Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии и Су-Джок-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

татьяна рыкунова
Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии и Су-Джок-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс

«Использование кинезиологии и Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ»

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный»

(Мишель де Монтень)

Цель: Расширить представления педагогов о Кинезиологии - методике психического, интеллектуального, личностного, физического и творческого развития человека и об использовании Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование кинезиологии и Су-Джок-терапии в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Задачи: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных упражнений и с использованием Су-джок терапии, оказывающими положительное воздействие на активизацию работы головного мозга.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Скажите мне громко и хором, друзья,

Помочь мне откажетесь? (Нет или да)

Детей вы, конечно же, любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Времени, в общем-то, нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ.

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Нет или Да)

Сегодня 19 марта во всемирный день кинезиологии я предлагаю вам познакомиться с использованием кинезиологических упражнений и Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ.

Но, до того как мы приступим к работе, я предлагаю вам пройти небольшой тест-тренажер для мозга «Гимнастика для ума», чтобы узнать себя немного лучше, определить степень развития своих творческих способностей и быстроту мыслительных процессов.

Тест: на определение степени развития творческих способностей и быстроту мыслительных процессов.

(Выполнение трёх заданий – время выполнения 3 минуты)

Этот удобный тест-тренажер вы можете использовать практически в любой обстановке: в транспорте, на природе, в очереди и дома, сидя в кресле.

В заключение нашей встречи после использования кинезиологических упражнений, мы вновь повторим тест и на деле убедимся в действенности «Гимнастики для ума».

Современные социальные, экономические и экологические условия жизни за последнее время привели к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей — нашего будущего, ухудшается с каждым годом. В настоящее время приемлемым считается, развитие ребенка на нижней границе нормы. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.

Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п, могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина, которой низкий уровень нейродинамики, т. е. низкий тонус мозга.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, является метод кинезиологии.

Перед современными педагогами стоит задача всестороннего развития детей. Увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями, трудностями в адаптации ориентирует педагогов на поиск и применение новых методов и технологий.

И, опять - таки, на помощь педагогам приходит метод кинезиологии. Этот метод способствует развитию умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Специально организованные упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов. От сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия зависит развитие интеллекта.

В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, помимо создания предметно-развивающей среды, материально-технического оснащения и разработки индивидуальных программ воспитания, обучения и развития, немаловажную роль играет использование технологий и нетрадиционных методов с успехом применяемых в медицине и спорте. Очень хорошие результаты даёт использование кинезиологии и Су-Джок терапии.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения, которые позволяют создавать новые нейронные связи и улучшать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллект. Она также способствует и развитию способностей человека.

Кинезиология базируется на особенностях функциональной ассиметрии полушарий мозга человека, благодаря которой возможно гармоничное развитие обоих полушарий.

Совершенные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Развивая моторику, мы создаём условия для становления многих психических процессов. Не зря говорят: «Рука развивает мозг». Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, которые дают как немедленный, так и накапливаемый эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы.

Остановимся подробнее на работе головного мозга и влиянии на него кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие.

Но, прежде чем начать говорить об этом, мне хотелось бы провести с вами небольшое упражнение, чтобы уточнить ваши знания о работе головного мозга :

- Продолжите фразу «Мозг – это…» и запишите или зарисуйте ассоциации, которые вызывает у вас это слово.

(Работа проводится индивидуально, в парах и подгруппами – каждая подгруппа озвучивает результат своей деятельности)

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Определим, прямо сейчас, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Диагностика доминирующего полушария:

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

• 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

• 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

• 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

• 1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

• 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

• 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий и передавать информацию из одного полушария в другое.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

А сейчас я предлагаю Вам выполнить маленькие, но действенные физические упражнения для мозга. Они улучшат вашу координацию и заставят разум попотеть, чтобы заставить организм сделать то, к чему он в принципе не привык. Итак:

1. Сделайте вращение руками в разные стороны, то есть правая рука назад, левая вперёд и наоборот. Не думайте, что это так просто, как кажется на первый взгляд.

2. Погладьте себя по животу левой рукой и постучите по макушке правой. Если с первого раза не получилось - не беда, повторяйте упражнение до тех пор, пока не получится. Недели через 3-4 вы сможете с лёгкостью делать это упражнение обеими руками.

3. Сядьте на стул и положите ногу на ногу. Далее ногой, которая находится сверху, начните рисовать круги по часовой стрелке. После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки так, чтобы нога не переставала двигаться по часовой стрелке. Согласитесь, что это невероятно сложно!

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое-гуманитарное, образное отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие; а левое- математическое, знаковое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.

Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.

В России гимнастика мозга впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, и др.).

Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Огромная польза и привлекательность гимнастики мозга состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:

Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы).

Прежде, чем приступить к выполнению кинезиологических упражнений, нужно выполнить ритмирование.

Ритмирование–это подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений в рамках «Гимнастики мозга». Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Это последовательность упражнений для подготовки к восприятию любой информации, после небольшого отдыха и перерыва на обед для эффективной подготовки к восприятию чего-то нового, а также непосредственно перед началом ответственного мероприятия. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства:

• Энергетичность;

• Равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга;

• Активность;

• Положительный настрой (как готовность принять всё новое).

Хочу обратить Ваше внимание на то, что перед началом «Ритмирования» необходимо выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышающим энергетический уровень и улучшающим мыслительные способности. Затем можно приступить к выполнению трех упражнений:

«Кнопки мозга»

Выполняя это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. Если у человека малоподвижные глаза (при зрительном торможении, то вестибулярная активизация заставит глаза двигаться так, чтобы мозг мог воспринимать зрительную информацию извне. Другая рука легко массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Сонные артерии – одни из первых артерий, отходящие от сердца. Их задача – нести свежую, обогащенную кислородом кровь в мозг. Кнопки Мозга находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии. При массировании этих точек активизируются барорецепторы (рецепторы давления). Нервные клетки барорецепторов могут воспринимать изменения кровяного давления и с помощью рефлекса каротидного синуса поддерживать нормальное давление крови, поступающей в мозг. Упражнение позволяет хорошо сосредотачивать внимание во время выполнения контрольных заданий, мероприятий, направленных на интеллектуальную и творческую деятельность.

Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе. (30 сек). Поменяйте руки и повторите упражнение. (30 сек.)

«Перекрёстные шаги»

Перекрестные шаги – это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Перекрестные шаги – осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большее количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрировано, делая возможным причинно-обусловленный уровень мышления. Перекрестные шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше передние доли мозга работают в связи с базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.

«Крюки Деннисона»

Это упражнение стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1

Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.

Часть 2

Поставьте ступни параллельно.

Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.

По времени данное упражнение занимает от 30 сек. и более (как требует организм).

Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.

Считается, что сидеть нога на ногу неприлично. Однако в моменты накопившейся усталости, плохого настроения, невозможности принять решение эта поза может очень помочь. Она поможет справиться со стрессом, взглянуть на мир позитивно, быстро снять усталость, возможность попить воды (не забывая и о себе, главное, создать комфортную обстановку, в которой это будет выглядеть естественно и ни в коем образе не отразиться на ходе занятия.

Ну, а теперь, когда выполнено Ритмирование, можно приступить непосредственно к выполнению кинезиологических упражнений.

Практикум «Выполни сам» - «Гимнастика для Ума» : применяется перед интенсивной умственной нагрузкой.

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Зеркальное рисование»

Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру и начните рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки или писать буквы.

При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

«Знак Х»

Нарисовать черным фломастером и прикрепить к стене на уровне глаз знак «Х», делать перекрестные движения рук и ног (маршировать на месте поднимая колени под прямым углом, ударяя ладонью по противоположно поднятому колену, при этом смотреть на перекрест. Это улучшает совместную работу полушарий мозга и координация тела.

«Тимусо-селезеночное постукивание» (восстанавливает иммунную систему) : сжать руки в кулаки и сделать 19 ритмичных постукиваний в области селезенки и тимуса (середина грудины). все эти упражнения желательно выполнять ежедневно в течение 6-8 недель.

Многолетняя практика методики «Гиманастика Мозга» в России показала, что достигается полное устранение или значительное исправление различных форм неспособности к обучению, хронических стрессовых состояний, нарушение слуха, зрения, координации движений, снижение проблем речевого развития.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием, общая неготовность к письму.

«Рука является вышедшим

наружу головным мозгом».

(И. Кант)

Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

мне бы хотелось, чтобы Вы выполнили несколько заданий, которые с успехом применяются Нейробикой.

Нейробика – это тоже зарядка для ума, разработанная американскимнейробиологом Лоуренсом Катцом. Её суть заключается в организации работы всех пяти чувств человека необычным способом.

Катц доказал, что при постоянном выполнении одной и той же задачи, человеку становится труднее сконцентрироваться на новом материале, деле или проблеме. Однотипные дела приводят к ухудшению памяти и уменьшению концентрации внимания. Связь нейронов (клеток головного мозга) ухудшается, а это приводит к снижению умственных способностей.

Принцип нейробики довольно-таки прост — каждый день привычную рутину разбавлять новыми впечатлениями, задействующими хотя бы один из органов чувств. Также смысл зарядки для ума, разработанной Катцом, заключается в выполнении необычным способом обычных действий.

Задания:

1. Написать предложение левой рукой.

Прислушайтесь к своим ощущениям. Наверняка вам стало гораздо труднее писать буквы и вы испытываете некоторый стресс по поводу того, что у вас не получается делать привычное дело, также эффективно, как бы вы это делали, если бы использовали привычную руку. В это время ваш разум совершает огромную работу, находя новые пути решения и приобретая новые навыки.

2. Нарисовать рисунок правой и повторить его левой рукой.

3. Зеркальное рисование: Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии и Су-Джок-терапии в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 29 августа 2021 в 12:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД