Алла Устиненко
Использование персонального электронного пособия в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
А. В. Устинено – учитель-логопед МБДОУ №19 г. Сальска –базовая площадка стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Тема: «Использование персонального электронного пособия в коррекционной работе с детьми с ОНР»
Цель: овладение педагогами современным педагогическим инструментарием персонального обучения в коррекционной работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с персональным электронным устройством и особенностями его применения в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Публикация «Использование персонального электронного пособия в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
2. Способствовать освоению педагогами способов практического и творческого использования персонального электронного устройства в формирование предпосылок универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста на примере познавательно-речевого развития.
Предполагаемый результат:
1. Знание особенностей применения персонального электронного устройства в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Умение оперировать и творчески использовать персональное электронное устройство в работе со старшими дошкольниками.
Ход проведения.
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе, и использование персонального электронного пособия в частности. Цель дошкольной логопедической работы – преодоление речевых нарушений и подготовка к формированию универсальных учебных действий у детей.
Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс в ДОУ более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным.
Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя девайс на логопедических занятиях, учитель-логопед:
- значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
- способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
- мотивирует познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания и достигает положительного отношения к логопедической работе;
- побуждает к активной творческой деятельности;
- создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Сегодня постараюсь помочь вам овладеть технологией персонального обучения в ходе нашего мастер-класса.
Задачи:
1. Для этого нам предстоит вначале познакомиться с электронным учебником и возможностями его использования.
2. Затем научиться умению практически оперировать и творчески использовать персональное электронное устройство в работе со старшими дошкольниками.
Данное устройство представляет собой два связанных между собой экрана – жидкокристаллический и основанный на технологии электронных чернил. «Электронные чернила» по оптической структуре идентичны обычной бумаге, то есть работают за счет отражения света, что совершенно безопасно для зрения детей.
Оба экрана сенсорные и интерактивные – то есть реагируют на прикосновения как непосредственно рукой, так и специальным стилусом, обеспечивающим развитие мелкой и точной моторики кисти руки.
Электронное устройство использует операционную систему Android и воспроизводит большинство распространенных на сегодняшний день форматов файлов как медиа, так и текстовых документов. Устройство имеет как USB, так и SD-входы, что позволяет подключать внешние запоминающие устройства, при этом объем внутренней, встроенной памяти – 4 GB .
Предлагаю включить электронный учебник и дождаться появления четырех светящихся точек. На планшете вы видите несколько папок. В данном случае книги с азбукой и с математическими заданиями.
Папка «Азбука».
Данная программа позволяет знакомить детей со звуками и буквами. Возможны два варианта работы : чтение текста педагогом на экране ридера и прослушивание аудиозаписи интерактивной книги. Найдите на экране планшета книгу «Азбука 3» и активируйте её. На левой стороне девайса появится текст. Внизу текста указаны страницы и значок «наушники». Активируя этот значок, вы увидите справа на экране обозначение интерактивной книги. Используйте стилус и вы услышите запись. Чтобы прервать аудиозапись, необходимо нажать кнопку со стрелкой. Данная программа позволяет не только видеть букву, но и изображать ее графически. Найдите над буквой значок «карандаш». Активируйте его. На правой стороне, выбрав интерактивную книгу, проследите за порядком написания буквы. Попробуйте повторить. Синий – цвет точно выполненного задания, красный – сигнал об ошибке. Учебник даёт ребенку возможность исправлять свои ошибки, избавляя от чувства неуверенности в себе. В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации. Это упражнение формирует пространственный праксис и зрительный гнозис, особенно, у дошкольников имеющих ОНР.
Упражнение «Раскраска».
Данный электронный учебник даёт возможность воспитывать у детей художественный вкус и декоративное чувство. Найдите на экране планшета книгу «Раскраски» и активируйте её. Данная раскраска знакомит детей с работами известного французского художника Анри Матисса, созданные им из цветной бумаги с помощью ножниц.
Выберите одну из раскрасок. На экране планшета появится эскиз картины без цвета. Внизу вы видите палитру. Нажав на неё, вы увидите многообразие цветов. Нажмите на понравившийся вам цвет. Попробуйте раскрасить выбранную вами картину, подобрав набор цветов. Попробуйте дать название получившейся у вас картине. Как вы думаете, что на ней изображено. Нажав на флажок в правом верхнем углу, вы увидите картину такой, какой её создал автор. Попробуйте сформулировать задание для детей, используя картину. Подумайте, какие развивающие задачи педагог может решить, используя это задание.
(Посмотрев на картину, раскрасить её по памяти, раскрасить картину теми же цветами, как у художника, раскрасить картину, заменив холодные цвета, как изменится настроение картины). Эти задания способствуют развитию у детей воображения, зрительного внимания, памяти, мелкой моторики, речи. В конце занятия с помощью этого упражнения в цвете дети передают свое настроение.
Использование библиотеки.
Работа с презентациями.
Работая с девайсом, мы создаём условия для формирования у воспитанников предпосылок познавательных универсальных учебных действий.
Нажмите на планшете значок «библиотека», чтобы посмотреть свои книги, аудио, видео, документы. Выберите значок «документы». Откройте презентацию. Листайте ее с помощью трекбола, который прокручивает сенсорный экран. В виде презентаций можно загружать различный материал для коррекционных занятий по развитию речи. Дети работают с наглядностью по заданию педагога, четко проговаривая речевой материал.
Изображения.
В папке «изображения» хранятся рисунки и фотографии.
Работа с аудиозаписью.
Найдите в библиотеке значок «наушники». Используя стилус, выберите вариант «Зарядка для язычка». Прослушайте несколько заданий. Попробуйте их выполнить. Дети выполняют их перед зеркалом, под наблюдением педагога. В папке вы видите запись пальчиковой зарядки, а также музыку для физкультминуток. Для проведения коррекционных занятий используются эти и подобные им аудиозаписи.
Теперь мы с вами будем пополнять нашу библиотеку. Начнем с рисунка.
Работа с блокнотом.
Внизу экрана планшета найдите блокнот. Активируйте его, используя стилус. В появившемся окне выберите «открыть новый блокнот».
На экране ридера появится блокнот. Его можно использовать для записей, и рисунков, различных заметок. Внизу экрана ридера нажмите меню. Выберите вкладку «страница», выберите «чистая».
Чтобы выполнять рисунок, в меню, во вкладке «инструменты» выбирается карандаш. Если нужно удалить что-то, выберите ластик. Выполняя записи, можно менять цвет карандаша. Нажмите вкладку «Цвета». Нажимая на разные цвета, карандаш меняет цвет (чёрный, красный, синий, жёлтый, белый).
Вам предстоит, работая в паре, нарисовать пару детских варежек. Каждый из вас должен рисовать только одну варежку. Чтобы они составили пару, вам нужно будет договариваться о выборе цвета карандаша, рисунка на них, т. е. координировать работу друг друга. При этом на ваших экранах цвет вы будете видеть только чёрный.
По окончании выполнения каждый на своём ридере в меню нажмите вкладку инструмент и выберите «снимок». Ваш рисунок в цвете появится на экране планшета. Сравните свои рисунки и проверьте, образуют ли ваши варежки пару.
Данное задание помогает развивать предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Так же работа с блокнотом даёт возможность формировать у детей пространственные представления, развивать мелкую моторику. Возьмите стилус и, дотронувшись до своего рисунка на планшете, расположите его в правом верхнем углу, а теперь перетащите свой рисунок в левый нижний угол.
Дополнительные функции.
Диктофон.
Откройте меню приложений, нажав на значок, и выберите «диктофон». Включите его и произнесите любую фразу. Прослушайте аудиозапись. Дети, прослушав запись своей речи, корректируют ее с помощью педагога. Эту запись можно сохранить в библиотеке.
Таки образом, используя персональное электронное пособие в коррекционной работе
мы формируем предпосылки УУД:
- По указанию взрослого ребенок переделывает работу (перерисовывает, перекрашивает, переставляет, если допущена ошибка.
- Способен выбрать для себя род занятий из предложенных на выбор (рисование, игры, раскрашивание).
-Участвует в совместной деятельности, подчиняя свои интересы общим требованиям, правилам в процессе различных подвижных и игровых ситуациях.
-Действует по образцу, помня о заданной цели, видит указанную ошибку и исправляет по указанию взрослого, контролирует свою деятельность по результату.
Спасибо за внимание и плодотворную работу.
Итог. Саморефлексия участников мастер-класса.
Что узнали, чему научились?