МААМ-картинки

Мастер-класс по русскому языку «Удивительный дар — слово»

Анна Архипова
Мастер-класс по русскому языку «Удивительный дар — слово»

ТЕМА: Удивительный дар – слово. Словари русского языка. Их многообразие и значение в нашей жизни.

Задачи:

обобщить знания в изучении раздела «Лексика и фразеология»

закрепить навыки использования современных информационных технологий

воспитывать уважительное отношение к слову, к своей речи

Цель: расширить знания о словарях русского языка, показать их многообразие и значение в нашей жизни.

Тип урока: урок с созданием игровой ситуации и сопровождение учебного процесса информационно - коммуникационными средствами обучения

Публикация «Мастер-класс по русскому языку „Удивительный дар — слово“» размещена в разделах

Оборудование: словари, таблицы, сопроводительная презентация, компьютеры, электронный словарь, работа в режиме он - лайн в сети ИНТЕРНЕТ.

Ход урока:

В разных странах мира люди говорят на шести тысячах языках. За последние 3 века темпы угасания или исчезновения языков возрастают со всей очевидностью. Некоторые языки, такие как, английский и французский, стали международными и являются официальными в нескольких государствах. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.

В истории русского народа есть пословица «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов, речи, языка.

Существует вот такая притча. В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие – то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп отправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что – нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

В русском языке великое множество слов. Но сколько их точно? На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика. Богатая и разнообразная лексика русского языка собрана в различных словарях.

Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке. Анатоль Франс (или Анатоль Франсуа Тибо – великий французский писатель) писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Современный культурный человек обладает в среднем словарным запасом из 3-6 тыс. слов. Словарный запас человека, а также какого – либо языка, называется лексиконом. А для того, чтобы пополнять лексикон, необходимо привыкать пользоваться словарями.

Я предлагаю небольшой конкурс «Я со словарём». Вы должны поделиться на две команды и выбрать капитана.

Эта задание покажет ваше умение работать со справочной литературой и использовать свой словарный запас. А начнё м мы с небольшой викторины:

ЗАДАНИЕ 1.

Для команды № 1:

1. Из какого словаря мы узнаём о значении и употреблении слов?

(из толкового)

Для команды № 2:

1. Из какого словаря мы узнаём о правильном написании слов?

(из орфографического)

Для команды № 1:

2. Назовите известных составителей толковых словарей.

(В. И. Даль, С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков)

Для команды № 2:

2. Назовите известных составителей орфографических словарей.

(С. И. Ожегов, Д. Н. Ушаков, В. В. Лопатин)

Для команды № 1:

3. В каком словаре мы можем узнать о происхождении слова?

(в этимологическом)

Для команды № 2:

4. В каком словаре мы узнаём о произношении слова, его ударении?

(в орфоэпическом)

ЗАДАНИЕ 2.

Следующее задание:

Для команды № 1:

Дайте своё определение следующим словам :

1. Коверкать

(портить, уродовать, неправильно, искажённо излагать, произносить)

2. Обмануть

(ввести в заблуждение, сказать неправду, поступить недобросовестно по отношению к кому- нибудь; нарушить обещание, не оправдать чьих – нибудь ожиданий, предположений; недодать при расчёте или обвешать (разг., нарушить супружескую верность)

Для команды № 2:

Дайте своё определение следующим словам :

1. Обрызгать

(обдать брызгами)

2. Строить

(возводить, создавать, сооружать какую – либо конструкцию, созидать, создавать, организовывать; выражать, формулировать, выражать, делать что – нибудь, изображать себя или кого – нибудь)

Команды отвечают.

ЗАДАНИЕ 3.

А теперь посмотрите в толковом словаре (в Универсальном словаре русского языка и электронном, как расшифровываются названные слова.

Команды отвечают.

И сейчас с помощью словарей вы выполните следующее задание: найдёте в них значение и происхождение следующих слов :

ЗАДАНИЕ 4.

Для команды № 1:

Лидер

Система

Для команды № 2:

Гимназия

Критерий

«Первым и чуть ли не важнейшим недугом современного русского языка считают его тяготение к иностранным словам», - так писал Корней Иванович Чуковский. Одна из проблем чистоты языка в наше время – это обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой непонятны людям. Заимствование слов – это совершенно естественный языковой процесс, но с чужими словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум и невпопад.

А теперь поверим ваши знания слов, заимствованных из других языков. У вас на столе у каждой команды набор карточек с иностранными словами и их русскими эквивалентами. Нужно найти соответствия. И задание усложняется тем, что к одному слову такой эквивалент необходимо подобрать самостоятельно.

ЗАДАНИЕ 5.

Для команды № 1:

Иностранное слово Русский эквивалент

Валюта Деньги

Компромисс Соглашение

Менеджмент Управление

Наркоз Обезболивание

Шоу Зрелище

Для команды № 2:

Иностранное слово Русский эквивалент

Коммерция Торговля

Вердикт Решение

Презентация Представление

Ностальгия Тоска

Референдум Всенародный опрос

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно же, общение друг с другом и умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроение. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая язык своего народа во всём многообразии его лексики и фразеологии.

Следующее задание касается фразеологизмов и похоже на предыдущее задание. В карточках также нужно найти соответствия.

ЗАДАНИЕ 6.

Для команды № 1:

Фразеологизм Значение

Седьмая вода на киселе Дальний родственник

Семь пядей во лбу Очень умный

Сесть в лужу Оказаться в глупом положении

Класть зубы на полку Испытывая нужду, ограничить себя в самом необходимом

Выйти сухим из воды Избежать заслуженной кары

Сизифов труд Бесконечная и бесплодная работа

Для команды № 2:

Фразеологизм Значение

Лезть на рожон Предпринимать что – нибудь заведомо рискованное

Биться об заклад Спорить на что – либо

Лиха беда начало Трудное начало

Мартышкин труд Бесполезные усилия

Тёртый калач Бывалый опытный человек

Как в воду канул Бесследно пропал

А до чего же увлекательна грамматика! Как интересно определять значения слов, ведь мы редко задумываемся над тем, почему те или иные предметы, признаки называются именно так. Широкий спектр лексики русского языка помогает разнообразить нашу речь. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, слова исконно русские и заимствованные, можно долго продолжать, но все они обогащают нашу речь, разнообразят её.

ЗАДАНИЕ 8.

Путём подбора антонимов надо восстановить известные пословицы :

Для команды № 1:

Счастье всегда бывает вместе

(беда никогда не приходит одна)

Громче едешь – ближе исчезнешь

(тише едешь – дальше будешь)

Для команды № 2:

Одно счастье – много вопросов

(семь бед – много вопросов)

Собак не страшится – по городу гулять

(волков бояться – в лес не ходить)

Существуют Словари антонимов, к которым при необходимости можно обратиться.

Следующее задание для капитанов. Вам предоставляется возможность показать свою грамотность. Необходимо вставить пропущенные буквы.

ЗАДАНИЕ 9.

Для команды № 1:

1. Семьсот

2. Гильотина

3. Импресарио

4. Мягонький

Для команды № 2:

1. Профессия

2. Двухсотпятидесятилетие

3. Девчонка

4. Раненый

Хочется сказать о том, что наша речь подвержена разнообразным влияниям, оскудению, засорению. Мы часто сталкиваемся с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие стало нормой для молодёжи. Многие люди уже не могут построить предложение, не употребляя бранных слов. Поэтому такие люди, попадая в приличное общество, больше молчат. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение правил человеческого общежития. Знаете ли вы, что в XVII веке по соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь.

Мы не подвластны над речью других, но изменить собственную речь и стать примером для других мы можем. Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Привыкайте пользоваться словарями. Кроме словарей к нашим услугам многочисленные справочники, энциклопедии по этике и культуре речи. Не давайте слову опережать мысли. Нужно подумать, прежде чем сказать. Чёрствое, грубое слово, брань могут обидеть и оскорбить человека и принести ему вред.

Публикации по теме:

Обучение русскому языку детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Контрольная работа по русскому языку «Типы связи в словосочетании» 1. Найдите правильные ответы и обведите их в кружок. Словосочетание – это…. А) синтаксическая конструкция, в которой есть несколько самостоятельных.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения. Класс: 3- «а». Дата: 16.05.2015 год. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Вид урока: Доминирует исследовательская.

План предметной недели по русскому языку и литературе. Тема посещенного урока, дата (класс) Тип урока Форма проведения Методы обучения Технологии Средства обучения Формы деятельности учащихся.

Рабочая программа по русскому языку, 2 класс. Школа России .

Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные» Тема урока: «Во саду ли в огороде…» «Правописание парных согласных в корне слова» Цель: Создание условий для отработки знаний о парных.

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Наречие» (7 класс) Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Наречие». (7 кл.) 1. Вспомните правило написания буквы о-, е- на конце наречий и вставьте.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по русскому языку «Удивительный дар — слово»
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 11:21
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД