Жорник Наталья Владимировна
Мастер-класс «Макетирование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Макетирование в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Малышок»
Воспитатель :Жорник Наталья Владимировна
Макетирование в детском саду.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Публикация «Мастер-класс „Макетирование в детском саду“» размещена в разделах
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития»,
«Познавательного развития»
«Социально-коммуникативного развития»,
«Художественно-эстетического развития».
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: Эмоциональная отзывчивость Любознательность Активность Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван). Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост). Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Макет может быть :
Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы); Настольным (размер ограничивается размером стола или его части); Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина. Требования к макетам : они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.). Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме. Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации). Развитие монологической и связной речи. Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. Развитие общей и мелкой моторики рук. Развитие коммуникативных навыков Активизация лексического словаря. Формирование навыков сочинительства. Формирование творческих способностей. Воспитание доброжелательности. Умения работать в коллективе. Этапы работы по созданию макета : Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей). Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом. Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры. Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.
Литература:
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М. : Академический проект,- 2001. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М. : «Гном и Д»,- 1997 Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М. :ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
Клевцова, М. Н. Макетирование в детском саду / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева
Сегодня я хочу вам представить макет «Деревенский домик на берегу реки»
Автор: Жорник Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Малышок», Кемеровской области, Топкинского района,д. Малый Корчуган.
Описание материала: материал может быть полезен воспитателям детского сада с целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольников. Представлен макет и описание его изготовления.
Цель: обогащение представлений об окружающем мире посредством использования макетирования.
Задачи:
-способствовать активизации познавательной деятельности;
-совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать взаимодействию со взрослыми и сверстниками,
-развивать творческие способности, воображение, речь, мелкую моторику рук,
-воспитывать интерес к природе, желание заботиться о растениях на дворовой территории. закреплять знания и понимания поведения на водоемах и береговой территории,
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.
При организации развивающей предметно-пространственной среды группы необходимо опираться на требования ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы мы изготавливаем макеты и вносим их в игровую зону в зависимости от знакомства детей с той или иной темой: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы». Макеты служат моделями среды обитания животных. Макеты делаем своими руками, привлекаем к изготовлению родителей воспитанников. Они активные участники образовательного и воспитательного процесса.
Благодаря макетам происходит интеллектуальное развитие детей, появляется возможность развернуть игровую деятельность (удобнее это сделать за столом, где дети могут разыгрывать различные игровые ситуации, им легко представить среду обитания животных, принять на себя роль одного из них.
Макеты могут быть использованы детьми в самостоятельной игровой деятельности в соответствии с замыслом, сюжетом игры. Дети могут объединяться в группы по интересам и играть. Участником игры может быть и воспитатель. Он может помочь организовать игру, вовлечь детей, затем незаметно выйти из игрового процесса и наблюдать за игрой воспитанников.
Описание изготовления данного макета.
Я взяла кусок ДВПО размером примерно 800мм*600мм. По переднему краю создала береговую территорию из морского песка. Чтоб он держался и не осыпался,я хорошо обработала ДВПО клеем ПВА, после полного высыхания песка нанесла слой прозрачного акрилового лака. Масляными красками нарисовала речку, по обоим берегам на термоклей приклеила камушки. За речкой у меня образовалась зеленая полянка, на которой я расположила домик и колодец (изготовленных из скрученной в трубочки бумаги формата А4).
Между колодцем и домиком у меня хвойное молодое насаждение,а именно взяла еловые шишки приклеила их на термоклей и выкрасила в зеленый цвет.
В левом углу песчаного берега у меня растут кустарники,которые я изготовила из мятой бумаги формата А4,приклеила на апельсиновую палочку и выкрасила в зелень. По берегу реки у меня образовалась клумба, где растут цветочки, за которыми дети в игре могут ухаживать. С левой стороны реки есть небольшие кустарники,которые тоже требуют ухода (подстричь,полить,убрать сухие веточки)На всей зеленой территории по затеям детей будут играться разные сюжеты. Например: (можно обыграть птичий двор, можно прогулку с собачкой, так же -игра детей на поляне и т. д.).
Для отдыха на песчаном берегу я изготовила 2 стульчика,которые сделала из зубочисток и апельсиновых палочек, столик у меня изготовлен из донышка бутылки из под молока,а зонтик от солнца я изготовила, из бутылок из под молока, ножка –кусочек трубы металлопласта,основа –горлышко от бутылки. Мостик через речку изготовлен из плотного картона,покрашен в темно-зеленый цвет.
Всем желаю приятной игры и получения у детей новых впечатлений!