Оксана Витт
Мастер-класс «Игротерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия
ноябрь 2016
в рамках Творческой группы «Фольклорная арттерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. Педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка - сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.
Публикация «Мастер-класс „Игротерапия“» размещена в разделах
Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся деструктивные и негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия, распознавать эмоциональное воплощение своих сверстников, а так же владеть конструктивными способами взаимодействия.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий в нашем детском саду мы внедрили в практику метод арттерапии - один из современных направлений в оздоровлении, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека
Арттерапия способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Вы не задумывались о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежно-детском возрасте? Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается - это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг- Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей.
Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В ней формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Одно из направлений фольклорной арт-терапии, элементы которого возможно применить в качестве динамической паузы или самостоятельного режимного момента – это коррекционно-развивающая игротерапия, основанная на применении народных игр.
Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Основные задачи игровой терапии таковы :
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Испокон веков, в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей - их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Игра «Змейка» развивает в детях внимание, быстроту реакции, ловкость.
Вставайте, поиграем.
Игра «Змейка»
Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.
Неожиданно он бросал на середину круга веревку-«змейку».
Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.
Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.
Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.
Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Народные игры вызывают интерес детей, приносят им чувство радости, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально - психологическое благополучие.
Чтобы преодолеть у детей мнимые страхи сказочных персонажей, мы играем в русскую народную игру «Баба – Яга». Вставайте в круг.
Игра «Баба – Яга»
Все стоят в кругу, в середине Баба – Яга. Стоящие в кругу проговаривают слова, Баба- Яга кружится на месте.
Бабка-Ёжка костяная ножка,
С печки упала – ногу сломала,
А потом говорит - у меня нога болит.
Пошла на улицу – раздавила курицу.
Пошла на базар – раздавила самовар,
Вышла на лужайку – испугала зайку.
С окончанием слов Баба – Яга догоняет.
Игра «Жмурки» позволяет дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих и на ощупь его узнать, четко назвав имя.
Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно - ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три компонента: музыку, слово и импровизацию самих детей. В результате применения этой психотехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей. В игровой ситуации дети приучаются регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам, сочетать свое поведение с поведением других. С помощью игры ребенок учится определять расстояние (тренирует глазомер, развивает свои чувства.
Игра «Селезень»
Играющие стоят в кругу. Селезень с уткой за кругом. Утка бежит змейкой между стоящими игроками в кругу, селезень её догоняет.
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял.
Поди утица домой, поди серая домой.
У тя семеро детей,
А восьмой селезень.
Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.
Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей с ограниченными возможностями. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Большую роль в коррекционной работе с детьми играет то, что народная игра с правилами регулирует действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействует формированию воли. Эти игры - одно из звеньев этнопедагогики и имеют многовековую историю. Они дошли до нас из глубокой старины, вобрав в себя лучшие национальные традиции. Таким образом, народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.
Использование элементов фольклорной арт-терапии в работе с детьми эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они является.