Зинфира Мешавкина
Мастер-класс на тему «Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
1 часть. Теоретическая.
-Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я продемонстрирую метод интллект-карт, который можно использовать в проектной деятельности, как один из активных методов работы с детьми.
Публикация «Мастер-класс на тему „Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как, любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.
Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами, я определила, адаптировала и использую в проектной деятельности для разработки проекта, как один из активных методов обучения, метод интеллект-карт. Который обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони и Барри Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Вот как выглядят интеллект карты.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается : Наглядностью. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательностью. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемостью. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Сейчас я продемонстрирую, как организуется совместная деятельность с детьми по составлению интеллект-карты в процессе разработки тематического проекта.
В интеллект - карте ключевой идеей является тема проекта, а ветки – его содержание, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов. (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать) Модель трех вопросов обозначается разными цветами.
Например: Интеллект - карта с ключевой идеей «Фрукты». Это и есть тема проекта. Главные ветки, т. е. ключевые слова: «Яблоко», «Апельсин», «Банан», «Груша», соединены с центральной идеей. Рассмотрим ключевое слово «Яблоко». От главной ветки нарисованные синим цветом, ветки обозначают, что дети знают; красным, что хотят узнать, зеленым, как узнать.
Синим цветом дети отметили, что яблоко круглое, бывает красным, зеленым, из него готовят сок, сок готовят на заводе, красная ветка обозначает, что дети хотят узнать, например: «Как приготовить яблочный пирог?». Как узнать? зафиксировано на зеленых ветках т. е. спросить у мамы рецепт, следующая ветка заполняется ответами детей, которые они спросили у мамы.
В ходе реализации проекта Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте звездочками, то, что они уже узнали.
Ребята отмечают свои имена на карте, что свидетельствует о том, кто из детей был самым активным, инициативным. По завершению проекта используем интеллект карту на итоговом сборе. На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были при разработке проекта.
Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
Существуют Правила создания интеллект-карт :
- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
-Лист располагается горизонтально.
-Главная идея обводится в центре страницы.
-Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Главные ветки (ключевые слова) обозначаются фиолетовым цветом, они соединяются с центральной идеей, а веки синего, красного и зеленого цвета в свою очередь соединяются с главными ветвями (ключевыми словами).
-Ветки синего цвета обозначают – Что я знаю?; красного цвета – Что хочу узнать?; зеленого цвета – Как узнать?
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
2 часть. Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю поработать в группах, попробовать с помощью интеллект-карты разработать проекты на темы «ТРАНСПОРТ», «ЧЕЛОВЕК», используя модель трех вопросов. Разделимся на две группы.
Практическая работа. Каждая группа представляют работы.
Не забывайте о правилах создания карты. На слайде образец выполнения интеллект-карты.
Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно использовать интеллект-карту при разработке проекта. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.
В дальнейшем я планирую использовать интеллект-карты, как задания для центров активности индивидуально и в групповой работе.
Спасибо за внимание.