Приложение МААМ

Мастер-класс «Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике»

Ольга Теплякова
Мастер-класс «Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю над совершенствованием речи ребёнка, однако стимулирование речевого развития является целью ежедневной педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в общение с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и адекватно реагировать на нее словами, мыслями, поступками, эмоциями, то есть, речевое развитие тесно связано с такими мыслительными операциями, как анализ и синтез.

Публикация «Мастер-класс „Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике“» размещена в разделах

Сегодня я хочу продемонстрировать вам приёмы работы, которые может использовать в своей практике любой педагог для решения образовательных задач.

Ребёнок обучается, играя. И я предлагаю вам поиграть. Первая игра «Найди ошибку». Правильно ответивших прошу выйти ко мне.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (Лес)

Правильно, выходите ко мне. Теперь ведущий игры - Вы. Прочитайте следующую фразу, содержащую ошибку.

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (Грачей).

Верно, право выбора переходит к Вам.

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Вспомните названные вами слова. Назовите те, в которых один слог, в этом вам помогут карточки. Пока игроки готовятся я расскажу о данном пособии. Эти карточки я использую в работе с детьми разного возраста. С детьми 4 лет работаем по картинке, с детьми старшего возраста выполняем звуковой анализ слова, дети умеющие читать, могут фразу прочитать.

Итак, назовите слова, в которых один слог.

Давайте перейдем к следующей игре: «Живые звуки». Организуйте две команды. Первая команда будет составлять слово СОМ, а вторая ЛЕС. Составьте эти слова, используя цветные шапочки. Цвет шапочек соответствует традиционным символам звуков, то есть синяя шапочка обозначает согласный твёрдый звук и так далее.

Побеждает та команда, которая правильно составит слово и первой позвонит в колокольчик.

Итак, первой была команда, которая составила слово СОМ.

Как мы видим, в ходе игры дети работают над звуковым анализом и синтезом слов, учатся договариваться и работать в минигруппах для достижения единой цели.

Далее с детьми мы проводим полный звуковой анализ слов, называем каждый звук, определяем количество и последовательность звуков в слове.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий. Процесс компьютеризации затронул и образование.

Я более подробно остановлюсь на работе с такими легкими в использовании техническими средствами, как микрофон и диктофон.

Применяя в работе данные технические средства, я создаю условия, в которых ребёнок стоит перед необходимостью контролировать свою речь, а именно: произносить слова чётко, строить фразу грамматически верно, с определённой интонацией. Таким образом, микрофон и диктофон позволяют ребёнку собственную речь сделать предметом исследования. Речь опредмечивается.

Сейчас я продемонстрирую вам этот процесс в игре «Теремок на новый лад» используя микрофон и условные обозначения.

Внимание на экран. За основу я взяла символику, разработанную Еленой Самсоновной Алмазовой, и внесла несколько символов для работы над просодической стороной речи.

Перед Вами Теремок, в окнах которого уже известные вам условные обозначения с пояснением.

Целью игры является произнесение чистоговорки в микрофон в заданном темпе или с заданной интонацией. Чистоговорка размещена на фундаменте дома.

Правила игры такие:

1. Первый игрок выбирает окно с символом и произносит чистоговорку с учётом полученного задания. Остальные участники отгадывают, как произнёс игрок фразу.

2. Отгадавший берёт карточку себе и продолжает игру.

3. Игрок, набравший большее количество карточек, выигрывает.

Я приглашаю первого игрока. Кто желает?

РА-РА-РА-РОЕТ КРОТ НОРУ С УТРА.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Содержанием данной игры может служить любой речевой материал.

Теперь поговорим о диктофоне. Это устройство, служащее для записи и воспроизведения речи, с целью прослушивания информации.

Во время работы с диктофоном дети учатся анализировать, корректировать и планировать свою речь. С помощью диктофона ребёнок слышит себя, изучает свою речь и, таким образом, он становится модератором, творцом собственного слова.

Для демонстрации работы с диктофоном, предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный сундучок». Приглашаю четырёх помощников. Один участник будет наслаждаться звуками природы.

В сундучке спрятан предмет. Правила игры такие. Участники по очереди опускают руки в сундучок, определяют на ощупь, что там, не называя предмета.

Описывают его одним или несколькими словами, назвав его признак.

Назовите, какой это предмет? А теперь соединим ваши ответы и запишем на диктофон. Что получилось? Получился небольшой описательный рассказ. Давайте послушаем его. Вы довольны своим высказыванием? Достаточно ли хорошо и чётко вы произносили слова? Кто хочет записать свое высказывание еще раз? Что нужно добавить, чтобы наш рассказ превратился в загадку? (Вопрос). Значит, последний участник задаё т вопрос: «Что это?» Запишем на диктофон. Послушаем. На мой взгляд, не хватает интонации.

Давайте произнесём ещё раз загадку с выражением, добавив эмоций. Запишем. Послушаем. Вам нравится, что у нас получилось?

Приглашаем участника из уголка отдыха. В сундучке спрятан предмет. Послушав и отгадав загадку, вы узнает, что там находится.

Игру можно продолжать, спрятав в сундучке другой предмет. Выбор предмета можно определить лексической темой, над которой вы работаете в данный момент.

Таким образом, простые технические средства являются отличными помощниками в работе над звукопроизношением, грамматическим строем речи, формированием навыков звукового анализа и синтеза, обогащением словаря, работа с ними повышает творческую и интеллектуальную составляющие образовательной деятельности.

И в заключение хочется отметить, что в современном мире любой вид деятельности уже невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. В работе с дошкольниками следует особенно тщательно отбирать как сами средства, так и формы работы с ними.

Я уверена, что, давая детям возможность самим оперировать в игре техническими средствами, помогая им прочувствовать и познать свою речь, свой родной язык, мы вносим огромный вклад в развитие грамотного, самостоятельно мыслящего, способного к глубокому анализу, патриотичного поколения будущего!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Конспект познавательной деятельности «На помощь китам» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности. Задачи: Обучающие: -Формировать у.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике»
Опубликовано: 30 января 2023 в 09:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Теплякова (УИ 1257378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД