Получи документы

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»

Надежда Титкова
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Быковский детский сад №1 «Тополек» Быковского муниципального района Волгоградской области

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Подготовила: Титкова Н. Н.

Быково, 2019 г.

Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов „Сказка ложь, да в ней намек…“» размещена в разделах

Цель мастер-класса : дать представление педагогам об элементах сказкотерапии, которые можно использовать в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: костюмы героев сказки «Колобок», волшебный мешочек с фигурками героев сказки «Колобок», шкатулка, медальоны с изображением глаз и колобка, слова для каждого героя, мячи, картинки с дикими животными и музыкальное сопровождение.

Ход мастер-класса

Педагог-психолог :

По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди. Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей. Сказка пробуждает творческие силы человека. Сказка несет свободу.

Педагог-психолог :

Вашему вниманию я предлагаю участие в необычной сказке.

1. Этапы мастер - класса

Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

1. Знакомство.

2. Ритуал вхождения в сказку.

3. Рассказывание сказки.

4. Сказочная задача.

5. Обобщение приобретенного опыта.

6. Ритуал выхода из сказки.

7. Рефлексия.

2. Практическая часть мастер - класса

Педагог-психолог : Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе с помощью жеребьевки: кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями. Звучит музыка. Шкатулка с медальонами: у кого медальон с изображением Колобка - тот участник; у кого глаза - тот наблюдатель. Участники садятся ближе к ведущему.

1 этап «Знакомство».

Прежде чем начать работу, мы все познакомимся друг с другом.

Игра «Давайте познакомимся ладошками».

Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания.

Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться: первый участник представляется и вытягивает руку перед собой, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т. д.

Отлично, вот мы и познакомились! Главным героем сегодняшней сказки будет Колобок.

2 этап «Ритуал вхождения в сказку».

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете из мешочка, таким сказочным героем вы и станете.

Педагог-психолог предает чудесный мешочек, в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет и выбирает себе соответствующий костюм и получает слова.

Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Повторяйте за мной.

Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись.

Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается.

Уважаемые герои займите свои места. Спокойная музыка, герои рассаживаются.

3 этап «Рассказывание сказки»

Педагог-психолог берет на себя роль ведущего и рассказывает сказку.

Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.

Педагог-психолог : Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала. Но вот однажды Дед говорит Бабе:

Дед: Баба, испеки мне колобка.

Педагог-психолог : А баба то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга. Дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

Педагог-психолог : Молодец дед, а сейчас мы вместе с участниками сделаем гимнастику с мячами и расскажем залу, как бабка испекла Колобка. Раздаются мячики участникам мастер-класса.

Координация речи с движениями

Жили-были дед да баба на полянке у реки. И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки. И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил -бабка тесто замесила. Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка. Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Педагог-психолог : тут выходит Колобок.

Колобок: Я веселый Колобок, круглый бок, румяный бок.

Я хочу вас пригласить в свою сказку погостить.

Только сказку не простую необычную такую.

Педагог - психолог : Замечательно справились, молодцы. Уважаемые герои займите свои места.

4 этап «Сказочная задача».

На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.

Педагог-психолог : Следующий этап «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:

- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;

- описываем реакцию героя на случившееся;

- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует

решить проблему;

- в итоге Герой (в данном случае Колобок) должен справиться с

ситуацией, найти верное решение.

Педагог-психолог Катиться по лесу дремучему наш Колобок, навстречу приключениям. Катится, катится, а навстречу ему заяц бежит, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.

Музыка, выход Зайца (музыка тревожная, герой изображает трусливого зайца).

Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?

Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.

Колобок: А где твои родители?

Заяц: Остались дома, а я пошел гулять и испугался медведя.

Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?

Заяц: Я сам ушел, я забыл спросить разрешения (виновато).

Колобок: Подумаешь, медведя испугался, идем, я тебя домой отведу. Только мне надо разобраться в какой ты семье живешь. Если ты сейчас назовешь семейки животных, то и в свою семью попадешь.

Игра «Весёлая семейка».

Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья.

Педагог-психолог : Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай. Веселая музыка заяц вприпрыжку отправляется на свое место.

Педагог-психолог : А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему волчок серый бочок. Музыка, выход волка.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.

Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий.

Колобок уходит за ширму, а на экране интерактивной доски перемещается колобок: на пенек, за дерево в кусты и т. д.

Колобок Если ты назовешь, где я нахожусь, значит, ты меня нашёл.

Педагог-психолог : Выходи Колобок! Не умеешь ты прятаться, везде тебя волк нашёл.

Выходит Колобок-герой из-за ширмы.

Волк: Ох и шустрый ты Колобок, развеселил меня. Я передумал, есть тебя. Побегу я лучше домой, поиграю в ту интересную игру. Звучит музыка, волк отправляется на свое место.

Педагог-психолог : А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему медведь. Музыка, выход медведя.

Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать ее не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать!

Медведь наступает на Колобка, колобок смущенно оправдывается.

Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу. Я хочу узнать, от чего ты косолапый такой злой сидишь в своей малине и всех жителей леса пугаешь.

Медведь: Вроде все вокруг знакомо. Но не дома точно я. А как вернуться я не знаю. Вот дожился - заблудился.

Колобок: Я тебе Миша помогу.

Игра «Сказки перепутались»

Отгадай-ка Миша загадку,

не из этой ли ты сказки?

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Хорошо, но вот это сто процентов про тебя. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Ну а следующая загадка.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Медведь: Вот, вот моя сказка! Ох, уважил ты меня. Побреду быстрей к себе. Так по дому заскучал. Звучит музыка, медведь отправляется на свое место.

Педагог-психолог : А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, увидел пенёк, остановился, подремать решил он здесь. Только засыпать он стал, как шаги он услыхал. Открывает он глаза, рядом рыжая лиса. Музыка, выход лисы.

Увидела колобка, села на пенек и запричитала.

Лиса: Несчастная я., бедная я., одинокая я. ,

Педагог-психолог : Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот». Лиса говорит свое обращение, а вы герои противоположное по значению слово.

Лиса: Бедная я -., несчастная -., длинная дорога тебе домой колобок. Ай-ай-яй-яй-яй (плачет)

Колобок: Так вот почему ты такая несчастная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.

Игра «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Педагог - психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Деду и Бабе. До свидания, до скорых встреч (угощения).

Педагог-психолог : Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить - поживать да друзей в гости принимать.

5 этап «Обобщение приобретенного опыта».

Участники отвечают на вопросы педагога-психолога.

Чему вас научила сказка?

Что больше всего запомнилось?

Изменилось ли ваше настроение после сказки?

Оцените свою работу?

6 Этап «Ритуал выхода из сказки»

Вокруг себя ты повернись в себя опять ты превратись.

Перевоплощение из сказочных героев в простых людей, вручение сувениров.

7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Публикации по теме:

Конспект занятия для старшего возраста «Сказка — ложь, да в ней намёк…» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ • Развивать мышление, память, понятийный аппарат. • Закрепить знания детей устного народного творчества и прикладного.

«В сказке ложь, да в ней намек…» Конспект НОД в подготовительной группе по ОБЖ Конспект НОД в подготовительной группе по безопасности жизни «В сказке ложь, да в ней намек.» Программное содержание: Способствовать представлению,.

Игра-викторина для родителей второй младшей группы «Сказка ложь, да в ней намек» Игра - викторина: «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Цель собрания: - Способствовать расширению представлений.

Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» Цель: Продолжение знакомства со сказками. Продолжение знакомства с правилами.

Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек» Цель занятия: 1. Обучать пересказыванию сказки, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. 2. Активизировать словарь, развивать.

Консультация для родителей «Что такое детская ложь и как с ней бороться?» Консультация для родителей: «Что такое детская ложь? И как с ней бороться?» Ребёнок – зеркало поступков родителей. Иоганн Генрих Песталоцци.

Педагогический проект «Сказка ложь, да в ней намек, или Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей» Вашему вниманию предлагается проект "Сказка ложь, да в ней намек или Как сказка помогает формировать навыки безопасного поведения детей".

Педагогический проект «Сказка ложь, да в ней намек!» Педагогический проект «Сказка ложь, да в ней намек» (по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди детей дошкольного.

Проект для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Сказка — ложь, да в ней намек» В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах.

Проект дня в первой младшей группе «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Учить детей создавать образы животных существ с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 12:49
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Титкова (УИ 417309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД