Мастер-класс «Игры с палочками Кюизенера»

Наталья Мезина
Мастер-класс «Игры с палочками Кюизенера»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 95

Мастер – класс для педагогов с использованием палочек Кьизенера.

Воспитатель:

Мезин6а Н. В.

г. Владикавказ

Цель мероприятия.

Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».

План проведения мастер-класса:

• Знакомство с цветными счетными палочками.

• Немного истории,

• Цель использования цветных счетных палочек

• Практические игры и упражнения с палочками

Младший и средний возраст:

• Много – мало,

• Сравнение по длине – развесим полотенца,

• Сравнение по высоте – построим заборчик,

• Геометрические фигуры,

• Развиваем логику.

Средний и старший возраст:

• Количественный и порядковый счет – строим паровозик,

• Конструирование – строим дачный домик,

• Социализация – строим дерево, собачку,

• Коммуникация – дачный поселок.

• Математическая лесенка

• Состав числа – коврик.

• Заключение.

• Пособия для работы с палочками Кюизенера.

Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, Коробки – по количеству присутствующих.

Описание мастер-класса

Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.

Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе.Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять.Существуют и условные классы:

Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.

Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья, кратная 3.

Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.

7- черного цвета.

1- белого цвета и кратна любому числу.

Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер, и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.

Важно:

• Сначала проводится работа на наглядном внематериале,

• Работаем только за столом,

Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др. ,

• Не даем образец!

Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

Программные задачи:

Радел: КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

• Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине,

• Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения,

• Знакомство детей с числом. Состав числа из двух меньших и из единиц,

• Различать количественный и порядковый счет,

• Деление целого на части.

Раздел: ВЕЛИЧИНА

• Сравнение предметов по длине и высоте,

• Измерение с помощью условной меры.

Раздел: ФОРМА

• Младшая группа – только

• Средняя - и

• Старшая -, , и

Раздел: ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

• За, между, перед

Раздел: ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

• Что сначала, что потом

Примеры игр с палочками Кюизенера.

Младший возраст (не работаем с маленькими палочками, начинаем с голубой)

• На подносе лежат палочки: желтые, красные,голубые:

• Какие палочки лежат у вас на подносе?

• Сколько палочек? (много)

• Возьми с закрытыми глазами любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

• Отложите все желтые палочки. Какие палочки остались на подносе? Каких больше (меньше) красных или голубых? (Способом наложения или приложения.)

• Покажите не голубую и не красную палочку.

• Назовите цвет самой короткой и самой длинной палочки.

• Положи столько же палочек, сколько и у меня.

• Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

• Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

• Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые полотенца, чередуя их, слева направо.

• Покажите желтое (голубое) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали?

• Какое полотенце короче? Какое длиннее?

• Подул сильный ветер, и все голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).

• Постройте вертикальный заборчик из красных и желтых палочек.

• Покажите высоту красного (желтого) заборчика.

• Сколько желтых (красных? (много)

• Положите 3 красные палочки.

• Сколько палочек?

• Сделайте из них треугольник. Какую фигуру сделали?

• Что может быть такой формы?

• Положите 3 желтых палочки. Сделайте желтый треугольник.

• С какой стороны желтый треугольник? Где находится желтый треугольник?

• Какой треугольник больше (меньше?

• Положите желтый треугольник под красным. Что у вас получилось?

• Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

• Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Ребенку надо вернуть все на место.

• Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

• С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?

Средний и старший возраст

• Вы любите путешествовать? Тогда угадайте,на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу. Составьте поезд из палочек-вагонов — от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы».

• Сколько всего вагонов у поезда? Какой вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового?

• Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот — справа налево. Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какого цвета девятый вагон?

• В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку?

• Мы приехали на дачу и увидели домик. Сделайте его.ВНИМАНИЕ: домик выкладываем на картоне зеленого цвета!

• Какого цвета твой домик?

• Какой формы у тебя крыша?

• Сколько палочек ты использовал, чтобы сделать домик?

• На участке мы увидели дерево. Сделайте его.

• Где находится дерево? (слева, справа)

• Какое у тебя дерево? (яблоня, груша,)

• Если дерево с плодами, то сколько плодов висит на твоем дереве?

• Там была собачка. Сделайте ее.

• Какой породы твоя собачка? Как ее зовут?

• Что собачка делает?

• Какое время года у тебя на даче? Какой месяц?

• Соединим все участки. У нас получился дачный поселок.

• Придумайте ему название.

• Сколько домов в вашем дачном поселке?

В ходе выполнения этого задания нами были решены вопросы

• Социализации,

• Коммуникации,

• Конструирования,

• Художественного творчества,

• Математические задачи.

• Математическая лесенка. Проходим пальчиками по всем ступенькам, пересчитывая их!

• Счет прямой и обратный,

• Пространственные отношения (за, перед, между,

• Длина (назови все палочки, короче фиолетовой,

• Порядковый счет,

• Лесенка сломалась. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.

• Состав числа – коврик.

• Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.

• Показать картинку из пособия Новиковой. Посмотрите, какой домик. Кто в нем живет? Это Мышка-Малышка. Она очень хочет, чтобы в ее домике было уютно, и поэтому просит вас смастерить ей коврик. У Мышки-Малышки есть вот такая жёлтая палочка. Какое число она обозначает? Сколько белых палочек поместиться на жёлтой? (5) Верно, 5. В числе 5 – 5 единиц. Продолжите выкладывать коврик, чтобы в каждом ряду было по 2 разноцветные палочки. Закрепляем состав числа 5.

• Игра «Угадай, какую палочку я загадала». Играющие задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «ДА» или «НЕТ».

Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.

Пособия для работы с палочками Кюизенера: воспитателям показать различные дидактические пособия.

Публикации по теме:

Работа с цветными счетными палочками КюизенераРабота с цветными счетными палочками Кюизенера Как нравится детям ими заниматься Хочу сегодня поделиться как детям нравиться заниматься цветными счетными палочками Кюизенер С ребятами.

Дидактические игры со счетными палочкамиДидактические игры со счетными палочками Цель: развитие логического мышления. Задачи: - уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении.

Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера»Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой.

Игры-головоломки с палочкамиИгры-головоломки с палочками Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Головоломки
Автор публикации:
Мастер-класс «Игры с палочками Кюизенера»
Опубликовано: 26 октября 2021 в 23:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. День прав человека

У тебя есть права! Не хочешь, чтобы они нарушались? Тогда не молчи, не стесняйся бороться за них! – Об этом напоминает каждому ребёнку День прав человека – официальный праздник ООН, отмечаемый с 1950...

9 декабря. День Героев Отечества в России

 Сегодня Россия чествует Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев России и кавалеров ордена Слава и ордена Святого Георгия. 9 декабря — памятный день в истории страны. День Героев Отечества...


Горячие темочки