Приложение МААМ

Мастер-класс «Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного рисования»

Сметанина Елена
Мастер-класс «Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска.

Задачи:

1. Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник и материалов;

2. Развивающая: погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии;

Публикация «Мастер-класс „Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного рисования“» размещена в разделах

3. Воспитательная: вызвать интерес к предложенной методике рисования; воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству.

Ожидаемые результаты мастер-класса: выполнение рисунка в технике гуашь; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Методическое оснащение: поэтапность выполнения работы, слайдовая презентация по теме мастер-класса, детские работы, выполненные ранее в этой же технике.

Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.

Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический)

Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал (на каждого участника): гуашь разных цветов (консистенция сметаны, кисти (синтетика плоская №24, колонок №3, щетина № 24, 1 лист акварельной бумаги (А4, стакан с водой, салфетки из материи, влажные салфетки, палитры, баночки.

Структура мастер класса.

1. Вступительная часть

2. Теоретическая часть МК

3. Практическая часть МК

4. Кульминация творческого процесса

5. Рефлексия

6. Подведение итогов

Сценарий проведения мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые гости!

Тема моего мастер-класса: «Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного (интуитивного) рисования».

Вступительная часть.

Сегодня я хочу рассказать Вам об интуитивном рисовании, которое также называют правополушарное рисование. Что это за рисование, для чего оно нужно и чем отличается от обычного рисования?

Основоположником этой методики является американская преподавательница рисования, доктор наук Бетти Эдвардс.

Существует два полушария головного мозга. Левое полушарие является ведущим, руководит нами, отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть «левополушарными». Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление, за наши творческие способности. Именно оно делает нашу жизнь яркой и не повторимой.

Дети изначально правополушарны, они воспринимают мир таким какой он есть – красочным и интересным.

Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие. Если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий. Что поможет не только раскрыть истинный потенциал ребенка, но и легче усваивать материал, также бережет их от перегрузок и стрессов.

Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно.

Техника правополушарного рисования состоит из различных упражнений. Автор считает, что именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключить логику.

Теоретическая часть.

УПРАЖНЕНИЕ № 1

«Ваза или 2 профиля»

Посмотрите на слайд. Что перед вами изображено - ваза или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников)

Когда вы рассматриваете картинку, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если человек может сразу разглядеть и вазу и два лица, значит, он умеете управлять деятельностью обоих полушарий.

Сейчас вам необходимо взять лист бумаги и вверху провести линию – это будет верхняя часть вазы. Дальше мы рисуем профиль лица, при этом мы проговариваем: лоб, нос, губы, подбородок.

УПРАЖНЕНИЕ № 2

«Рисование вверх ногами»

У вас на столе лежит рисунок, перевернутый вверх ногами. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже. Начинайте рисовать с верху, копируем каждую линию.

Что вы чувствовали, когда рисовали в перевернутом виде рисунок? (ответы участников)

Бетти Эдвардс считает, что если бы вы рисовали рисунок в нормальном положении, то картинка получилась бы намного хуже.

УПРАЖНЕНИЕ № 3

«Зеркальные рисунки»

Зеркальные рисунки – это рисунки которые нужно обводить одновременно двумя руками. У вас на столе лежит рисунок: листочек или морковка. Приступаем к выполнению.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.

УПРАЖНЕНИЕ № 4

«Колечки»

Быстро поочередно соединяем все пальцы одной руки в кольцо с большим пальцем. Выполняем сначала одной рукой, затем двумя руками вместе.

УПРАЖНЕНИЕ № 4

«Нос-ухо»

Берем пальцами правой руки нос, а левой правое ухо. Синхронно опускаем обе руки делая хлопок. Меняем руки, что бы левая держалась за нос, а правая за левое ухо.

Кинезиологическая сказка «Два котенка»

(способ организации детей– сидя за столами)

Нужно положить руки на стол. Все упражнения делаем на столе. Это котята. Начинаем все с левой руки. Левая рука — это котенок Снежок, а правая – Черныш.

Жили-были на свете два котёнка: белый котенок по имени Снежок и черный по имени Черныш. (дети показывают левый и правый кулачок).

Котята очень любили бегать и играть («Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). Л-П

Любили они целыми днями гулять на поляне. («Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

И вот однажды Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко» : поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на левую, а затем на правую лапку но колечко оказалось ему велико.

Тогда Черныш стал его примерять. (Упр. «Колечко»).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним. («Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от потому, что ей было грустно.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. Но вот уже наступил вечер, лягушка сказала котятам, что ей пора в пруд. (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой («Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

3. Практическая часть.

1 этап – подготовка.

Уважаемые участники, предлагаю вам приготовить кисти и открыть гуашь и прослушать правила работы на мастер-классе:

• рисунки выполняются в быстром ритме;

• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь - это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;

• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой.

• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.

2 этап – создание картины «Закат на море».

Мы сегодня с Вами будем рисовать «Закат на море». Для этого нам понадобится: гуашь, кисточки, бумага. Я Вам буду показывать на бумаге формата А4, а так как Вы новички в этом, то Вам удобнее будет рисовать на половинке листа А5.

Для начала нам понадобится красная краска и средняя кисточка. Мы намочим кисточку в воде, вытираем ее об салфетку и берем красную краску. Сверху мы отделяем примерно одну четвертинку листа и очень густо толстым слоем закрашиваем красной краской всю верхнюю четвертинку. Старайтесь чтобы краска не просвечивалась, ложите краску густо. Дальше мы будем размывать границы, поэтому ровную полоску не обязательно рисовать.

Дальше нам понадобится оранжевый цвет, для этого нам необходимо смешать желтую и красную краски на палитре. Вторую полоску до середины закрашиваем оранжевой краской. Так же густо закрашиваем вторую полосу. Обращаю Ваше внимание, что мы берем краски и мало воды.

Моем хорошо кисточку, вытрем ее об салфетку. Берем желтую краску и закрашиваем следующую четвертинку.

Теперь в желтую краску мы подмешаем белую краску. Моем кисточку очень хорошо, берем белую краску и вмешиваем в желтую краску, чтобы эта полоса получилась светло-жёлтого цвета.

Теперь начинаем размывать границу между желтым и оранжевым. Дальше моем обязательно кисточку и вытираем об салфетку и без краски продолжаем размывать границу, чтобы был плавный переход от желтого к оранжевому. Моем кисточку, вытираем об салфетку и размываем границу между оранжевым и красным, чтобы получился плавный переход от оранжевого к красному. В итоге у нас получается переход красок от светлого к темному. Это у нас получилось небо на закате.

Дальше нам нужно получить цвет моря. Мы может взять синюю краску, закрашиваем оставшуюся четвертинку синим цветом. Тоже очень густо. Если Вам не нравится этот цвет, Вы можете смешать его на палитре с другим цветом. Нам важно чтобы граница горизонта была ровной, где море соединяется с небом.

Дальше я возьму кисточку поменьше, возьму белую краску и верхнюю часть моря я буду подмешивать белой краской, чтобы она была посветлее. Как небо осветляется к горизонту, так и море будет высветляться к линии горизонта. Можно подровнять линию горизонта. Границу моря мы размываем, так чтобы получился плавный переход «от светло-голубого к тёмно-голубому». Дальше так как у нас небо красно оранжево желтого цвета, мы можем подмешать немного красного цвета на синем, чтобы была связь верха и низа. Небо отражается в воде. У нас получился фон – небо и море.

Дальше мы нарисуем пальмы. Берем черную краску и снизу я рисую кусочек берега и очень густо закрашиваю его черным.

Дальше лучше взять кисточку по тоньше. Черную краску на палитре лучше разбавить водой, чтобы была достаточно жиденькая и дальше одним движением тоненькой кисточкой рисую стволы. Дальше если где-то у меня не прорисовалось я беру черную краску и тоненькой кисточкой дорисовываю. Не стремитесь чтобы стволы были очень ровными и идеальными. Не бойтесь если у вас где-то искривится ствол.

Дальше из середины ствола нарисую листики как полукруг (каждый раз макаю в краску). Какие-то листья могут соприкасаться. Черную краску разбавляю водой. Кончиком тоненькой кисточки я рисую бахрому листьям снизу. Листья свисают вниз. Вы можете сначала потренироваться на отдельном листе.

С левой стороны с краю мы нарисуем небольшой треугольник - это будет кусочек горы. Мы рисуем эту гору для уравновешивания композиции. Закрашиваем треугольник и на море рисуем несколько горизонтальных полосок - это будет отражение горы в море. Полоски размываем водой.

Нам осталось нарисовать солнце. Берем белую краску и на свободном месте очень густо наносим краску на уровне оранжевого цвета. Краску мы не размазываем, а накладываем.

Дальше под солнцем на море нарисуем отражение, разбавляем белую краску водой и наносим тоненькой кисточкой. Линии должны быть разные.

И завершающая деталь - это птички. Берем черную краску, разбавляем ее водой и на свободном месте на небе рисуем галочки.

И так наша композиция готова.

7. Кульминация творческого процесса.

Выставка работ и фото участников.

Уважаемые участники мастер-класса, сейчас мы с Вами посмотрим на наши работы, встанем в ряд и сфотографируемся все вместе.

8. Рефлексия.

Поделитесь, пожалуйста своими эмоциями, состоянием, которое вы испытали во время и после практической части. (ответы участников)

Надеюсь, результат Вас впечатлил. И Вы приятно провели время.

Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание.

9. Подведение итогов.

Для тех, кто заинтересовался интуитивным рисованием имеются рекомендации по использованию литературы и интернет-сайтов для получения дополнительной информации по данному вопросу.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Конспект занятия в технике правополушарного рисования «Море, парус» для старших дошкольниковКонспект занятия в технике правополушарного рисования «Море, парус» для старших дошкольников Цель: развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования. Задачи: - ознакомить.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мастер-класс правополушарного рисования. Создаем зимний пейзажМастер-класс правополушарного рисования. Создаем зимний пейзаж Правополушарное рисование - это возможности! Это новый взгляд на вещи, которые раньше казались невозможными! Работая с красками руками,.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного рисования»
Опубликовано: 28 января 2023 в 13:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного рисования»» (включая файлы) размещена пользователем Сметанина Елена (УИ 2076418) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД