МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста»

Виктория Нечаева
Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Нечаевой В. В. по проведению опытно – экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста“» размещена в разделах

Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать игры эксперименты по ознакомлению детей со свойствами воздуха и воды.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Раздаточный материал: ёмкости с водой; стаканы одноразовые, трубочки, краски, кисточки,

Ход мастер-класса :

I. Вводная часть.

Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ»

Игры - эксперименты являются одним из эффективных методов воспитания.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть.

Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

II. Основная часть

Практическое занятие.

Игры – эксперименты для младших дошкольников.

Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями. Сейчас мы разделимся на группы и немного поиграем.

1 группа. Игра – эксперимент. Пейте куклы вкусный сок.

Цель: выявить свойство воды и красок, способность воды растворять краски изменять цвет.

Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово.

Наши дети любят не только экспериментировать, играть, но ещё слушать сказки.

Сейчас я вам покажу как мы проводим игры – эксперименты.

Педагог берёт в руки игрушку зайчика и начинает рассказывать сказку.

Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.

- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама закрыла глаза и стала ждать, что же будет. (и вы закройте глазки).

(Педагог быстро размешивает в стаканах краски: жёлтую, красную, синюю, зелёную и оранжевую).

- Открывай! – скомандовал Зайка. (И вы откройте глазки).

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (покажите пальчиком, где какая).

- Как красиво! – восхитилась мама.

А у нашего зайки есть подружки куклы, которые очень любят сок. (показываем кукол).

Педагог.

- А, давайте мы с вами приготовим разноцветный сок для кукол.

- Если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?

(красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный)

- А сейчас накроем на стол и угостим кукол напитками.

2 группа. Тает льдинка

Педагог раздаёт всем лёд на тарелочке.

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: лёд, пластиковые тарелочки, прозрачные стаканчики с теплой и холодной водой.

Ход игры – эксперимента.

Художественное слово.

Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку-сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Воспитатель. Положим кусочек льда на тарелочку и посмотрим, что же произойдет.

- Откуда появилась вода?

- Правильно, лед начал таять и превратился в воду.

Воспитатель.

- Ребята, а теперь давайте проверим, в какой воде лед быстрее растает.

Перед детьми по два стаканчика. Воспитатель наливает в один стакан теплую подкрашенную воду, в другой холодную воду. Дети опускают в воду кусочки льда и наблюдают как быстро он тает.

Воспитатель. В какой воде лед растаял быстрее? Правильно, в теплой, значит, от тепла лед тает.

3 группа. Считалочка – купалочка.

Цель: познакомить со свойствами воды – льётся, движется.

Материал: ванночка с водой.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто)

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!

Воспитатель предлагает детям поиграть с водой, обращает их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

4 группа. Как вода гулять отправилась

Цель: дать представление о том, что вода двигается, её можно собрать различными предметами – губкой, грушей.

Материал: поролоновая губка, ванночка с водой, емкости для воды, салфетки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово.

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Воспитатель:

- Ребята, давайте, и мы попробуем переместить воду.

Воспитатель предлагает ребенку опустить в тазик с водой поролоновую губку.

Воспитатель:

- Куда делась вода? (впиталась в губку)

Затем воспитатель предлагает ребенку отжать губку в другой тазик.

- Вода снова появилась.

Воспитатель:

- А теперь попробуем переместить воду с помощью резиновой груши.

Дети набирают воду в резиновую грушу и выливают в пустую емкость.

5 группа. Почему кораблики не плывут.

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход игры - эксперимента. Художественное слово.

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звё зды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Воспитатель предлагает опустить кораблики в ванночку с водой.

- Ребята, плывут кораблики?

- Почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?

(предложения детей)

- Где «взять» ветер?

Дети дуют на кораблики, создают ветер.

III. Заключительная часть.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них игры – эксперименты стали

Не наукой, а частью души!

Уважаемые коллеги!

Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к опытно – экспериментальной деятельности!Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

«Разбудим вулкан». Мастер-класс по изготовлению макета для опытно-экспериментальной деятельности«Разбудим вулкан». Мастер-класс по изготовлению макета для опытно-экспериментальной деятельности Хочу пригласить Вас на мастер - класс по изготовлению макета вулкана для проекта «Разбудим вулкан». Цель и задачи проекта: формирование.

Мастер класс для педагогов. «Использование, техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: познакомить педагогов с новой техникой работы с бумагой: модульное оригами; дать рекомендации по применению.

Мастер-класс «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша МАСТЕР-КЛАСС.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). 1. Актуальность На шестом году жизни дети достигают.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: "Звуки.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».

Планирование опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Старшая группа Неживая природа Земля. Космос Живая природа Вода Воздух Песок, глина, почва, камни «Вода помощница» а) вывод – вода.

Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» Тип проекта: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста». Составитель: Белоносова Юлия Валерьевна.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 14:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Нечаева (УИ 823801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД