Татьяна Левкович
Конспект мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществоведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществоведения»
А. В. Воронович, учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа №2 г. Полоцка»
Цель: развитие технологических умений педагогов.
Задачи:
1. Убедить в актуальности и целесообразности применения технологии проблемного обучения на современном уроке.
Публикация «Конспект мастер-класса „Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществоведения“» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
2. Оказать методическую и информационную поддержку в освоении методов использования технологии проблемного обучения в работе с документами на уроках истории.
3. Поупражнять в проектировании исторической гипотезы через проблему исследования на уроке.
Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, инструкционные карты, распечатка текста исторического документа, бэйджи, листы бумаги для записей, ручки, маркеры.
План проведения мастер-класса
1. Знакомство. Организационный момент. Деление на группы.
2. Презентация педагогического опыта (краткое обоснование основных идей и приемов технологии проблемного обучения : из опыта работы педагога).
3. Имитационная игра (демонстрация приемов эффективной работы со слушателями, выполнение слушателями роли учащихся и экспертов).
4. Моделирование (организация самостоятельной деятельности слушателей мастер-класса в малых группах и управление данной деятельностью).
5. Рефлексия (визуализация впечатлений на карте по результатам совместной деятельности).
Ход мастер-класса
Приветствие участников, знакомство с использованием приема «Снежный ком».
Участники на бэйджах записывают свои имена. Деление на три группы по цвету карточек бэйджей (красный, зеленый, синий).
Приглашение занять свои рабочие места в группах, определение спикеров групп.
Погружение участников мастер-класса в ситуацию обучения :
Задание: Давайте на минуту представим, что бы произошло, если бы некий волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле. Придумайте и запишите как можно больше предположений и идей о том, что в этом случае произошло бы на нашей планете. Поместите их на дерево гипотез. Попробуйте выделить среди предложенного самые провокационные варианты. Озвучьте их.
Слушатели озвучивают выбранные ими варианты, ведущий комментирует их с точки зрения формулировки проблемы и сообщает цель и задачи предстоящего мастер-класса.
На слайде: понятия проблема, гипотеза, провокационная идея.
Блок 1. Погружение в опыт
Ведущий мастер-класса :
Разрешите начать свое выступление со слов Л. Н. Толстого: «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творчеству.
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.
В своей работе я использую такие педагогические технологии как : исследовательские, информационные, игровые, проектные, технологию проблемного обучения. Сегодня остановимся подробнее на использовании в работе с учащимися приемов технологии проблемного обучения.
Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное не просто поставить проблему, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно выдвигать гипотезы – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий.
На слайде презентации:
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis –основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Ведущий мастер-класса :
У педагогов, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью с учащимися, в том числе и у меня, довольно часто возникают трудности именно с правильным формулированием гипотезы. Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей). Моя задача сегодня: поделиться с вами опытом, как я учу учащихся строить предположения, формулировать гипотезу через проблему исследования. Я хочу показать вам разные способы формулирования гипотезы.
БЛОК 2. Имитационная игра
Ведущий мастер-класса :
В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов. Я предлагаю вам выполнить упражнение с использованием данного метода. Оно простое в выполнении, но не менее увлекательно и очень нравится детям.
На слайде презентации: Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы.
Ведущий мастер-класса :
При построении предположений, гипотез я предлагаю учащимся использовать следующие словесные конструкции : может быть; предположим, что. ; допустим; возможно; что, если. ; если., то. ; так, как. ; использование. позволит обеспечить.
Словесные конструкции появляются на слайде презентации
Имитационная игра
Ведущий мастер-класса : -Как вы думаете, как птицы узнают дорогу на юг?
Заполните интеллектуальную пирамиду ваших идей тремя предположениями по данному поводу. (Инструкционная карта 1)
Используем словесные конструкции, которые вы видите на слайде: они помогут вам сформулировать предположения.
Работа в группах. Озвучивание вариантов предположений.
Возможные варианты ответов участников групп:
-Предположим, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам.
-Может быть, птицы сверху видят растения: они указывают им направление полёта.
-Допустим, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
-Возможно, птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним.
-Может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой,
как в самолёте или на корабле.
Ведущий мастер-класса :
Послушайте, пожалуйста, мои варианты гипотезы по данному поводу:
-Птицы точно находят дорогу на юг, так как у них есть специальные датчики.
-Возможно, птицы точно находят дорогу на юг, так как они заранее договариваются между собой.
-Как Вы думаете, данные гипотезы могут существовать? Ответы.
На фоне ваших предположений и гипотез мои гипотезы кажутся неправдоподобными, фантастическими, даже абсурдными. Такие идеи, предположения получили название «провокационные идеи». Подобные предположения учащиеся часто предлагают при выполнении исследовательской задачи.
Задание группам:
Придумайте свою провокационную идею и впишите ее в инструкционную карту.
Работа в группах. Озвучивание вариантов ответов
Ведущий мастер-класса :
На доске размещаем интеллектуальные пирамиды, заполненные педагогами.
Таким образом, используя метод проблемных вопросов, я предложила вам один из способов построения предположений и гипотез. Высказывая свою точку зрения, иногда из таких предположений, гипотез рождаются довольно интересные темы исследований. Так что возьмите это на заметку.
Давайте с вами обобщим полученные знания.
- Что заставляет появиться на свет гипотезу?
Ответы участников.
Ведущий мастер-класса :
Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это –проблема.
-А откуда берётся проблема?
Ответы участников.
Выслушиваются разные варианты ответов:
- Проблема возникает, когда есть противоречие между необходимостью в некотором знании (и/или его использовании) и возможностями его (знания) получения /использования.
- Проблему исследования можно (и нужно) свести к конкретному вопросу (т. е. конкретизировать, ответ на который и позволит решить проблему исследования.
- Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
- Есть идея, есть проблема.
- Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему - значит выйти на эту границу.
- Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.
- Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.
Ведущий мастер-класса :
Итак, решить проблему – значит получить новое знание. Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого учащегося к получению нового исторического знания, я использую проблемную ситуацию. И сейчас я предлагаю Вам попробовать решить проблему, связанную с выявлением причинно-следственных связей в истории державы Александра Македонского.
БЛОК 3. Проблемное обучение в работе с историческим документом
Ведущий мастер-класса :
Представьте, что Вы – юные историки-исследователи. Обратите, пожалуйста, внимание: на экране у нас появилась карта с изображением страны, мы видим, что это Македония.
В ходе занятия мы с Вами будем рассматривать причины возвышения Македонии и в конце занятия увидим, какую державу создал Филипп ІІ, отец Александра Македонского.
Представим, что мы можем влиять на ход событий и, если Вы получите удовлетворение от нашего занятия, то истина восторжествует; если Вы будете чем-то не удовлетворены в полной мере, то история Греции пойдет другим путем.
Ведущий мастер-класса :
Вы будете работать с инструкционными картами. Откройте, пожалуйста, инструкционную карту №2 (Приложение 2).
Ознакомьтесь с текстом.
Исократ «Филипп» (отрывок)
«Размышляя наедине с собой об этом, я пришел к выводу, что Афины смогут сохранять состояние мира только в том случае, если крупнейшие государства решат, прекратив междоусобицы, перенести войну в Азию и если они пожелают добиться у варваров тех преимуществ, которые они сейчас стремятся получить у эллинов ….
А теперь перейду к самому предмету речи. Я хочу сказать, что необходимо, не забывая также о собственных интересах, попытаться примирить между собой государства аргосцев, лакедемонян, фиванцев и наше.
Если ты их сумеешь объединить в союз, то без труда приведёшь к согласию и другие. Ведь все они находятся в зависимости от упомянутых и при грозящей опасности обращаются к одному из них за помощью и получают ее там. Поэтому, если ты склонишь к благоразумию четыре только государства, то и остальные избавишь от многих бед.
Поэтому я считаю, что тебе полезно возглавить войну против него (персидского царя, в то время как остальные так малодушны. Все другие потомки Геракла, скованные государственными законами, обязаны подчиняться тому государству, в котором они живут, а ты, оказавшись как бы вольным человеком, должен считать совей отчизной всю Элладу…»
Задание группам:
Для того, чтобы сформулировать одну общую проблему, найдите в тексте ключевые слова (проблемную ситуацию в каждом абзаце, можно выделить словосочетания. Выпишите их на «проблемное облако» в инструкционной карте №3.
В первом абзаце выделяем все вместе: прекратив междоусобицы, решат перенести войну.
Таким же образом попрошу 1 группу выделить ключевые слова во втором абзаце:
Не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства.
2 группа - Вы выделяете ключевые слова в третьем абзаце:
Склонить к благоразумию четыре государства.
В четвертом абзаце ключевые слова выделяет 3 группа:
Возглавить войну, обязаны подчиниться.
Ведущий мастер-класса :
Итак, называем ключевые слова: прекратив междоусобицы, решат перенести войну, не забывая о собственных интересах, примирить между собой государства, склонить к благоразумию четыре государства, возглавить войну, обязаны подчиниться.
Используя ключевые слова, вы легко сможете сформулировать проблему.
Сформулировав проблему, запишите её в проблемное «облако» в инструкционной карте №3.
Работа с группами участников:
Пожалуйста, сформулируйте Вашу проблему (все группы формулируют свою проблему).
Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании проблемы, если они есть.
Ведущий мастер-класса :
А вот так сформулировали проблему учащиеся :
Государства, будучи раздробленными и ведя междоусобные войны, вынуждены подчиняться другим правителям. Поэтому нужно объединить все державы в одну под властью своего правителя путем войны.
Мы в начале занятия выяснили, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Чтобы лучше понять нашу гипотезу, проводим анализ проблемы :
ПРОБЛЕМА
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
(ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ, УСЛОВИЯ)
ГИПОТЕЗА
Выделим составляющие проблемы : описание ситуации, желаемая ситуация и условия.
Ведущий мастер-класса :
Продолжаем работу с инструкционной картой №3.
Запишите, пожалуйста, составляющие проблемы :
1 группа: Вам нужно описать ситуацию.
2 группа: Запишите желаемую ситуацию.
3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.
Работа в группах.
Представители от каждой группы зачитывают составляющие проблемы :
1 группа. Описание ситуации: все государства вели междоусобные войны.
2 группа. Желаемая ситуация: добиться объединения.
3 группа. Условия: начать войну и объединить страну.
Ведущий мастер-класса :
Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то я обычно использую формулу : «Если., то., которая описывает, как можно разрешить проблему.
Я предлагаю Вам сформулировать гипотезу, используя эту формулу и записать её в следующее «облако» в инструкционной карте №3.
Работа в группах. Выслушиваются варианты гипотезы.
Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании гипотезы, если есть.
Ведущий мастер-класса :
А вот так сформулировали гипотезу учащиеся:
Если Филипп возглавит войну, объединив соседние народы, и перенесет военные действия в Азию, захватив большие территории, то сможет подчинить себе Элладу.
Таким образом, в ходе анализа уже имеющихся знаний и текста документа мы выдвинули гипотезу, нашли путь решения проблемы.
Сейчас я с вами попробовала отработать один из приемов построения гипотезы через проблему. Он один из самых трудных. Не у всех сразу получается формулировать гипотезу, но этому можно научиться, его нужно постоянно отрабатывать, и навык придет со временем.
Ведущий мастер-класса :
А сейчас я возвращаю вас к началу нашего занятия. Дайте, пожалуйста,
объяснения:
-С какой целью мы выделяли ключевые слова в тексте?
Ответ: Для того, чтобы обозначить проблему.
-Объясните, почему мы с вами выделяли составляющие проблемы?
Ответ: Чтобы легче было сформулировать гипотезу.
-Для чего мы сформулировали гипотезу?
Ответ: Предположили, за счет чего мы будем решать проблему.
-Какие методы мы использовали, решая проблему?
Ответ: прием «толстых» и «тонких вопросов», наглядный, словесный, эвристический, проблемного изложения.
-Какими умениями прирастают учащиеся в процессе совместной работы над решением учебной проблемы?
Ответ: развитие критического мышления, поиск правильного ответа и самостоятельное решение проблемы, навыки исследовательской деятельности, развитие творческой деятельности.
БЛОК4. Рефлексия
Ведущий мастер-класса :
Уважаемые участники мастер-класса! Сегодня я попыталась довести до вас мой опыт работы по проектированию гипотезы через проблему исследования, показала вам разные способы формулирования гипотезы. Итак, я попрошу вас обратить внимание на нашу карту. Я предлагаю вам помочь Филиппу ІІ и восстановить историческую карту, как мы с вами и договаривались в начале занятия. Вспомните наши условия.
Подойдите, пожалуйста, представители групп к общей карте и нанесите на нее присоединенные территории, если Вы получили удовлетворение от нашего занятия. Если вы чем-то не удовлетворены в полной мере, то на карте останутся «белые пятна».
Спасибо за участие в мастер-классе и за то, что вы так высоко оценили наше занятие. Карта заполнена, а исторические факты не искажены. Я тоже получила большое удовлетворение от нашей с вами встречи.