МААМ-картинки

Мастер-класс «Хвалебная песня пластилину»

Линникова Людмила
Мастер-класс «Хвалебная песня пластилину»

IV Региональный Форум практической психологии образования

Мастер - класс

«Хвалебная песня пластилину…»

Арт – терапевтическая технология (лепка) как средство формирования самодостаточной и успешно социализированной личности учащихся с ОВЗ

Подготовила педагог - психолог

МКОУ "Уйская школа-интернат VIII вида"

Л. Н. Линникова

Я сегодня властелин -

У меня есть. (пластилин)

Публикация «Мастер-класс „Хвалебная песня пластилину“» размещена в разделах

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через психолого - педагогическое просвещение с демонстрацией применения арт - терапевтической технологии (лепка) как средства формирования самодостаточной и успешно социализированной личности учащихся с ОВЗ.

Задачи:

• актуализация знаний об арттерапевтичеких приёмах;

• анализ позитивных и негативных качеств пластилина как арттерапевтического средства для работы с учащимися с ОВЗ;

• приобретение опыта создания пластилиновых образов;

• тренировка интерпретирования образов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии (лепке).

2. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психолого- педагогической деятельности.

Материалы и оборудование: пластилин, доски, стэки, влажные салфетки, цветной картон, плакат "Достоинства и недостатки пластилина", магнитофон, музыка- "Шум моря", мультимедийное оборудование, подставка для визиток с эмблемой - пластилиновой вороной, фотовыставка работ учащихся.

Содержание мастер-класса

1. Приветствие:

"Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит".

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

Презентация ведущего мастер – класса (слайд – шоу).

2. Знакомство участников.

+ информационное сообщение из истории пластилина

Участникам предлагается взять кусок пластилина любого цвета, вылепить из него заглавную букву своего имени в образе человечка, по кругу озвучить информацию о себе: имя, территория, специальность.

(История пластилина, есть несколько версий, одна из них:

Пластилин – это материал, изобретённый ещё в XIX веке.

• Родиной считают Германию, где Франц Колб запатентовал модельную массу в 1880 году и Великобританию, где Уильям Харбутт в 1899 году запатентовал не сохнущую глину, изобретённую им в 1897 году.

• Изначально пластилин предназначался для создания моделей студентами художественных училищ.

• Испокон веков дети использовали для лепки глину. Всем известный сейчас пластилин был изобретен в середине прошлого века Джо Маквикером. Причем изобретатель изначально изготовил вещество, предназначенное для… чистки обоев. И отослал его для испытаний своей родственнице, работавшей воспитательницей детского сада. Неизвестно, как проявил себя пластилин в чистке обоев, но детям вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву.

В 1955 году пластилин появился в продаже именно в качестве материала для детского творчества. Благодаря своему изобретению Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет. Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск).

3. Формулировка ожиданий от мастер – класса.

Участники обозначают свои ожидания от мастер-класса, заполняя «коробку с пластилином».

4. Информационное сообщение

«Я леплю из пластилина,

приговаривая так:

Если кукла выйдет плохо,

назову ее дуреха,

Если клоун выйдет плохо,

назову его дурак.»

(Пластилин и глина не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические средства.

Пластилиновая терапия один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов психологической работы. Основная цель использования пластилиновой терапии заключается в гармонизации внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Данный вид терапии относится к арт-терапевтическим методам работы и предусматривает лепку не только с цветным пластилином, но и соленым тестом, глиной и др. По мнению ученых и практикующих психологов, приемы арт-терапии способны преобразовать внутренние конфликты человека в визуальные формы, что способствует их эффективному разрешению (А. Хилл, З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Роджерс, А. Х. Маслоу, М. Намбург и другие.

Термин «арт-терапия» появился в нашей стране не так давно и дословно означает – терапия искусством. Впервые метод арт - терапии увидел свет благодаря американскому врачу и художнику Адриану Хиллу в 1938 году. В результате своих наблюдений Хилл обнаружил, что его пациентам легче справляться с болезнью, когда они полностью отдают себя творческому процессу. И если изначально арт - терапию применяли только в психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями, то в настоящее время рамки ее применения значительно расширились. Арт-терапия не имеет ограничений и широко используется в педагогике и психологии. Достоинства арт-терапии, и лепки, в частности, особенно в работе с детьми и подростками с ОВЗ, заключаются в следующем:

- возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;

- облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;

- возможность для исследования бессознательных процессов;

- возможность свободного самовыражения и самопознания;

- мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;

- повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;

- создание положительного эмоционального настроя.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды:

- цветотерапия,

- сказкотерапия,

- музыкотерапия,

- песочная терапия,

- мандалотерапия,

- библиотерапия,

- кинотерапия,

- игротерапия,

- танцевальная терапия,

- фототерапия,

- куклотерапия,

- лепка,

- рисование.

Многие из этих методов широко распространены и возможно активно вами используются.

В своей работе педагога - психолога я также использую арт-терапию с детьми и подростками школьного возраста и взрослыми: родителями и педагогами. Эта работа ведется в двух формах: пассивной и активной. При пассивной форме мы созерцаем чужие произведения: рассматриваем картины, читаем книги, прослушиваем музыкальные композиции. При активной форме сами создаем продукты творчества: рисунки, поделки, сказки и т. д.

Наиболее часто при работе с детьми я применяю следующие виды арт-терапии:

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем.

Библиотерапия – воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации его психических процессов.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, позволяют выразить душевные переживания. Дети рисуют свободно, не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки ненавязчив, снимает страхи, напряжённость.

Куклотерапия основана на процессах отождествления ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с любимой игрушкой, с которыми разыгрываются в лицах истории, связанные с травмирующей ребенка ситуацией. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.

Лепка (из глины, пластилина, теста) также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто или глину можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции).

5. Мозговой штурм. Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки пластилина как психотерапевтического средства, анализ эффективности применения в работе с разными возрастными категориями и для решения различных задач и оформить плакат.

(Применение пластилина в работе с детьми :

• работа со скульптурой, объёмными изображениями;

«Обратная аппликация» : создание плоскостной композиции на стекле или прозрачном пластике;

• использование барельефных и горельефных изображений в работе;

• создание пластилиновых картин : плоскостных или наполовину объёмных изображений на картонной или бумажной основе.

Достоинства пластилина как выразительного средства:

• имеет вязкую структуру, что позволяет создавать картины и композиции в объёме;

• благодаря пластичности материала, его можно дополнять разнообразными материалами: крупами, бисером, фольгой, что повышает выразительность работы;

• позволяет экспериментировать с цветом и фактурой, применять дополнительные инструменты: чеснокодавку, расческу, зубочистку.

• работа с пластилином развивает пространственные представления, расширяет кругозор, способствует развитию речи;

• позитивная оценка созданных работ способствует принятию себя, установлению дружеских взаимоотношений с окружающими;

• создание коллективной работы способствует внутригрупповому сплочению;

• широко распространён в работе, хорошо знаком детям, не вызывает затруднений в использовании, что является залогом успешности в работе;

• работа с пластилином возможна как индивидуально, так и в парах, группах;

• материально доступен.

Недостатки пластилина, как выразительного средства:

• содержит искусственные вещества;

• при длительном хранении работ на картонной основе проявляются жирные следы;

не выносит яркого солнца и тепла: изделие изменяет форму, течёт;

• срок жизни работ из пластилина невысок;

• не всякий пластилин подходит для создания картин и скульптур.

Возможности использования пластилина, как коррекционного средства:

• коррекция тревожности, страхов, неуверенности в себе;

• снижение негативизма и агрессии;

• работа с уровнем притязаний и самооценкой;

• развитие речи;

• развитие представлений об окружающем;

• коррекция «Образа “Я”».

• развитие моторики;

• развитие восприятия цвета;

• умение смешивать различные цвета;

• развитие умения работать с геометрическими фигурами;

• формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;

• развитие абстрактно-логических операций).

6. Индивидуальная работа по методике «Остров»

«Я леплю из пластилина.

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак.»

Цель — повысить самостоятельность детей (подростков) с ОВЗ (умственно отсталых и расширить возможности их общения в современном обществе.

Выбор острова (цветодиагностика+диагностика по форме) В начале работы участники выбирают остров, острова разного цвета, размера, формы, приготовлены заранее, могут отработать как диагностика (модификация теста Люшера и др.).

Создание ландшафта, ресурсов

Затем предлагается заселить остров, а именно слепить, сотворить Хозяина. Хозяина Острова. После следует рассказ каждого участника о том, кто у них получился. Лепка Хозяина острова, друга

Далее, рассказ о своём острове

Интерпретация.

*Стоит помнить, что полученный в ходе пластилиновой терапии продукт воспринимается психологом без оценки и подвергается интерпретации только со стороны участника. Работа с пластилином в процессе позволяет в символической форме выразить и проработать вытесненные чувства, мысли, мечты, разрешить внутриличностные конфликты, вытащить застрявшие аффекты. Это происходит, главным образом, благодаря осознанию метафоры пластилина –«Все можно изменить!».

7. Интеграция опыта.

Таким образом, арсенал методов и приемов арт-терапии многообразен.

Мой опыт использования методов арт-терапии с детьми и подростками показал, что все они, и лепка, в том числе, помогают установить контакт с учащимися. В ходе занятий ребята приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Если вам показалась интересной данная работа, вы можете применить ее в своей деятельности. Ваши вопросы.

Я благодарю вас за внимание. Фотоотчёт.

Публикации по теме:

Занятие по пению «Песня-эх, Зима» авторская Сл. Мочалова АПение. «Песня- Эхо. Зима» авторская Сл. Мочалова А. Белые снежинки Кружатся, летят Землю укрывают Радуют ребят В.

Песня «Листики-кораблики» ВидеоПесня «Листики-кораблики» Видео "Листики-кораблики" слова и музыка Кислициной Е. В аранжировка Будюк Т. И,исп. Селиверстова Ю. Обратила внимание,что во всех осенних сценариях.

Лэпбук «Русская народная песня»Лэпбук «Русская народная песня» Этот лэпбук помогает превратить процесс проверки знаний в увлекательную игру, во время которой педагог успевает объективно оценить знания.

Песня-игра «Колобок» для детей и родителей второй младшей группыПесня-игра «Колобок» для детей и родителей второй младшей группы Введение. Правильно и хорошо организованное музыкальное воспитание помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым.

Песня «Будет каравай» Песня «Будет каравай» Перевод на русский язык Кислициной Е. В. Кислицина Е. В муз. Н. Лисенко Ярко солнышко искрилось, С тучи льет водичка.

Песня-переделка для Снегурочки Добрый вечер, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию песню - переделку для Снегурочки, под мелодию знаменитой песни Е. Крылатова "Три.

Песня «Сварим борщ и компот»Песня «Сварим борщ и компот» Я замучилась уже с этим сайтом разбираться. Музыку не поставишь. Сценарий танца -гут, но к нему нужно музыкальное сопровождение, чтобы был.

Песня «Воспитателям и учителям». Песня, посвящённая празднованию Дня Воспитателя и Дня Учителя, от лиц взрослого и ребёнка. 1 куплет исполняет - взрослый; припев - взрослый.

Стихотворение «Осенняя песня» Своей походкой, еле - еле слышной, Царица Осень снова к нам идёт. И, вновь, мелодию печальную я слышу. О чём же Осень в песне той поёт?.

Песня «Встреча с осенью» Сегодня рано утром я вышла в мамин сад, И повстречала осень ….Как быстро дни летят. В убранстве разноцветном она по саду шла, Деревья украшала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Хвалебная песня пластилину»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 12:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД