Папки-передвижки

Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные»

Лариса Сосновских
Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные»

Тема урока: «Во саду ли в огороде…» «Правописание парных согласных в корне слова»

Цель: Создание условий для отработки знаний о парных согласных и способах проверки парных согласных в слабой позиции.

Задачи:

Обучающая: отработать умение распознавать в словах парные согласные, требующие проверки; отрабатывать знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Развивающая: развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;

Публикация «Конспект по русскому языку во 2 классе „Парные согласные“» размещена в разделах

Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к друг к другу.

1. Место урока в системе уроков данного раздела 1 урок в разделе: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Основные термины и понятия: Орфограмма, проверяемое слово, проверочное слово,

Межпредметные связи: Окружающий мир

Оборудование: Интерактивная доска, презентация к теме урока, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ожидаемые результаты: уметь обнаруживать и правильно писать слова с парными согласными на конце.

УУД

Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

I. Оргмомент: СЛАЙД 1

-Сегодня тема нашего урока русского языка «Во саду ли в огороде». Что такое «сад», «огород»?

( Ученик поднимает руку и спрашивает: «Извините, я видимо прослушал какой сейчас урок? Окружающий мир или русский язык)

-Вот и я,готовясь к сегодняшнему уроку и прочитав предложенную тему, очень удивилась!

Как тема окружающего мира может быть связана с уроком русского языка?

- Попробуем узнать ответ на этот вопрос и проведём исследование.

- Кто знает что такое исследование? (Ответы детей)

- Предлагаю обратиться к толковому словарю Ожегова. СЛАЙД 2

Исследовать – 1. Подвергать научному изучению. 2. Осматривать для выяснения, изучения чего – нибудь.

- Из «Большого энциклопедического словаря»

Исследование научное - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

-А что же можно исследовать на уроке русского языка? – Слова.

-А вот что же за слова, вы узнаете после минутки чистописания.

II. Чистописание: СЛАЙД 3

- Заполните пропуски и продолжите ряд:

Б В …. Д …. Ж

П Ф К …. С ….

- Что же можете сказать об этих буквах? – Парные согласные.

Что вы знаете про парные согласные? Могут слышаться и писаться в словах по- разному.

Может быть кто-то сможет сформулировать тему урока русского языка? – Правописание парных согласных в корне слова. СЛАЙД 4

- Всё-равно непонятно при чём тут сад и огород? (Ответы детей. Будем работать со словами относящимися к саду и огороду. Да и сами слова «сад» и «огород» тоже с парными согласными.

III. Исследование.

Посмотрите на экран СЛАЙД 5 что здесь изображено? Огород, сад.

- Что растёт в огороде? В саду? Как сказать одним словом? Овощи, фрукты.

Предлагаю совершить экскурсию в сад и огород, послушаем толкование некоторых слов. СЛАЙД 6

1. Я - фруктовое дерево семейства розоцветных с округлыми удлиненными и расширяющимися книзу плодами, а также плод этого дерева. Груша

2. Я - бахчевое растение семейства тыквенных с большими шарообразными сладкими плодами. Арбуз.

3. Я – плод фруктового дерева с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Яблоко.

4. Я – небольшой сочный плод кустарников и травянистых растений. Прошу назвать меня ласково. Ягодка.

5. Я – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Плод.

- Произнесите слова. Сравните с написанием. Что вы заметили?

- В каких случаях в словах звук и буква не совпадают? Попробуйте сделать вывод.

Вывод: трудности при написании представляют слова, в которых парные согласные звуки стоят в конце слова или перед глухим согласным.

А теперь попробуйте сами определить трудности в написании самостоятельно по вариантам. Посмотрите на экран СЛАЙД 7

1 вариант: абрикос, лимон, виноград, малина, слива, гранат – где растут? В саду.

2 вариант: репка, огурец, морковь, баклажан, редиска, свёкла – где растут? В огороде.

Задание: выписать в столбик только те слова, в которых произношение и написание не совпадают.

Проверка: СЛАЙД 8

Абрикос, виноград, гранат; репка, морковка, редиска.

Выделите в словах корень. Что вы заметили? Где находятся парные согласные?

Вывод: несмотря на разное местоположение согласных в слове, все они стоят в конце корня.

- Как выдумаете, что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в таких словах?

(Найти проверочные слова.)

. Как это сделать? Как подобрать слово, чтобы произношение и написание совпало?

Вывод: Для проверки парного согласного в корне слова нужно :

- изменить слово

- подобрать однокоренное так? чтобы после согласного стоял гласный или [ н ].

-Прочитайте правило (хоровое чтение). СЛАЙД 9

-Существует несколько способов подбора проверочных слов:

1. Изменить число предметов (из одного сделать много).

2. Сделать предмет маленьким или назвать его ласково.

3. Взять в помощь словосочетание «у меня нет….».

-Пользуясь правилом, подберите проверочные слова для тех слов, которые анализировали в начале урока. (Устно).

Плод - плоды, плодик; арбуз- арбузы, арбузик, арбузный, ягодка- ягодный, ягоды.

IV. Практическое применение правила.

- А теперь предлагаю подобрать проверочные слова по вариантам, запишите через чёрточку проверочные слова. СЛАЙД 10

Абрикос – абрикосик, абрикосовый, абрикосы, нет абрикоса

Виноград- виноградный, виноградик, нет винограда

Гранат- гранатовый, гранатик, нет граната

Репка- репа, нет репы

Морковка- морковный, нет моркови

Редиска- редисочка, нет редиса

V. Физминутка с движениями. СЛАЙД 11

Жил один садовод он развел огород,

Подготовил старательно грядки.

(Копают грядки)

Он принес чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

(Ходьба на месте, присесть)

Наступила весна, и взошли семена -

Садовод любовался на всходы.

(Медленно встать и потянуться)

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

(Наклоны вперёд)

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

(Руки на пояс, в стороны)

- Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

(Руки на голову, покачать головой)

(Сесть на место и запоминать названия овощей)

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли, но решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам, то ли парить их нам?.

Ну и съели их просто сырыми!

-Какие овощи выросли на огороде у садовода? (огурец, арбуз, редиска, свёкла, помидоры, дыни, чеснок, лук, репа, капуста, сельдерей, горошек, морковь, картофель, спаржа, крыжовник, баклажаны, кабачки)

- Какие из слов нужно проверять при написании? Устно проверьте написание парных согласных.

VI. Отработка навыка. Отгадывание загадок, подбор проверочных слов.

В мире очень много загадок, отгадками которых являются слова на нашу тему. СЛАЙД 12

1) Я под шапкой цветной на ноге стою одной.

У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки. Гриб - грибы.

2) На зеленой ветке в бежевой беретке

Всем твердит крепыш:

- Я буду стройным и могучим дубом! Жёлудь – жёлуди.

3) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. Дуб – дубы.

4) Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом. Колос - колосья.

VII. Самостоятельная работа. СЛАЙД 13

1 ряд 2 ряд 3 ряд

сладкий мягкий гладкий

редкий узкий резкий

- Прочитайте слова. Задайте к ним вопрос. (Какой) Определите часть речи (прилагательное) Есть ли в словах опасный звук? Где он стоит (Буквы парных согласных закрываются)

Запишите слова, вставив нужную букву, подобрав проверочное слово.

Проверка задания. Оцените свою работу. СЛАЙД 14

VIII. Творческая работа.

Итогом нашего исследования будет творческая работа. СЛАЙД 15

Вы должны дополнить текст словами, подходящими по смыслу к теме урока, записать их правильно, используя способ проверки парных согласных в корне слова, Придумать заголовок к тексту.

1 вариант 2 вариант

….

У нас на даче есть фруктовый…

Осенью в нём созревают… плоды. Наливается соком спелый…. На газонах зеленеет…

У бабушки в деревне большой….

Там на …. растут… и….

На бахче созрел огромный полосатый…. …

Слова для справок: сад, огород, грядки, морковь, лук, сладкий, травка, виноград, яблоко, слива, помидоры, морковка. Слова для справок: сад, огород, грядки, морковь, лук, сладкий, травка, виноград, яблоко, слива, помидоры, морковка.

Проверка: Зачитайте получившиеся тексты. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведё м итог нашего урока:

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

* что я делаю?

* зачем я делаю?

* как я делаю?

* что нового я узнал?

* каким способом я это узнал?

* чему я научился?

X. Домашнее задание. СЛАЙД 16

У. с. 152-153,правила, упр. 242

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения. Класс: 3- «а». Дата: 16.05.2015 год. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Вид урока: Доминирует исследовательская.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе «Путешествие на остров Грамматики» в рамках Недели русского языка Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе в конце года. Проводится педагогом начальных классов на мероприятии «Неделя русского.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные»
Опубликовано: 24 мая 2017 в 07:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД