Получи документы

Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)

Ольга Кирючек
Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

«Хорошо ли вы знаете фразеологизмы?»

Автор: Кирючек Ольга Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»

Петровск

2021 г.

Цель: вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений

Задачи:

Публикация «Открытый урок по русскому языку „Хорошо ли вы знаете фразеологизмы“ (начальные классы)» размещена в разделах

1) Познакомиться с символом фразеологизма Ф, с историей некоторых фразеологизмов, учиться распознавать фразеологизмы и понимать их значение, самостоятельно применять полученные знания.

2) Расширение кругозора, логического мышление, творческого воображения, обогащение словаря.

3) Воспитание самостоятельности, любви к русскому языку.

Оборудование: презентация с фразеологизмами, задания для работы в парах, предметы: калоша, решето, палка, шляпа.

Ход мастер-класса:

I.Вступительное слово

-Добрый день, уважаемые коллеги!

-Как вы считаете, есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?

-Действительно, в настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и

11-х классов стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

К тому же наблюдается снижение культуры речи современных школьников, засилие речи вульгаризмами, иностранными словами, жаргонами во многих сферах общения.

Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

-И я сегодня приглашаю вас на занятие развития речи в рамках кружка «Секреты речи» в начальную школу по теме «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы?»

Целью данного занятия является вовлечение учащихся в изучение фразеологизмов и их значений в виде занимательных заданий.

Перед собой поставила следующие задачи:

1) Познакомиться с символом фразеологизма Ф, с историей некоторых фразеологизмов -учиться распознавать фразеологизмы и понимать их значение, самостоятельно применять полученные знания.

2) Расширение кругозора, логического мышление, творческого воображения, обогащение словаря.

3) Воспитание самостоятельности, любви к русскому языку.

Для достижения цели использовала фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Формой общения является активный диалог.

Любое занятие начинаю с создания проблемной ситуации и повторения того, что дети уже знают по данной теме.

II.Сценарий занятия

1. Погружение в проблему.

-Спеша на занятие кружка, я встретила свою хорошую знакомую. Мы разговорились, и я рассказала ей, о чем будет идти речь на кружке. Знакомая дала мне эту корзину и сказала, что она пригодится мне на занятии. Интересно, что в ней лежит? Давайте заглянем.

Решето- воду что ли носить?

Палка- в колёса, наверное, вставлять?

Лапша- на уши что ли вешать?

А это что? Шляпа - а, это в которой дело!

Даже калоша, наверное в неё садиться придётся!

[, I,) ]- а это какие- то детали. Попробуем их соединить вместе: Ф - получилась буква «эф».

- Как вы думаете, чтобы это значило?

- Да, действительно, припоминаю, это и есть символ фразеологизма.

- Если мы заглянем в жизнь слов, то увидим, что живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде словосочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания-фразеологизмы.

Представьте, что если бы эти слова никогда не встретились, каких бы интересных выражений лишился бы русский язык.

В нашей речи мы так часто используем фразеологизмы, что уже и забыли, что они когда-то были отдельными словами-деталями.

2. Повторение.

Давайте вспомним некоторые из них и объясним их смысл. (на картине)

Спать, отбросив задние ноги.

Кот наплакал.

Свинья под дубом.

Льёт как из ведра.

Днём с огнём не сыщешь.

Кот в мешке. Накрутить хвосты. Как кошка с собакой.

3. Заменить фразеологизм одним словом:

-Пальчики оближешь-вкусно.

-Хуже горькой редьки-надоедливый.

-Спускать Полкана - ругать.

-Рванул на полусогнутых - быстро убежал.

-Гусь лапчатый - пройдоха, проходимец.

-Родиться в сорочке-счастливый.

Тёртый калач - опытный.

Потёмкинские деревни- очковтирательство.

-Калиф на час- временщик (власть на короткое время)

-Карманная чахотка- безденежье.

4. Продолжите устойчивые сочетания,

и, если узнаете, назовите произведение, из которого оно пришло.

-А ларчик. (просто открывался)

-Свинья. (под дубом)

-А воз. .(и ныне там)

-Услужливый дурак. (опаснее врага)

-Медвежья. .(услуга)

-Сильнее кошки. .(зверя нет)

Из каких произведений эти фразеологизмы и кто автор? (И. Крылов).

-Вернуться к разбитому. (корыту)-А. Пушкин.

-Человек. (в футляре)- А. Чехов -Демьянова. (уха)

-В тридевятом царстве. (в тридесятом государстве)

-Сказка ложь-да. (в ней намёк)

Встань передо мной. (как лист перед травой)

-За горами. (за лесами)

-Ни в сказке сказать. (ни пером описать)

Сказка про белого. (бычка)

-Пир на весь. .(мир)

-Вытянули. (репку)

-По- щучьему. (велению)

5. Из истории фразеологизмов.

Каждый фразеологизм имеет свою историю.

Как пить дать.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.

Где раки зимуют.

Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

Попробуйте объяснить значение фразеологизмов:

Работать спустя и засучив рукава.

Во всю Ивановскую.

6. Решите пропорции.

(не тратя времени даром) = голова два уха

С места в карьер медный лоб

ставить на кон = сгущать краски

ставить на карту? (делать из муху слона)

видимо-невидимо = по щучьему велению

? (тьма-тьмущая) как по волшебству

в мгновение ока = ?(кот наплакал)

в два счета с гулькин нос

становиться на пути = снимать шляпу

отходить в сторону? (смотреть с высока)

коломенская верста =? (до поздней ночи)

от горшка 2 вершка чуть свет

на чужой шее сидеть = душа в душу

? (жить своим умом) как кошка с собакой

засучив рукава = раз-два-и обчёлся

через пень-колоду? (работы непочатый край)

7. Игра «Найди лишний фразеологизм»

(вытягивают билетики)

№1. Как сквозь землю провалился.

Как в воду канул.

Как гром среди ясного неба.

№2. Не моргнув глазом.

В мгновении ока.

И года не прошло.

№3. Спустя рукава.

Работать не покладая рук.

Тяп-ляп.

Через пень колоду.

№4. Ни тпру ни ну.

Ни холодно ни жарко.

Ни шатко ни валко.

Галопом по Европам.

№5. Ни стать ни сесть.

По пальцам пересчитать.

Яблоку негде упасть.

Видимо-невидимо.

№6. Капля в море.

Львиная доля.

Сколько душе угодно.

8. Назови фразеологизм по его значению.

- Согласиться (дать добро)

-Тревожиться (душа не на месте) --

-Бездельничать (бить баклуши)

-Тесно (шагу негде ступить)

-Преувеличить (делать из мухи слона)

-Надоедать (липнуть как муха)

-Эксплуатировать другого (ездить верхом)

-опытный человек (тёртый калач)

-Удивление при неприятной неожиданности (вот так клюква)

-Проучить, наказать (прописать ижицу).

9. Проверочная работа.

-Теперь я предлагаю заняться вас творчеством.

1 гр. Проиллюстрировать фразеологизмы.

-Бери руки в ноги.

-Биться как рыба об лёд.

-Заблудиться в 3 соснах.

2 гр. Составить любую пропорцию.

3 гр. Подобрать фразеологизмы к игре «3 лишний».

Проверка.

На этапе рефлексии, каждый систематизирует знания, делает свои выводы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ УКРАШАЮТ НАШ ЯЗЫК, ДЕЛАЮТ ЕГО САМОБЫТНЫМ, ОБРАЗНЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.»[/i]

К. Паустовский.

-Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы)Круглый стол «Как хорошо, что есть семья…» (начальные классы) Цели: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку «Хорошо ли вы знаете фразеологизмы» (начальные классы)
Опубликовано: 5 мая 2021 в 18:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД