Папки-передвижки

Мастер –класс. Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников

Ольга Русанова
Мастер –класс. Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников

Мастер – класс

Формирование

личностных и познавательных предпосылок

универсальных учебных действий

у старших дошкольников при

использовании ТРИЗ-технологий в ОП

в условиях ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.

Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В. А. Сухомлинский).

Публикация «Мастер –класс, Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» размещена в разделах

Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному.

Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Термин «предпосылки универсальных учебных действий» -это способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения навыков через практическую деятельность и личный опыт.

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Мы рассмотрим 2 блока –личностный и познавательный УУД.

Формирование личностных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.

Ребёнок овладевает основными культурными способами

деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в

разных видах деятельности –игре, общении, конструировании,

и др. ; способен выбирать себе род занятий и способы решения, партнёров по совместной деятельности;

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к

миру, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое

реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в

игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры

Формирование познавательных предпосылок УУД у старших дошкольников в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,

касающиеся близких и далёких предметов и явлений,

интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать ;

ребёнок способен к принятию собственных решений.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста?

Это НОД — непрерывная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Если сравнить основные задачи познавательного развития по ФГОС и задачи ТРИЗ-РТВ, то они, до удивительного, сходны…

Таблица 1

Задачи познавательного

развития дошкольников по ФГОС ДО

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование представлений о целом и частях;

- формирование представлений о пространстве и времени, причинах и следствиях событий, движении и покое;

- особое внимание уделять исследовательской и проектной деятельности;

- организовывать решение познавательных задач, которые особенно хорошо просматриваются в работе с проблемами и противоречиями;

- формирование познавательных интересов, действий и навыков

- ФГОС предполагает решение познавательных задач во всех образовательных областях и во всех видах детской деятельности.

Задачи ТРИЗ-РТВ в познавательном развитии дошкольников

- формирование основ системного мышления, установление взаимосвязи между частями системы, её изменениями во времени, взаимодействии с другими системами;

- обучение детей выявлению, формулированию и разрешению простейших проблем, противоречий, причинно-следственных связей событий, проявляющихся в процессе ознакомления с окружающим миром;

- формирование умения пользоваться приемами «сильного мышления», способствующими быстрой систематизации и классификации, а также запоминанию большого объема информации;

- обучение детей организации самостоятельной исследовательской, проектной, творческой деятельности по образцу работы со взрослым и по собственному запросу.

- формирование умения определять ресурсы, основные и дополнительные функции объекта.

ТРИЗ – технология нацелена на интеллектуальное, творческое развитие личности в любых видах деятельности.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр

и занятий с детьми.

«Угадай, что я загадала.»

«Теремок.»

«Сказка на изнанку.»

«Чем было – чем стало»

«Что-то часть чего-то.»

«На что похоже?»

«Что из чего?»

«Плохо хорошо»

Этапы обучению ТРИЗ

- Научить находить и различать противоречия, которые окружают детей повсюду. (Что общего между цветком и деревом).

- Учить детей фантазировать, изобретать.

- Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. (Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать).

- Ребенок применяет полученные знания и используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Принципы построения НОД по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

- Дать возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивать потребность в познавательной деятельности.

- Дать возможность созидать, творить.

- Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя.

При проведении НОД можно применять следующие формы работы с детьми :

- беседу,

- сюжетно-ролевые и дидактические игры,

- Прослушивание музыки,

- инсценирование и моделирование ситуаций,

- выполнение практических работ.

- Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации.

- В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

- Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать

-

- соответствующий вывод.

Методы и приемы ТРИЗ технологии

Метод мозгового штурма

Метод проб и ошибок

Сравнение живых и неживых объектов

Фантастическая аналогия

Метод эмпатии

Метод противоречий

Прямая аналогия

Изменение сюжета сказки

Метод противоречий.

Цель:

• Активизация интереса,

• Систематизация знаний,

Формирование понятий

относительности.

( Дождь: почему хорошо, почему плохо)

Метод «эмпатии»

Цель: развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета

(Что чувствует Лиса, когда хочет съесть колобка.

Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете)

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цель: видеть общее и различие ; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Системный оператор

Системный оператор формирует у ребенка

«навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление»

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я -. (называет себя, например, цветок). А ты кто?

- А я -. (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок?

Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и

называет найденные общие моменты.

Например, он может сказать, что и у цветка, и у

груши есть веточка. После этого первый

участник заходит в теремок, а к хозяину

уже стучится следующий гость. Важно

сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то

не может ответить, то помогают остальные дети.

Игра "Хорошо-плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. 1 вариант:

В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?",

"что-то плохо – почему?".

Работа со сказками

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей,

создает условия, при которых главные герои остаются, но

попадают в новые обстоятельства, которые могут быть

фантастическими и невероятными.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.

Сказки, по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все

страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и

Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они,

горевали и решили искать спасение. Встретили старика

Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .”

Спасательные ситуации в сказках

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .”

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка”

Придумать:

Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.

Уважаемые педагоги!

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству,

сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Спасибо за внимание!

Творческих ВАМ успехов!

Публикации по теме:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGOФормирование познавательных интересов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста посредством LEGO Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы.

«Символ года своими руками». Мастер-класс для средних и старших дошкольников«Символ года своими руками». Мастер-класс для средних и старших дошкольников Новый год не за горами и все мы задумываемся о том, какие презентики для своих родных могут сделать наши дошколята. Вашему вниманию я хочу.

Формирование основ безопасности у старших дошкольников. Мастер-класс для педагогов 1 слайд Добрый день,уважаемое жюри и уважаемые коллеги! Я представляю город Козьмодемьянск. 2 слайд Зовут меня Кудряшова Наталья Александровна.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий. Опыт работы 1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность.

Характеристика универсальных учебных действий в процессе обучения Общая характеристика универсальных учебных действий 1.1. Понятие УУД Универсальные Учебные Действия (УУД –это совокупность способов действий.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Мы воспитатели детского сада №65 «Колосок» Бесчетникова Ирина Юрьевна и Шмойлова Светлана Викторовна.

Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста» Целевая аудитория: педагоги дошкольных и общеобразовательных учреждений. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в области.

Мастер класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Конспект НОД «Заколдованный сказочный герой» Воспитатель Конева Наталья Владимировна. МБДОУ д/с №52 г. Белгорода Цель: развитие творческих.

Мастер-класс «Развивающие игры для старших дошкольников» Мастер-класс «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ д/с №52 Конева Наталья Владимировна Цель: познакомить.

Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей»Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» На просторах интернета можно найти очень много полезного и интересного материала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер –класс. Формирование личностных и познавательных предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2017 в 23:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД