Лучший педагог года

Мастер-класс «Культурная практика «Новые сказки»

Ольга Курочкина
Мастер-класс «Культурная практика «Новые сказки»

Мастер-класс «Культурная практика «Новые сказки»

(Предварительно выбираем 4 человека (две пары) для участия в практической части мастер-класса)

1 Культурная практика «Новые сказки» направлена на коммуникативное, речевое, творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это увлекательный процесс сочинения новой сказки. Деятельность происходит с использованием готовых схем-карт, игровых приемов, кукол различных театров, необходимых атрибутов, с проявлением творчества и фантазии.

Публикация «Мастер-класс „Культурная практика „Новые сказки“» размещена в разделах

2 На первом этапе мы познакомимся со следующими приемами, это «Карты Проппа», мнемотехнка, составленные нами схемы-карты, игры, карточки настроения.

3 И так, Карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп- известный филолог,

фольклорист. Он занимался изучением русских народных сказок.

В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из

28 функций. Эти функции можно представить в виде схем

(выкладываю карты)

4 Например, как схематично изображается отлучка (уход) кого-либо из членов семьи

5 Запрет, обращенный к герою

6 Нарушение запрета

7 Вредительство

8 Возвращение главного героя

9 Вот так выглядят карты Проппа. При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

10 Так я организую работу по картам: читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт Проппа. Сказка «Кот, петух и лиса»

11 Далее применение мнемотехники. Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и способствующих развитию связной речи.

12 С помощью методов мнемотехники происходит запоминание стихов, сказок и моделируются произведения собственного сочинения. Ребенок легче запоминает последовательность. Например стихотворение: На поляне колобок нитки сматывал в клубок. Ниток желт, алых, намотал клубков не мало. И пошел домой устало.

13 Далее схематические модели, придуманные нами для пересказа и сочинения собственных сказок. Схематические модели составлены по конкретным сказкам, например, «Живая шляпа», «Снегурочка» (выкладываю схемы)

14 А так же произвольные схемы, при помощи которых дети сочиняют различные сюжеты, сказки.

(Выкладываю схемы)

15 Играем с детьми в игры, которые помогут освоить любые из перечисленных видов карт.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

«Мораль» Придумываем или вспоминаем поучительные характеристики к сказке, к героям.

Карточки к играм расположены в коробочках и служат для обогащения сюжета сказки.

(Выставляю коробочки с картинками)

Можно добавлять изображения своих волшебных предметов, материалов, действий, звуков, запахов, выбранных вместе с детьми по их желанию

(предлагаю изображения на листе)

16 Карточки настроения знакомы детям. С ними они любят играть на занятиях театрального кружка

(выкладываю карточки).

17 Самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя: карты Проппа, приемы мнемотехники, схематические модели, подсказки из игр, карточки настроения, карты-схемы, куклы различных видов театра.

Можно сочинить сказку, опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые находятся в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Такая деятельность развивает не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Деятельность самостоятельная и творческая, мы лишь обогатили представления детей, пополнили предметно-пространственную среду. (Показ видео1)

18 А второй раздел для вас, уважаемые педагоги, которые у нас сегодня в роли детей старшей-подготовительной группы. Давайте попробуем сочинить свою сказку, количество используемых карт не ограничено. Деятельность творческая. Две сказки : по картам Проппа и по схематическим моделям.

Используем все, что посчитаем нужным. Но, поскольку мы ознакомились только теоретически со всеми разделами, времени у нас на практику мало, нам подойдет простой вариант: выкладываем сколько хотите карт, берем подсказки сколько нужно, пользуемся подсказками начала и окончания сказки и сочиняем сказку.

Итак, что мы имеем (лес, река, дома, мост, день, ночь и т. п., подсказки, волшебные вещи.

И кого из персонажей (имена и т. п.)

19 Можно использовать вариант плана сказки :

• Название сказки

• Вариант начала сказки

• Начало событий

• Положительные герои

• Отрицательные герои

• Настроение героев (карточки настроения)

• События, сюжет

• Развязка

• Мораль

• Окончание сказки (счастливый конец)

Можно нарисовать свою схему, написать своих героев

(Предлагаю варианты начала-окончания сказки)

Пока составляют сказки, знакомлю с практикой «Портфолио новой сказки»

(коротко своими словами)

Некоторые сказки очень нравились детям, но, порой, сам сочинитель через какое-то время не мог воспроизвести свою сказку, хотя очень хотел. Тогда дети подошли к решению проблемы таким образом: один или двое детей сочиняют сказку, другой ребенок или взрослый рисует схему, кто-то подбирал кукол или картинки с персонажами, кто-то зарисовывал наиболее яркие сцены, даже сочиняли загадки. По окончании рассказа первой пары детей пересказывали сюжет уже с куклами другие дети, а «авторы» выступали в роли «режиссеров», подсказывали и координировали действия. Незаметно подключались зрители, педагог дополняла сюжет музыкальным сопровождением (всегда найдется под рукой легкая сказочная музыка, голоса птиц, музыка из мультфильмов и пр.). Любые идеи приветствовались и находили отклик в сюжете или дополнении к сказке.

Придумывается название сказки, выделяются главные герои, мораль, все фиксируется записью или рисунком. Затем персонажи из новой сказки наделялись образами и характерами через рисование их или изготовление масок. Так появлялся «редакторский коллектив», который дополнял сюжеты сказки картинками и предметами. Педагог выступает в роли помощника «главного редактора», автора сказки, записывает содержание сказки и помогает оформить весь собранный по сказке материал.

Портфолио изготавливаются в виде конвертов, папок с файлами, альбомов, книжек-малышек, даже коробок. Дети сами поняли, что таким образом очень удобно разыграть понравившуюся сказку или сюжет по какому-либо случаю. За порядком в сохранности портфолио следят сами дети-авторы своих сказок.

(Показ одного портфолио)

Слушаем новую сказку

В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон или записывать на видео, так как сказки собственного сочинения могут перейти в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников- иллюстраторов, оформителей, декораторов.

В работе с детьми мы собираем весь материал по новой сказке в портфолио. Это увлекательный процесс. Но это уже другая театрализованная культурная практика (о ней я говорила в представлении опыта работы)

20

Всем спасибо! Буду рада, если мой опыт вам пригодится. Удачи! Творческих успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детская культурная практика «Студия «Наш театр» Детская студия «Наш театр» Идея возникновения студии «Наш театр», как детской практики, возникла во время занятий детей свободной игровой.

Культурная педагогическая практика — «Ситуация» «Спортивный зал закрыт по техническим причинам»Культурная педагогическая практика — «Ситуация» «Спортивный зал закрыт по техническим причинам» Культурная педагогическая практика– «Ситуация» «Спортивный зал закрыт по техническим причинам» Участники: воспитатель Пашина Н. В.

Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда.

Культурная практика в мини-музее «Быт и искусство Карелии» Культурная практика в мини-музее. «БЫТ И ИСКУССТВО КАРЕЛИИ». (область -познавательное развитие) ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с бытом и.

Мастер-класс «Краткосрочная образовательная практика в системе работы ДОУ» МАСТЕР-КЛАСС «Краткосрочная образовательная практика в системе работы ДОУ» Цель: внедрение краткосрочной образовательной практики в работе.

Мастер-класс Лепбук «В гостях у сказки».Мастер-класс Лепбук «В гостях у сказки». Ни для кого не секрет, что с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Модернизация образовательной системы в России.

Мастер-класс «Математические сказки» Что такое математическая сказка? Это особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий,.

Настольная игра как культурная практика Тютюник А. Б., воспитатель МДОУ № 16 г. Черемхово Каждому из нас по собственному детству хорошо знакомы занятия с настольными играми. И.

Продуктивная культурная практика в средней группе «Мастерская Деда Мороза. Ёлочные украшения»Продуктивная культурная практика в средней группе «Мастерская Деда Мороза. Ёлочные украшения» Воспитатель: Шигеева Лидия Васильевна. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать – и я пойму» (Конфуций). По.

«В гостях у сказки». Мастер-класс«В гостях у сказки». Мастер-класс «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» Цель: продолжать формировать элементарные математические представления. В гости к детям пришла Маша из сказки «Маша.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Культурная практика «Новые сказки»
Опубликовано: 15 марта 2017 в 20:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД