Папки-передвижки

Мастер-класс. Фрагмент урока истории в 5 классе по теме «Древний Египет»

Людмила Александровна Щемилкина
Мастер-класс. Фрагмент урока истории в 5 классе по теме «Древний Египет»
▼ Скачать + Заказать документы

«. мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, а сделать это, не побеспокоив душу, нельзя.»

Историческое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе.

В рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не только умственным, но и эмоциональным процессом. Все большее значение в педагогическом процессе приобретают образно-эмоциональные методы обучения.

Публикация «Мастер-класс, Фрагмент урока истории в 5 классе по теме „Древний Египет“» размещена в разделах

Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому педагогу. Практика показывает, что в рамках существующего учебного процесса продолжает господствовать традиция передачи безличностных знаний, недостаточное обращение учителей к образно-эмоциональной сфере ребенка. В этих условиях невозможно гармоничное развитие целостной личности человека.

Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно и дает качественные результаты, чем более она мотивирована. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Ее значимость обусловлена тем, что именно мотивация является источником активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения, именно поэтому мотивация, так важна в учебной деятельности школьников.

В школе в основном развиваются навыки, связанные с левополушарной специализацией, а именно: письмо, символы, язык, чтение, фонетика, разговор и декламирование, аудиальные ассоциации. В то время как навыки, связанные с правополушарной специализацией (случайное осознавание, пространственные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, чувства и эмоции, не получают должного развития. Это обедняет личность ученика, сворачивает его творческие способности, ведет к утрате его индивидуальности. В реальном учебном процессе учителя редко используют возможности эмоционального изложения программного материала.

Современному учителю необходимо искать способы формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы субъекта учения к упорной, систематической учебной работе, формировала внутреннюю мотивацию к учению. Как писала А. К. Маркова: «Необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания».

Сущность обучения заключается в повышении у школьников мотивации на уроках, путем включения в структуру урока учебных ситуаций на образно-эмоциональной основе.

Универсальным средством развития познавательной мотивации учащихся являются учебные ситуации на образно – эмоциональной основе.

Под учебной ситуацией понимается совокупность дидактических, логических, психологических компонентов, посредством которых происходит раскрытие содержания предметного материала.

Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся.

Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой выполняют следующие функции:

- познавательную (воздействует на умственную работу школьников, осознание ими процесса работы и понимание собственных знаний,

- мотивационную (воздействует а эмоционально-волевую сферу учеников через переживание ими успеха или неуспеха,

- развивающую (развивает психические процессы, свойства и качества личности, умения школьников к самоконтролю, анализу и правильной оценке результатов своей деятельности,

- регулирующую (состоит в том, что деятельность носит разносторонний характер,

- информационную (подразумевает планирование и прогнозирование результатов обучения школьников, дает возможность проанализировать причины неудач,

- воспитательную (приучает школьников к систематической работе, дисциплинированности, ответственности, формирует положительные нравственные качества личности и мотивы учения).

Важную роль в раскрытии личностных смыслов играют образы как элементарные единицы всякого познания и эмоции, присутствующие в структуре сознания любого человека. эмоциональный образ может служить эффективным средством развития личности и индивидуальности учащихся. Его применение в процессе обучения, адаптируя учебный материал для понимания и усвоения школьников, делает изучаемый материал личностно значимым для них и тем самым, мотивирует их на более качественный уровень учебной деятельности, позволяет организовать психологически сообразный детской природе процесс обучения.

Очень часто ребята переступают порог кабинета со скучными безразличными, а может уставшими лицами. И бывает тяжело завести их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен какой-то щелчок, который привлечёт и внимание, и интерес детей. Таким щелчком может быть необычная интеграция на уроке или нестандартно начатый урок.

Да, природа наделила нас стремлением познавать мир, раскрывать его тайны, но мы иногда забываем, что у ребёнка это стремление проявляется, прежде всего, через эмоциональные образы.

Деятельность учителя сегодня на уроке должна быть направлена на то, как организовать учебную деятельность с применением учебных ситуаций, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся.

Урок-образ «Древний Египет»

слайд 1. Здравствуйте, ребята!

Орешек знаний твёрд, но всё же –

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Ваше желание всё знать!

1. Сегодня на уроке независимо от того, БУДЕТЕ ВЫ ОТВЕЧАТЬ ХОРОШО ИЛИ ЖЕ НЕ СОВСЕМ ТОЧНО, У КАЖДОГО ИЗ ВАС БУДЕТ ШАНС ПОСИДЕТЬ НА ЭТОМ СТУЛЕ И ПРОЧИТАТЬ ПИСЬМО /взять в руки свиток и продемонстрировать/, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ НА НЕМ. Что написано-тайна, которую может открыть каждый из вас. Вы будете для меня равны, и только случай даст вам возможность открыть это письмо. Еще 1 сюрприз. Сегодня на уроке за правильные ответы и активность вы будет получать призовые желто-коричневого цвета. Я их специально сделала такого цвета. Именно сейчас у вас будет возможность заработать призы, и может быть, когда они будут в ваших руках, вы отгадаете загадку, а именно: почему призы именного такого цвета. (Гремит гроза)

2. Представьте ребята. Вы заблудились и связь со взрослыми потеряна.

В каком месте вы будете организовывать место для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи» - спрашивает учитель. Предположения детей – на доске или вслух устно.

3. Решили остановиться у реки. Почему?

Река – это путь, по которому можно выйти к людям.

4. Что же такое река для человека? – спрашивает учитель.

Река – это место человеческих созерцаний. Вспомните те переживания, которые вы испытывали, всматриваясь в покой и глубину реки…» Дети вспоминают.

5. «Да, река так похожа на человеческую жизнь, оказывается, река как и человек имеет свою судьбу.

Итак, ребята, примерно 3 тысячи лет назад у реки с коротким названием Нил жили люди. И река дала им благополучие и любовь. Сегодня мы отправимся к великой древней реке Нил. Но сначала услышьте музыку. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире. Итак, ребята, подумайте о том, как вы любите свою маму, своего папу, братиков и сестричек. Подумайте, как хорошо было вам на море или в лесу. А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку.

слайд 2. /звучит музыка/

6. «На пустыню опускается ночь. Темнота сливается с песком, словно песок-отражение звезд. Где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спят бедуины и их кони. И только 1 из них не спит, сморит в небо и говорит с ним, как с человеком. И небо отвечает ему: «И наградит тебя земля».

Так давайте же поближе познакомимся с этой древней землей и ее людьми.

Вы сегодня, молодцы! Может, кто-то назовет тему урока? (версии детей)

Тема нашего урока – путешествия «Древний Египет».

Символом путешествия будет лодка, с помощью которой мы совершим плавание по Нилу.

слайд 3. Наше путешествие начинается с испытаний. Дети проговаривают эти испытания.

Лодка должна пройти пороги.

Видим на берегу людей, мы причаливаем к берегу, видим пирамиды и оставляем на папирусе свое послание.

На одной из стоянок заходим в египетский храм и узнаем о главном боге Ра.

Наконец, встречаемся с фараоном.

Слайд 4 спасибо за внимание!

Вернемся к началу путешествия.

На слайде появляется точное воспроизведение реки Нил, а все понятия расположены хаотично. В течение 1 мин. нужно расставить в необходимом порядке вдоль течения реки.

Публикации по теме:

Игровые технологии в ДОУ Мной разработана презентация "Игровые технологии в ДОУ" «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Преемственность в воспитанииПреемственность в воспитании Наша дошкольная группа находится на базе основной школы, поэтому малыши часто общаются со школьниками. Очень часто у нас бывают общие линейки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс. Фрагмент урока истории в 5 классе по теме «Древний Египет»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 20:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс. Фрагмент урока истории в 5 классе по теме «Древний Египет»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Александровна Щемилкина (УИ 309415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД