Ольга Теплякова
Мастер-класс «Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю над совершенствованием речи ребёнка, однако стимулирование речевого развития является целью ежедневной педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в общение с другими людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и адекватно реагировать на нее словами, мыслями, поступками, эмоциями, то есть, речевое развитие тесно связано с такими мыслительными операциями, как анализ и синтез.
Публикация «Мастер-класс „Использование средств информационных и коммуникационных технологий в логопедической практике“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2023
Сегодня я хочу продемонстрировать вам приёмы работы, которые может использовать в своей практике любой педагог для решения образовательных задач.
Ребёнок обучается, играя. И я предлагаю вам поиграть. Первая игра «Найди ошибку». Правильно ответивших прошу выйти ко мне.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (Лес)
Правильно, выходите ко мне. Теперь ведущий игры - Вы. Прочитайте следующую фразу, содержащую ошибку.
Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (Грачей).
Верно, право выбора переходит к Вам.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался дом.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.
Вспомните названные вами слова. Назовите те, в которых один слог, в этом вам помогут карточки. Пока игроки готовятся я расскажу о данном пособии. Эти карточки я использую в работе с детьми разного возраста. С детьми 4 лет работаем по картинке, с детьми старшего возраста выполняем звуковой анализ слова, дети умеющие читать, могут фразу прочитать.
Итак, назовите слова, в которых один слог.
Давайте перейдем к следующей игре: «Живые звуки». Организуйте две команды. Первая команда будет составлять слово СОМ, а вторая ЛЕС. Составьте эти слова, используя цветные шапочки. Цвет шапочек соответствует традиционным символам звуков, то есть синяя шапочка обозначает согласный твёрдый звук и так далее.
Побеждает та команда, которая правильно составит слово и первой позвонит в колокольчик.
Итак, первой была команда, которая составила слово СОМ.
Как мы видим, в ходе игры дети работают над звуковым анализом и синтезом слов, учатся договариваться и работать в минигруппах для достижения единой цели.
Далее с детьми мы проводим полный звуковой анализ слов, называем каждый звук, определяем количество и последовательность звуков в слове.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий. Процесс компьютеризации затронул и образование.
Я более подробно остановлюсь на работе с такими легкими в использовании техническими средствами, как микрофон и диктофон.
Применяя в работе данные технические средства, я создаю условия, в которых ребёнок стоит перед необходимостью контролировать свою речь, а именно: произносить слова чётко, строить фразу грамматически верно, с определённой интонацией. Таким образом, микрофон и диктофон позволяют ребёнку собственную речь сделать предметом исследования. Речь опредмечивается.
Сейчас я продемонстрирую вам этот процесс в игре «Теремок на новый лад» используя микрофон и условные обозначения.
Внимание на экран. За основу я взяла символику, разработанную Еленой Самсоновной Алмазовой, и внесла несколько символов для работы над просодической стороной речи.
Перед Вами Теремок, в окнах которого уже известные вам условные обозначения с пояснением.
Целью игры является произнесение чистоговорки в микрофон в заданном темпе или с заданной интонацией. Чистоговорка размещена на фундаменте дома.
Правила игры такие:
1. Первый игрок выбирает окно с символом и произносит чистоговорку с учётом полученного задания. Остальные участники отгадывают, как произнёс игрок фразу.
2. Отгадавший берёт карточку себе и продолжает игру.
3. Игрок, набравший большее количество карточек, выигрывает.
Я приглашаю первого игрока. Кто желает?
РА-РА-РА-РОЕТ КРОТ НОРУ С УТРА.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Содержанием данной игры может служить любой речевой материал.
Теперь поговорим о диктофоне. Это устройство, служащее для записи и воспроизведения речи, с целью прослушивания информации.
Во время работы с диктофоном дети учатся анализировать, корректировать и планировать свою речь. С помощью диктофона ребёнок слышит себя, изучает свою речь и, таким образом, он становится модератором, творцом собственного слова.
Для демонстрации работы с диктофоном, предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный сундучок». Приглашаю четырёх помощников. Один участник будет наслаждаться звуками природы.
В сундучке спрятан предмет. Правила игры такие. Участники по очереди опускают руки в сундучок, определяют на ощупь, что там, не называя предмета.
Описывают его одним или несколькими словами, назвав его признак.
Назовите, какой это предмет? А теперь соединим ваши ответы и запишем на диктофон. Что получилось? Получился небольшой описательный рассказ. Давайте послушаем его. Вы довольны своим высказыванием? Достаточно ли хорошо и чётко вы произносили слова? Кто хочет записать свое высказывание еще раз? Что нужно добавить, чтобы наш рассказ превратился в загадку? (Вопрос). Значит, последний участник задаё т вопрос: «Что это?» Запишем на диктофон. Послушаем. На мой взгляд, не хватает интонации.
Давайте произнесём ещё раз загадку с выражением, добавив эмоций. Запишем. Послушаем. Вам нравится, что у нас получилось?
Приглашаем участника из уголка отдыха. В сундучке спрятан предмет. Послушав и отгадав загадку, вы узнает, что там находится.
Игру можно продолжать, спрятав в сундучке другой предмет. Выбор предмета можно определить лексической темой, над которой вы работаете в данный момент.
Таким образом, простые технические средства являются отличными помощниками в работе над звукопроизношением, грамматическим строем речи, формированием навыков звукового анализа и синтеза, обогащением словаря, работа с ними повышает творческую и интеллектуальную составляющие образовательной деятельности.
И в заключение хочется отметить, что в современном мире любой вид деятельности уже невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. В работе с дошкольниками следует особенно тщательно отбирать как сами средства, так и формы работы с ними.
Я уверена, что, давая детям возможность самим оперировать в игре техническими средствами, помогая им прочувствовать и познать свою речь, свой родной язык, мы вносим огромный вклад в развитие грамотного, самостоятельно мыслящего, способного к глубокому анализу, патриотичного поколения будущего!
Спасибо за внимание!