Ирина Лебедева
Культурная практика в мини-музее «Быт и искусство Карелии»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика в мини-музее.
«БЫТ И ИСКУССТВО КАРЕЛИИ».
(область -познавательное развитие)
ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с бытом и искусством Карелии
2. Познакомить с карельской сказкой.
3. Обогащать словарный запас (половик, прялка, веретено, лучина, пряжа, домотканый, ткацкий)
4. Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к малой родине.
Публикация «Культурная практика в мини-музее „Быт и искусство Карелии“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Республика Карелия
- Темочки
ОБОРУДОВАНИЕ: видеопрезентация с изображениями карельской избы, прялка с веретеном, домотканый коврик, деревянная и глиняная посуда, кукла в карельском костюме.
Ход ЗАНЯТИЯ:
-Ребята, рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы с вами побываем в карельской избе и вы увидите, как раньше в старину жили карелы. Посмотрите на экран. Что вы видите? Комната расположена вокруг большой печки или можно сказать, что в середине комнаты стоит печь. Эта печь отапливала весь дом. В каждой избе был красный угол: здесь висели иконы, ставились свечки, украшался угол вышитым полотенцем. Вдоль стен стояли тяжелые скамейки, а посреди комнаты стоял большой деревянный стол. Этот стол не покрывался лаком, как в наше время, а чтобы стол был чистым, его чистили ножом. От такой чистки стол всегда был светлым, гладким, чистым.
На скамейках и на полу лежали домотканые половики. Хозяйки их ткали сами на специальных ткацких станках.
Проблемные вопросы к детям:
-Ребята, а почему в избе были такие маленькие окна? Как вы думаете?
(Для того, чтоб из избы не уходило тепло, зимы у нас в Карелии сухие, морозные, снежные, холодные.)
-А почему с улицы дом кажется такой большой, если внутри только одна комната? –варианты ответов детей.
(Потому, что к жилой части дома был пристроен хлев под одной крышей. В стене прорубалась дверь, и хозяйка могла из комнаты выйти к домашним животным, чтобы накормить их, для этого ей не приходилось выходить на улицу.)
-Как вы думаете было ли раньше электричество? А как же освещалась изба вечером? (варианты ответов детей)
Чтобы в избе стало светло, хозяйка зажигала лучину (показ лучины,эта такая длинная щепочка от дерева. Когда зажигались лучины, в избе становилось светло и уютно, и все женщины и девушки собирались на посиделки: пряли пряжу, вязали, вышивали, ткали половики.
-Посмотрите, это прялка с веретеном. Где здесь прялка, а где веретено? Вот так садились за прялку и из куска пряжи вили ниточку и наматывали на веретено. (показ действия)
Женщины вели хозяйство: убирали избу, стряпали, ухаживали за скотиной, изготавливали одежду и другое бельё. Мужчины ходили на охоту, ловили рыбу, ездили в лес за дровами, пахали поле и выполняли другую тяжёлую работу по хозяйству.
-Подойдите все к столу. Что вы видите? Это посуда. Кто догадался, из чего она сделана? (глина и дерево).Карелы не только изготавливали посуду, но и украшали её. Что изображает карельский орнамент?
(лес, звери, природа, ёлочки, ромбики, крестики, топорики, точки). Карелы украшали не только посуду, но и одежду. Посмотрите на куклу в карельском костюме, какие элементы вы видите в орнаменте?
-А сейчас посмотрим, знаете ли вы карельские сказки. Воспитатель показывает какой либо атрибут сказки, а дети отгадывают сказку. (лапоть, рукавица, деревянная чурка, фигурка оленя, мышки, медведя, утки, прялка с веретеном, сумка, молот).
В сказках народ отразил свою жизнь: как люди трудятся, проводят свободное время, обычаи и традиции, связанные с замужеством, рождением. В сказках народ осуждает и наказывает зло и восхваляет добро. Часто в роли людей в сказках выступают животные: лиса, волк, медведь, олень, мышь…
Общение можно закончить чтением ещё одной карельской сказки или рисованием понравившейся сказки (на выбор детей)