Получи документы

Мастер-класс по использованию тренингов с обучающимися с ОВЗ «Слагаемые успеха красивой речи»

Елизавета Прихунова
Мастер-класс по использованию тренингов с обучающимися с ОВЗ «Слагаемые успеха красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : создать условия для повышения мотивации коллег к использованию тренингов в ходе образовательной деятельности с детьми.

Задачи мастер-класса :

• Актуализировать понятие «тренинг».

• Познакомить коллег с различными приемами тренинга.

• Раскрыть содержание некоторых приёмов тренинга.

• Оказать методическую помощь коллегам в выборе приемов тренинга для использования в ходе образовательной деятельности и режимных моментов.

Публикация «Мастер-класс по использованию тренингов с обучающимися с ОВЗ „Слагаемые успеха красивой речи“» размещена в разделах

• Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование:

• Программа мастер-класса.

• Мультимедийная установка

• Презентационные слайды по теме мастер-класса

• Раздаточный материал для участников мастер-класса (листы бумаги/картона, карандаши/фломастеры, картинный материал для составления рассказов).

• Картотека тренингов (на электронном носителе) для ознакомления.

Ожидаемые результаты:

• В ходе мастер-класса у педагогов выстроится система по использованию тренингов в ходе образовательной деятельности с детьми.

• Педагоги откроют для себя новые темы, которые могут послужить основой для создания новых педагогических проектов.

• Повышение профессиональной компетенции в вопросах речевого развития обучающихся с ОВЗ.

Методы и приемы

• Демонстрация (показ слайдов с комментариями)

• Словесно-наглядный (диалог с опорой на наглядные материалы)

• Практический (упражнения с раздаточным материалом)

Программа мастер-класса

1. Приветствие. 0,5 мин

2. Вводно-организационный этап (раскрытие темы мероприятия). 0,5 мин

3. Теоретическая часть (актуальность использования тренингов). 1 мин

4. Практическая часть (представление алгоритма составления и проведения тренинга). 10 мин

5. Рефлексия (оценка практической значимости лтренингов для всестороннего развития ребенка, эмоциональное состояние участников мастер-класса). 2 мин

6. Заключительная часть (завершающее слово мастера). 1 мин

1. Приветствие

«Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рада видеть вас на нашем коллективном занятии.

2. Вводно-организационный этап

Ежегодно в образовательных учреждениях наблюдается большой процент детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только усилиями трёх сторон - родителей, логопеда (или дефектолога) и воспитателей. И сегодня вы не только поучаствуете в тренинге. Но и познакомитесь с приемами воздействия характерными для работы с детьми разного возраста. Отдельные элементы мастер-класса будут полезны и взрослым. Все, что вы сегодня увидите объединено одной темой «Слагаемые успеха красивой речи».

Презентация

3. Теоретическая часть

«Итак, что такое тренинг? «Тренинг (от англ. train - тренироваться) - в самом общем значении тренинг рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг включаются упражнения и игры для формирования правильной красивой речи.

4. Практическая часть

«Какие приемы можно включать в план тренингов. Попробуем выяснить это на практике.

Фундаментом правильной речи является хорошо развитая артикуляционная моторика.

Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.

Презентация

Солнышко греет, лопаются почки (пощелкать языком)

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки,

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Артикуляционная гимнастика под музыку.

- Сейчас вы выполнили лишь маленький фрагмент речевой гимнастики. Такая гимнастика направлена на выработку достаточной для постановки звука моторики. Проводится ежедневно и включает упражнения для губ, щек и языка. Выполнять ее следует в течение нескольких минут, начиная с самых простых упражнений.

- Следующей ступенью является формирование у ребенка умения дифференцировать на слух речевые звуки, то есть фонематический слух, недостатки которого впоследствии сказываются на процессе овладения грамотой. Я предлагаю вам самый простой вариант игры для развития фонематического слуха.

Упражнение «Поймай слово»

Хлопнуть в ладошки, когда услышишь слово, относящееся к весне, подсчитать количество хлопков.

Подпалина, проваленный, проталина, сваленный, пулька, свистулька, сосулька, смежник, валежник, подснежник, ночлежник, нужен. Ужин, лужи, стужи, тесна, видна, весна десна, дочки, бочки, почки, ночки, ростепель, артель, оттепель.

- Вы замечательно справились, у вас достаточно сформирован фонематический слух, который является непременным условием выработки четкого звукопроизношения.

Простейшим способом закрепления четкого звукопроизношения является использование специально подобранной фразы с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Догадайтесь, что это за фраза.

Да, это скороговорки, которые можно чередовать с чистоговорками. Такие коротенькие фразы помогают ребенку быстрее освоить родную речь улучшить дикцию, развивают у детей чувство ритма.

Попробуйте повторить за мной

Глядят подсолнушки на солнышко,

А солнышко на подсолнушки.

Но подсолнушков много у солнышка,

А солнышко - одно у подсолнушков.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся

Пока зрел, созрел, подсох и склевался.

- Трудно? Уверяю вас, через пару минут вы все с легкостью сможете повторить это. Давайте попробуем! Я предлагаю проговаривать скороговорки с опорой на зрительное восприятие (метод наглядного моделирования).

- Для лучшего запоминания скороговорок мы используем несложные картинки-запоминалки, которые дети могут нарисовать самостоятельно. Я предлагаю на выбор несколько коротких скороговорок. Попробуйте создать картинку-запоминалку для любой из них.

Задание: составь картинный материал к скороговорке.

- Итак, скороговорки в сочетании с чистоговорками способствуют выработке четкой дикции, без которой правильная речь невозможна.

Но четкая дикция без выразительности будет пустой.

Для развития интонационной выразительности я использую «Кубик эмоций». Попробуйте проговорить выражение «Я шлепаю по лужам» с различной интонацией. Кто бросит кубик первым?

Следующее слагаемое речи можно определить так: Это набор слов, которым владеет человек. Чем он больше, тем образованнее человек, тем яснее он может выразить свою мысль. (подсказка - Бывает активный и пассивный. Правильно это словарный запас или по- иному лексический.

Игры для расширения словаря отбираются с опорой на возрастные особенности детей.

Я предлагаю вам сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данной родовой категории. Например назови пять животных или назови пять фруктов и т. д.

Я знаю пять примет весны

Я знаю пять весенних праздников

Я знаю пять названий фильмов со словом весна

Я знаю пять картин с изображением весны

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».

Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом

1. Этот сок собирается весной? Березовый

2. Эту птицу, согласно пословице, нужно встречать вместе с весной? Грач

3. Что согласно пословице весенний день кормит? Год

4. Эти отметинки оставляет на лице весна (веснушки)

5. Падение растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев (КАПЕЛЬ)

6. Последний день весны (31 МАЯ)

7. Когда на Земле наступает астрономическая весна? (21 МАРТА, ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ)

1) Подбор признаков и действий к предмету

• Весеннее солнце какое? (Тёплое, ласковое, высокое, долгожданное.) -

• Весенний снег какой?. -

• Ручьи какие?. -

• Листья какие?

2) Подбери по смыслу нужное слово-действие:

• Весной солнышко. .

• Весной снег. .

• Весной к нам. птицы.

• Весной на деревьях. почки.

• Из почек. листочки.

3) Подбор предмета к действиям:

• тает-оседает-темнеет-сходит (что это)

• пригревает-припекает-греет (что это)

• журчит-бурлит-бежит-звенит (что это)

• зеленеет-пробивается-растет (что это)

• набухают-лопаются-раскрываются (что это)

• прилетают-кричат-вьют-поют (кто это)

4) Правильное употребление антонимов, включая приставочные.

• Зима уходит, а весна (приходит).

• Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).

• Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

• Зимой дни холодные, а весной (теплые).

• Медведь осенью засыпает, а весной (просыпается).

• Птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а некоторые растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Но мы должны всегда подбадривать и поощрять детей.

5. Рефлексия

Я попрошу вас заполнить небольшую анкету.

6. Заключение

Уважаемые педагоги! Мы с уверенностью можем предложить использовать «Тренинги», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить. Но мне хочется обратить Ваше внимание ещё на такой момент: «один в поле не воин», «и лес шумит дружней, когда деревьев много», поэтому и учитель-логопед, и учитель-дефектолог не сможет один решить проблему развития и коррекции различных сторон речи.

Работа педагогов, помощь родителей, заинтересованность детей - вот главные слагаемые успеха красивой речи.

Спасибо за внимание! Пусть каждый Ваш день начинается с улыбки!

Публикации по теме:

Досуг с родителями «Путешествие в страну Красивой речи»Досуг с родителями «Путешествие в страну Красивой речи» Досуг с родителями «Путешествие в страну Красивой речи» Тема: Путешествие в страну Красивой речи. Возраст детей: дети 6-7 лет, родители.

Фотоотчет о празднике красивой речи в подготовительных группахФотоотчет о празднике красивой речи в подготовительных группах На прошлой неделе в нашем детском саду в подготовительных группах прошли мероприятия под названием «Праздник красивой речи" (авторы и ведущие.

Фотоотчет «Праздник красивой речи»Фотоотчет «Праздник красивой речи» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет "Праздника красивой речи", который состоялся на прошлой неделе в нашем детском.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Проект «В стране красивой речи» в старшей группе Проект: исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой. Актуальность проекта В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Игра «Путешествие на полянку красивой речи в гости к звукам [Л]‚[Л’]» с использованием лого-технологии Е. В. МазановойИгра «Путешествие на полянку красивой речи в гости к звукам [Л]‚[Л’]» с использованием лого-технологии Е. В. Мазановой Использвание лого-технологии Е. В. Мазановой для развтия речи Старший дошкольный возраст. Цель:закрепление звуков в ходе игры, закрепление.

Родительское собрание в формате игрового практикума «Игротека «Путешествие в страну Красивой речи» Форма взаимодействия с родителями: Родительское собрание Форма проведения: игровой практикум. Тема: «Игротека - Путешествие в страну Красивой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по использованию тренингов с обучающимися с ОВЗ «Слагаемые успеха красивой речи»
Опубликовано: 4 марта 2024 в 14:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по использованию тренингов с обучающимися с ОВЗ «Слагаемые успеха красивой речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Прихунова (УИ 354126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД