетрадиционной форме показать свои знания по формированию математических представлений, формировать.

Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука» Экспериментальная деятельность для воспитателей «Веселая наука»«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 18:10
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука»» (включая файлы) размещена пользователем Гузелия Ишбаева (УИ 248714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД