ЕВГЕНИЯ ТИТКОВА
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №6 "Светлячок" города Лесосибирска"
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Выполнила: Титкова Е. А.
воспитатель
Лесосибирск 2017
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Слайд 1
Публикация «Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Я хочу рассказать Вам о своем опыте работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка! Я использую технологию детского экспериментирования, т. к. знания, приобретенные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение мной детского экспериментирования в практической деятельности с дошкольниками.
Слайд2
Я работаю на подготовительной к школе группе. В прошлом году мы набрали группу неорганизованных детей 5 лет («домашние дети», и я столкнулась со следующими трудностями:
- не умеют работать в группах и подгруппах, плохо развиты коммуникативные способности.
- у детей качественно снижены показатели логического мышления,
- дети с трудом понимали причинно- следственные связи рассматриваемого явления,
-испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации,
- испытывают трудности в обобщении и анализе нового материала.
Решение трудностей в своей работе осуществляю через такие формы работы :
-познавательная НОД;
-совместно исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты);
-игры-эксперименты и дидактические игры;
- исследование;
- проектирование;
Так же были подобраны методы и приемы:
- метод трех вопросов;
- использование компьютерных и мультимедийных средств обучения;
- наглядные (наблюдения, иллюстрации, презентации об изучаемых явлениях;
- словесные (беседы, чтение художественных и фольклорных произведений);
- практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры)
Слайд3
При проведении экспериментов выделяю несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи, ситуации, вопроса).
2. Поиск путей решения проблемы. На данном этапе, я предлагаю детям дидактическую игру «Выбери центр» :
- Дети выбирают карточку центра, в котором будут искать решение проблемы.
- Второй вариант игры, карточки располагаются изображением вниз, ребята выбирают карточку центра.
В результате работы происходит распределение работы по центрам и ненавязчивое деление дошкольников на «компании».
3. Проведение экспериментов. (Эксперименты проводятся каждой группой, и решается либо общая проблема, либо проблема каждой компании; проводим эксперименты, как в группе, так и в «Лаборатории фиксиков» свободное оборудованное помещение на базе нашего ДОУ.
4. Фиксация наблюдений. (У каждого ребенка имеется свой блокнот, где фиксируется результат наблюдения)
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Очень эффективной формой работы, исходя из моей практики, являются проекты. Я вам расскажу,как возник один из проектов.
Во время рассматривания иллюстраций к сказке «По щучьему велению…»дети меня спросили «А почему лед в проруби прозрачный?». Предложила воспитанникам ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность, задаю детям провокационный вопрос, «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?» - большинство детей приняли решение, что лед будет прозрачный. Используя один из способов реализации проекта «Метод трех вопросов», возникла необходимость в разработке проекта по расширению знаний детей о свойствах воды. Это проект для детей старшего дошкольного возраста, назвала я его «Чудо-вода».
Слайд4
При реализации данного проекта я создала предметно- пространственную развивающую среду.
Слайд 5
В центре экспериментирования «Вместе с фиксиками» и в «Лаборатории фиксиков» Слайд6 развивали представления о свойствах и состояниях воды, а так же навыки элементарного экспериментирования; проводили опыты- тонет не тонет, форма воды, температура воды, вода- растворитель, есть ли запах, вкус у воды, кристаллизация воды при замерзании и т. д.
Слайд 7
- в центре безопасности появилась иллюстрация с изображением детей на льдине (с ребятами сделали выводы, что и кто тонет, а что нет);
-в центре ПДД появился водный транспорт и здесь тоже решали проблемный вопрос почему железная пластина тонет, а водный транспорт ходит по морям и океанам;
Слайд 8
-в центре сюжетно- ролевой игры «Мы играем» ребята примерили на себя роль капитанов, боцманов и помощников капитанов;
Слайд 9
-в математическом центре «Фиксики-нолики» добывали знания в игровой форме с помощью игры «логико-малыш»;
- в центре «Познавай-ка» с ребятами получали знания о значении воды для всего живого на земле, рассмотрели с детьми глобус, выяснили, что цвет воды на нём – голубой, на земном шаре воды больше, чем суши. Нашли океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса.
Слайд 10
-в центре «Цветные ладошки» рисовали морских животных по трафаретам, рассматривали картины знаменитых художников, раскрашивали раскраски на тему «Вода, кругом вода», так же сделали коллективную работу «Круговорот воды в природе», узнали, что вода бывает теплой, холодной, горячей при рисовании детям ставили стаканчики с разной температурой воды;
-в центре «Мы - артисты» обыгрывали произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», стихотворение «Путешествие капельки»;
Слайд 11
-в центре речевого развития «Читай- ка», ребята изучали энциклопедии, узнавая значение воды на Земле, создавали вместе с родителями тематические альбомы на тему «Вода», играли в речевую игру игру «Что плывет? Кто плывет?»;
Слайд 12
-в режимных моментах в течение дня играли с дошкольниками в развивающую игру «Тучка и капельки» с помощью игры дети получили представление о роли воды в жизни растений и животных суши, элементарные знания о круговороте воды в природе и знания о значение воды в жизни людей.
Слайд 13
- в вечернее время ребята играли в настольные игры «Морской бой» и «Капитаны», игры принесенные ребятами из дома.
Слайд 14
Хотелось бы сказать, что так как «Модель трех вопросов» вывешивается в приемной группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.
В результате реализации проекта дети:
• решили проблему (ответили на вопрос) «Почему лед прозрачный» Лёд – это тоже вода, только в другом агрегатном состоянии. Тогда почему он прозрачен, а не белый? Лёд представляет собой кристаллическое соединение. Кристалл всегда прозрачен и не важно, лёд это или кристаллическая соль. Ледяная глыба – это тоже, своего рода кристалл, только большого размера.
• сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам;
• овладели несложными способами экспериментирования с водой;
• овладели исследовательскими умениями, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать явления);
• развиты коммуникативные навыки (умение работать в «компании»);
• повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.