МААМ-картинки

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»

Наталья Полькина
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»

Цель: Систематизация представления педагогов о русских народных играх.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастер- класса об организации и проведении русских народных подвижных игр.

Публикация «Мастер-класс „Приобщение дошкольников к русским народным играм“» размещена в разделах

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер- класса.

Оборудование: мяч большой, цветные мелки, ленточка, гимнастическая палка, монета, магнитола.

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлен мастер - класс забытые русские народные подвижным игры у дошкольников.

Дошкольный возраст очень важен в развитии ребенка. Он подготавливает его к новому этапу в жизни. Подвижные игры развивают физические способности ребенка, способствуют укреплению здоровья. Главная цель всех игр для детей это дальнейшее развитие физических показателей: ловкости, быстроты реакции, силы, выносливости, координации движения конечностей, способность четко управлять всеми движениями тела. Не менее важным аспектом, для дальнейшей жизни является развитие интеллектуальной стороны ребенка. Играя в игры с ровесниками, дошкольники учатся получать и передавать полученные знания и информацию, расширять свой кругозор, разные видя памяти. Играя, ребенок учится совместным действиям, планирует свои поступки, соотносит их с требованиями группы, в которой он играет. Начинает осознавать себя как личность и одновременно часть единой команды.

Почему так велико значение подвижных игр для дошкольников? Потому, что в этот временной промежуток у дошкольника начинает усложняться моторика и совершенствоваться координация движений. Постоянные и ежедневные упражнения в ходьбе, беге, прыжки на скакалке, лазание и т. п. их повторы при игре позволяют быстрее развиваться и физически окрепнуть организму. Такая физическая активность способствует более раннему развитию организма ребенка в плане физическом и психическом. Играя в подвижные игры, дошкольник учится выслушивать правила игры, следовать им, внимательно относиться к выполнению правил другими участниками общей игры, координировать свои действия с другими участниками. В игре начинается дружба, умение уступать и отстаивать свои позиции. Наибольшую пользу общие подвижные игры для дошкольников приносят застенчивым и не общительным детям, давая возможность преодолеть робость и раскрыться. Войдя в процесс игры, ребенок забывает о своих страхах и стеснении, у него все прелестно и игра увлекла его, просто наслаждается движением игрой и общением. За игрой внимательно следует наблюдать взрослым. Корректировать поведение детей. В этом возрасте они не очень хорошо осознают опасности и часто получают травмы. И эти травмы, как правило, бывают именно во время подвижных игр. Следует помочь ребенку научиться рассчитывать свои возможности и предвидеть неприятные последствия.

Игра - это творческая деятельность детей. И хотя в сознании многих взрослых игра - это дело несерьезное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с ее окончанием. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью педагогов-дошкольников.

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словарного запаса, развитию их духовно-нравственного потенциала.

Привнося в жизнь детей народные, забытые игры, педагог делает ее ярче, красочнее, интереснее. Педагогическая поддержка народных игр предполагает установление тесной, личностной связи между взрослыми и детьми и направлена на обогащение игрового опыта каждого ребенка.

Для народных игр не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр, которые способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игра «Штандер - стоп»

Перед началом игры с помощью считалки выбирается водящий. Его функция будет только «вбросить» мяч в игру. Дальше он становится таким же игроком, как и остальные ребята. Все участники игры встают в круг, а водящий в центр круга. Он высоко подбрасывает мяч и громко кричит «Штандер – Оля!», называя имя любого из детей. Теперь водящим становится тот, чье имя назвали. Он старается как можно скорее поймать мяч. А все остальные дети разбегаются, стараясь оказаться как можно дальше от нового водящего. Как только удалось поймать мяч, водящий кричит «Штандер-стоп!». После этого все обязаны остановиться на месте, и поворачиваются лицом к водящему.

Водящий выбирает любого из детей и называет его имя: «Я попаду в Колю!» После этого Коля должен сложить руки кольцом перед собой. В это «баскетбольное» кольцо и должен попасть мячом водящий. Чтобы попасть в кольцо было проще, водящий имеет право подойти поближе. Для этого он заранее, не начиная движения, объявляет, сколько и каких шагов он хочет сделать.

Шаги в детской подвижной игре с мячом «Штандер-стоп» бывают такие:

«Простые» — обыкновенный шаг

«Гигантские» — шаг делается, как только возможно шире.

«Лилипутские» — шаг делается на длину стопы, то есть к мыску одной ноги приставляется пятка другой.

«Зонтики» – выполняется прыжком, причем в пряжке надо повернуться вокруг себя градусов на 150-180.

«Лягушачьи» — прыжок из положения на корточках

Детям, обычно, интереснее называть расстояние не обычными, а «смешными» шагами. Например, это может звучать так: «До Коли четыре лилипутских, два гигантских и три зонтика!» После этого водящий начинает двигаться к Коле. Здесь тоже есть свои правила. Во-первых, двигаться надо по кратчайшей прямой, а, во-вторых, выполнить ВСЕ названные шаги и только их. Подойдя к Коле, водящий бросает мяч, стараясь попасть в кольцо из рук. Если попал, то новым «вбрасывающим» водящим станет Коля, если не попал, то водить ему самому. Но обязанности такого водящего очень необременительны – просто подкинуть мяч и крикнуть чье-то имя. Детская подвижная игра с мячом «Штандер-стоп» тем и хороша, что даже самый неуклюжий и неловкий ребенок не застрянет в роли «вечного» водящего как, например, в салках, жмурках и многих других играх.

Игра «Красное знамя – черное перо»

Эта когда-то очень популярная русская народная игра насчитывает уже много десятилетий и прекрасно подходит как для взрослых, так и для детей. Для ее проведения нужно не менее 10—12 участников.

Все желающие делятся на 2 команды с равным количеством участников. Команды встают одна напротив другой на расстоянии примерно 8—10 м, а ее члены образуют цепочку, крепко держась при этом за руки.

Одна из команд выбирает одного представителя из другой команды, который под веселые выкрики второй команды «Красное знамя черное перо, давайте нам (называется имя) и больше никого» пытается с разбегу разбить цепь другой команды. Если у него это не получается, он остается в первой команде, а если получается, забирает с собой в свою, вторую команду любого ее участника.

Выигрывает та команда, которая перетянет к себе всех участников.

Старинная русская народная игра «Горелки»

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло

Глянь на небо, направо-налево,

Птички летят, колокольчики звенят!

Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становится первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи

Сгоришь, смотри!

В огне стоишь,

Совсем сгоришь!

Старинная русская народная игра «Двойные горелки»

Эту игру имеет смысл затевать, когда игроков очень много. Отличия от обычных горелок минимальные. Вместо одной колонны игроки выстраиваются в две, параллельно друг другу. Соответственно, и водящих-«горельщиков» двое. Когда игроки заканчивают говорить речевку «Гори-гори ясно.», то бегут сразу две пары. Соединиться пары должны обязательно друг с другом, а вот ловить «горельщики» могут любого из четверых.

«Горелки с номерами» подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Игроки встают в колонну, взявшись за руки. Перед началом игры водящий- «горельщик» проходит вдоль колонны и пересчитывает пары. Каждая пара должна запомнить свой номер. После этого, водящий встает впереди колонны и говорит:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Раз, два, три,

Пятая пара гори!

Водящий может назвать любой номер пары и бежать должна именно эта пара. В остальном играют так же, как и в обычные «Горелки».

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Фотоотчёт праздника «Троица»Фотоотчёт праздника «Троица» В нашем детском саду стало уже традицией в летний оздоровительный период проводить для детей фольклорный праздник «Троица». Вот и в этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 19:36
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД