Татьяна Майборода
Конспект мастер-класса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие коллеги и уважаемое жюри!
Мы встретились сегодня с вами, чтоб поделиться опытом своим.
И рассказать о самом главном, чтобы потом могли в работе применить.
Настала очередь моя, согреть, зажечь и растопить ваши сердца.
А тема мною выбрана не зря, я думаю, что главная и важная она.
(Тема моего мастера класса «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности») Слайд №
/ Целью мастера-класса является /
Цель: совершенствование работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Публикация «Конспект мастер-класса „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности“» размещена в разделах
Задачи представлены на слайде
Задачи:
- повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
- развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
- развивать творческую активность человека.
В настоящее время современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Ключевой задачей современности, является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности ребёнка. Эффективным средством, компенсирующим дефициты нравственного развития, поддержки самостоятельности инициативы является волонтерство. (Слайд №)
(Скажите, коллеги, кто такой волонтер) (Слайд №)
Для волонтёра ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям и желание им помочь, забота и бережное отношение к природе и ее обитателям, отзывчивость и милосердие. (Сегодня на занятии ребята проявили такие качества и были приняты в волонтеры)
Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь слабому, маленькому, одинокому, больному.
Педагогический коллектив нашего ДОУ внедряет одну из форм по социально-коммуникативному развитию дошкольников – волонтерское движение. Волонтерство предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Мы реализовываем проект по волонтерскому движению «Добрые дела дошколят». Целью, которого является создание в детском саду волонтерского движения; объединить воедино активных педагогов, детей, родителей, и их участие в мероприятиях, акциях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников. В рамках проекта мы с ребятами устраиваем недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всем. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания, помогали навести порядок в книжном уголке, убирать игрушки на участке. (Слайд №)
Так же участвуем в акциях, например: акция «Мы за здоровый образ жизни», акция «Безопасные дороги детям», акция «Помоги птицам зимой». Перед проведением акции проводим различные беседы, игры, проигрываем ситуации связанные с волонтерским движением.
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для ветеранов ВОВ и труда, одиноких пенсионеров. А потом ребята поздравляют и вручают подарки. Сегодня с ребятами на занятии изготовили новогодние открытки для пожилых людей. (Я их передам через социальных работников.) В этом году наши сотрудники, семьи наших воспитанников приняли активное участие в акции «Посылка земляку». Ребята нарисовали рисунки нашим защитникам.
По моему мнению, организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влияния на формирование и развитие личности ребёнка, развитой нравственно и патриотично. А одна из задач педагога – разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, чтобы она стимулировала развитие волонтерского качества у детей. Сделать это поможет разнообразный дидактический материал, который дети смогут использовать в своих играх, а вы в ходе – образовательной деятельности. Предлагаю вам рассмотреть дидактический чемоданчик с играми для детей.
Сегодня мы обсудим, как сделать чемоданчик волонтёра, который сможет путешествовать по всем группам детского сада.
Чемоданчик волонтёра – интерактивный дидактический материал. С его помощью вы создадите условия для полноценной социализации детей, разовьете коммуникативные навыки дошкольников : научите их общаться, доказывать свои суждения, рассуждать, замечать причинно-следственные связи в ходе тематических игр из чемоданчика добрых дел.
Как изготовить чемоданчик добрых дел. Лучше всего взять старый легкий чемодан с рабочей и простой застёжкой. Так вы дадите вещи вторую жизнь. Простой замок нужен, чтобы дети могли сами открывать и закрывать чемодан. Чемодан должен быть вместительным и прочным.
С наружи оформите его так, чтобы он привлекал детское внимание. В оформлении придерживайтесь тематики – волонтёрства. Наше волонтерское движение называется «Добрые дела», поэтому я решила оформить чемоданчик в соответствии с логотипом нашего волонтерского движения.
Внутри сделайте перегородки, для того чтобы каждая игра имела свою ячейку, в которой будут находиться все необходимые атрибуты для данной игры. Под крышкой чемоданчика размещены правила к каждой игре.
Что положить в «Чемоданчик добрых дел». В этом чемоданчике располагаются дидактические игры для детей от 3 до 7 лет, направленные на воспитание у детей личностных качеств волонтёра, игры-акции, проводимые волонтерами. Игры можно сделать своими руками. Давайте рассмотрим некоторые игры, которые находятся в чемоданчике «Добрых дел».
1. Дидактическая игра «Помоги рыбкам», для детей 3-7 лет. (Слайд №)
Цель: объяснить детям, что загрязнение водоемов губит планету, сформировать представление какую пользу могут принести волонтёры при загрязнении водоемов.
Для реализации этой игры нам понадобится: Пластиковый контейнер, который будет водоемом; пластмассовые рыбки, удочка с магнитом; карточки с металлической петелькой, на которых изображен мусор.
В контейнер кладем рыбок и карточки с изображением мусора. Игроки должны разобраться, что является губительным для жителей водоемов, и магнитной удочкой достать из водоема лишнее предметы-карточки с металлическими петлями.
2. Игра-акция «Корзина доброты», для детей 5-7 лет. (Слайд №)
Цель: закупка полезных и качественных продуктов в магазине, для всех кто в них нуждается.
Для реализации игры нам понадобится: магазинная касса, купюры денег, ценники, корзина, муляжи полезных и вредных продуктов.
В ходе игры ребята, распределяют роли продавца и покупателей-волонтёров. Волонтёры получают купюры с разными номиналами, и должны выбрать только полезные продукты из всех предложенных именно на ту сумму, которая указанна на купюре. А продавец на кассе проверяет полезность продукта и соответствие цены указанной на товаре и купюры предложенной покупателем. Все купленные продукты, ребята складывают в «Корзину доброты».
3. Дидактическая игра «Сортировка мусора», для детей 5-7 лет. (Слайд №)
Цель: познакомить детей с понятиями «сортировка мусора», сформировать представление о способах решения некоторых экологических проблем, путем привлечения волонтеров к акциям в помощь природе.
Для реализации игры нам понадобятся: шесть пластиковых стаканчиков, которые будут мусорными контейнерами для шести типов мусора, на каждом контейнере – надпись и схематическая картинка, для какого он мусора: «Стекло», «Пластик», «Бумага», «Металл», «Пищевые отходы», «Опасные отходы»; карточки с изображениями мусора шести типов. (Сегодня на занятии использовали большие контейнеры)
Ход игры: Педагог предлагает игрокам экологическую ситуацию: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор». Волонтёры должны провести акцию в помощь природе и разобрать мусор по контейнерам. Или аналогично – игрокам-волонтёрам надо определить, из чего сделан предмет на картинке и выбрать, в какую мусорную корзину его положить.
4. Дидактическая игра «Планета грустная и веселая» для детей 5-7 лет. (Слайд №)
Цель: сформировать у детей представления о том, откуда берется мусор, как отходы влияют на окружающую среду и здоровье человека, дать представление того, какую пользу приносят волонтёры в этой ситуации.
Для реализации игры нам понадобятся: две магнитные доски, на одной доске веселая планета на зеленом фоне, на другой грустная планета на коричневом фоне; магнитные картинки с изображением полезных и вредных для природы предметов.
Ход игры: Игроки выкладывают на стол магнитные доски с изображением грустной и веселой планеты. Берут картинки и решают полезны или вредны для планеты изображенные на них предметы и крепят полезные предметы на зеленое поле к веселой планете, а вредные – на коричневое поле к грустной планете. (Аналогичную игру сегодня на занятии проводили вместе с детьми)
5. Дидактическая игра «Цветок волонтера», для детей 5-7 лет. (Слайд №)
Цель: формировать представление детей, о понятии волонтер, какими качествами он должен обладать.
Для изготовления данной игры была оформлен цветик-семицветик, на ее лепестках написаны слова, которые соответствуют хорошим личностным качествам человека. Нужно угадать эти качества по описанию. (Я предлагаю вам провести эту игру)
Ход игры: Вариант 1. Перед игроками лежат лепестки цветка, на которых написаны слова с хорошими личностными качествами человека. И сердцевина цветка, вокруг которой они собирают лепестки. По описанию дети угадывают эти качества и вместе с воспитателем начинают собирать цветок волонтера.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать добрый человек?
Давайте вместе заставим наш цветок доброты расцвести яркими красками.
Для этого нам нужно назвать каждый лепесток одним из качеств доброго
человека. Угадайте эти качества по описанию:
Чувство сердечной привязанности к людям, Родине (любовь)
Добрый, мягкий по характеру, не злобный (добродушие)
Сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, нехвастливый (скромность)
Ласковый, проявляющий любовь (нежность)
Готовность помочь кому-нибудь в трудную минуту (милосердие)
Жалость, сочувствие, вызываемые каким-нибудь несчастьем (сострадание)
Любовь к труду (трудолюбие)
Вариант 2. Перед игроками лежат лепестки цветка с картинками, на которых изображены хорошие и плохие поступки детей. И сердцевина цветка, вокруг которой они собирают лепестки. По сигналу воспитателя дети собирают лепестки с хорошими поступками и объясняют свой выбор. (И в заключении хочу рассказать)
6.«Кубик Блума»
Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Цель: помогает сформировать элементы критического мышления, позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.
«Кубик Блума» можно использовать по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов: опиши, сравни, предложи ассоциацию, проведи анализ, используй, оцени.
1. Опиши. Что можно описать? Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.
2. Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
3. Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
4. Проведи анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочее.
5. Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.
6. Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
«Кубики Блума» можно использовать в работе для развития духовно-нравственной личности. У меня есть несколько кубиков по теме «Детский сад», «Наша Родина – Россия», «День Победы», «Наши праздники», «Наш поселок». Один из которых я сейчас продемонстрирую.
Наш чемоданчик путешествует по группам, дети его с нетерпением ждут, с удовольствием в него играют.
Вывод: Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Дорогие коллеги, если вы считаете мастер класс полезным, то покажите красное сердце, а если бесполезным, то серое.