Лучший педагог года

Опыт работы по детскому экспериментированию «Занимательная наука: узнаем-познаем-развиваемся!»

Сычёва Ольга Валерьевна
Опыт работы по детскому экспериментированию «Занимательная наука: узнаем-познаем-развиваемся!»

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Публикация «Опыт работы по детскому экспериментированию „Занимательная наука: узнаем-познаем-развиваемся!“» размещена в разделах

Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Познание окружающей действительности должно идти через практическое получение и применение знаний, умений и навыков. Уже в дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в познании.

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

• недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;

• воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т. к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

• Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Цель проекта:

• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

• Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи:

• Расширять представление детей о свойствах окружающего мира, формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней, почвы, воздуха, бумаги (неживой природы, расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• Учить детей делать выводы на основе опытов, поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

• Участвовать в посильной практической деятельности, развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей).

Технология организации проекта.

Методы и технологии реализации проекта:

- метод проекта;

- личностно-ориентированные технологии;

- познавательная деятельность и игры – эксперименты;

- беседы с детьми;

- продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

• «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, 2010 г.

• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Т. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, 2010 г.

• «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, 2011 г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов НОД и игр - экспериментов;

- подготовка оборудования, материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;

- оформление «детской лаборатории» в группе.

Миссия проекта: проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы развития поисковой деятельности и познавательной активности дошкольников, через детское экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации: долгосрочный.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагога.

- Обобщение педагогического опыта и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня, через овладение методом проекта в работе с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I этап. Начальный (констатирующий, информационно-накопительный) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня практических знаний детей.

1. Подготовка к работе педагога.

• Анализ методической литературы.

• Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

• Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

- Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

- Проведение элементарных опытов с объектами неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями и т. п.

3. Диагностика.

Результаты начальной диагностики знаний у детей среднего возраста (5г. ж.) : было обследовано 20 детей и выявлено: высокий уровень имеют – 20% (4 человека); средний показатель – 35% (7 человек); ниже среднего – 45% (9человек). (Приложение №1)

Для выявления у детей знаний я использовала систему специально подобранных вопросов и набор дидактических игр.

II этап. Основной (формирующий) - заключается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий по исследовательско – экспериментальной деятельности (предполагает работу в течение 1 года).

I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК» (цикл практических дел)

Наблюдая за детьми, я определила объекты, предметы и явления, которые вызвали наибольший познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень игр по экспериментированию по следующим разделам:

• жидкость, свойства воды;

• воздух и его свойства;

твердое тело: песок, глина, бумага;

цвет: что такое радуга, смешение цветов;

• звук;

магнетизм: магнит и его свойства;

• увеличительное стекло.

Одними из требований к содержанию применяемых мною игр – экспериментов является :

• ориентация на интересы и потребности детей;

• связь с жизненным опытом ребенка;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

• субъективно – объектные отношения, развитие коммуникативных навыков;

• создание проблемного поля, для активизации и мотивации деятельности детей, подведение детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;

• способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Специально организованную образовательную деятельность с детьми по экспериментированию, я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

НОД (игровые сеансы) проводятся с небольшими подгруппами (от 5 до 10 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка. Во время совместного экспериментирования мы - ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

Чтобы поддержать у воспитанников интерес к экспериментированию, я предлагаю им проблемные ситуации, и интегрирую различные методы и приемы. Это дает возможность детям почувствовать свою значительность, что укрепляет в них позицию «Взрослого».

Для организации работы по данному проекту, я разработала и использовала на практике систему перспективного тематического планирования для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь организованной образовательной деятельностью. В совместной с детьми деятельности так же происходит практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов и явлений. При этом дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных объектов, проблемных ситуаций. Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества:

• уметь договариваться,

• отстаивать свое мнение,

• рассуждать в диалоге с другими детьми;

• учитывать мнение других,

• слушать друг друга,

• более активным детям помочь застенчивым.

Для самостоятельной опытно – исследовательской (экспериментальной) деятельности детей я подбираю простые по выполнения опыты, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто (бумага, картон, пластиковые бутылки, краски и другое). А вот специальные инструменты и простейшие приборы, собраны силами родителей и друзей детского сада, в центре экспериментирования «Хочу все знать!». Данный центр - своего рода «лаборатория детских исследований». В группе так же созданы разнообразные центры активности, детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д.

Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка, а виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю маленькую лабораторию и центры активности, в соответствии с возрастом детей, их возможностями и интересами. Не все материалы находятся там одновременно. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы, толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

II БЛОК: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Дошкольное учреждение - важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей, мною систематически проводятся консультации, разрабатываются памятки по исследовательской деятельности дошкольников Для поддержания интереса у детей к опытно – исследовательской деятельности, я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности, регулярно привлекаю родителей к оформлению центра экспериментирования в группе.

Было проведено анкетирование. Многие родители считали, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

После проведения собраний и консультаций, родители вместе с детьми стали проводить опыты в домашних условиях. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются ко мне за помощью, делятся своими впечатлениями.

III этап. Заключительный (контрольный) – осуществляется проверка успешности выбранной технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных естественнонаучных знаний детей).

БЛОК – «ДИАГНОСТИКА» (продукты проекта)

Этапы развития детской экспериментальной деятельности.

Дети практически осваивали свойства и качества различных материалов, активно участвовали в исследованиях и преобразованиях различных проблемных ситуаций, учились фиксировать полученные результаты. Эксперименты помогали дошкольникам выявить причины отдельных явлений, исследовать и сравнить свойства предметов (объектов, узнавать и расширять свои знания и представления. Во время совместного экспериментирования мы ставили цель, выдвигали гипотезы, совместно определяли этапы работы, делали выводы.

Я старалась научить детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, творчество и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах и качествах предметов и объектов окружающего мира, дети овладели определенными навыками в исследовательско – экспериментальной деятельности.

На конечном этапе было обследовано 20 детей: высокий уровень показали – 40% (8 человек); средний показатель – 55% (11 человек); ниже среднего – 5%

(1человек).

Результативность. Выводы.

В результате организации детского экспериментирования и исследовательско – опытной деятельности, я пришла к выводу, что у детей:

• развивается познавательная активность;

• появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

• расширяется кругозор, в частности обогащаются знания об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;

• обогащаются знания о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.);

• уточняются знания о применении их человеком в своей деятельности;

• появляются навыки планирования своей деятельности, а так же умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы;

развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, толерантность и целеустремленность;

• формируется интерес к исследованию, а это стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система мероприятий по реализации познавательно - творческого проекта по развитию детской исследовательско - экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности родителей, педагогов и детей доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Рекомендации.

В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов :

• Установить цель эксперимента : для чего мы проводим опыт.

• Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

• Обсудить весь процесс эксперимента : как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).

• Подвести итог эксперимента : что получилось, произошло.

Перспективы

Разработать перспективный план для дальнейшей работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей ООП ДО, в соответствии с ФГОС ДО;

• Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;

• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации познавательной активности детей;

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Таким образом, творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Публикации по теме:

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Фотоотчёт по экспериментированию в младшей группе «Опыт с яичком»Фотоотчёт по экспериментированию в младшей группе «Опыт с яичком» В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цели, решать проблему, анализировать.

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 "Светлячок" города Лесосибирска" Опыт работы по.

Опыт работы с молодыми специалистами по разработке экологического проекта и организации работы по проекту Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы с молодыми специалистами по разработке и реализации экологического проекта в.

Отчет кружковой работы «Занимательная математика». Средняя группа Отчет кружковой работы «Занимательная математика» на 2016-2017 учебный год (средний дошкольный возраст) Воспитатель:.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Занимательная математика Актуальность проекта. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает.

«Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников» (опыт работы) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Современные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по детскому экспериментированию «Занимательная наука: узнаем-познаем-развиваемся!»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 16:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД