Тамара Андреевна Казарян
Конспект занятия «Путешествие на батискафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс "Путешествие на батискафе"
Тема (проект. событие) : «Путешествие на батискафе»
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
Средства:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на батискафе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
наглядные: презентация, иллюстрации с изображением морских животных; гуашь; краски; салфетки; изображение моря на куске обоев; пшено; гречка; манка; трафареты изображений обитателей морского дна; цветная бумага; цветные нитки; ткань; ножницы, кисти; образцы.
музыкальные: музыка для физминутки, спокойная музыка к самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие:
• физическое развитие.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
1. Обогащать знания детей об обитателях моря: морская звезда, осьминог, акула (внешний вид, повадки, способ передвижения).
Воспитательные:
1. Формировать нравственные качества ребё нка: чувство ответственности за природу, желание её охранять.
Развивающие:
1. Развивать воображение, познавательные способности детей.
2. Развивать коммуникабельность, умение работать с другими детьми над изображением.
3. Развивать творческие способности, чувство композиции.
ХОД:
Ребята, я знаю, вы любите путешествовать. Мы с вами уже путешествовали на самолёте, автобусе, поезде. А сегодня я вас приглашаю в путешествие на батискафе. Кто хочет, присоединяйтесь к нам. А вы знаете, что такое батискаф? (ответы)
(батискаф – это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования; батискаф имеет несколько мощных прожекторов)
Приготовились к путешествию? Заняли место в батискафе, закрыли глаза.
(звучит шум моря) вот наш батискаф медленно начинает опускаться. В верхних слоях воды светло. Мимо окон – иллюминаторов проплывают какие-то парашютики. Это медузы. А там дальше плывут разноцветные рыбки: рыба – клоун, рыба – бабочка, рыба – ангел. Как вы думаете, почему их так называют? (ответы)
(из – за их чудесной пестрой окраски. Мелкие рыбки проплывают плотными большими стаями. Они быстро перемещаются и петляют, чтобы сбить с толку хищников. Питаются они крошечными ракообразными и другими мелкими животными из гущи кораллов)
Быстро темнеет. На морском дне вечная ночь.
Ой, что это такое ткнулось лбом в стекло, загородив его? Да это же самый крупный сильный хищник морских глубин – акула. Акула может быстро передвигаться. Тело акулы имеет кожу с мелкими шипами. У акулы много острых зубов треугольной формы, растущих в три ряда. Акулы очень прожорливы и нередко глотают всё подряд: консервные банки, тряпки, мелкие обломки кораблей и различных инструментов, а однажды обнаружили глубинную бомбу. Акула очень хорошо ориентируется в пространстве, видит ночью лучше, чем днём, слышит звуки, которые не слышит человеческое ухо. У неё развито обоняние: запах крови она чует за несколько километров. Если в стае одна из акул ранена, то её тут же атакуют и съедают. Питаются акулы в основном рыбой, но нападают и на дельфинов. В основном акулы опасны для человека.
Что вы запомнили из рассказа об акулах? (ответы)
А мы опускаемся глубже. Неожиданно что–то вспыхиваем рядом. Хорошо, что у нас есть прожекторы. Что это за чудо? Это осьминог. У осьминога восемь ног. Все они снабжены присосками, которые служат ему для передвижения по грунту и ловле добычи. Голова похожа на шляпу гриба или зонтик. Любимая еда осьминога – лангусты. Они охотятся после наступления темноты или на рассвете, подкрадываются к ракообразным, рыбам и внезапно нападают на них. Ещё осьминог имеет очень крепкий клюв, который может дробить самые крепкие панцири и раковины. Осьминог может менять окраску, которая зависит от его настроения. Если осьминог победил в схватке, он становится красным, от испуга он сильно светлеет и выпускает облако чёрной жидкости и исчезает под его прикрытием. А когда ложится на дно, то принимает его окраску и становится невидимым. У осьминога очень зоркие глаза. Ни у кого из обитателей морского дна нет таких зорких глаз, как у головоногих. Почему головоногие? (ответы)
Что вы узнали об осьминогах? (ответы)
(восемь ног с присосками, умеет менять окраску, очень хорошее зрение, питается ракообразными)
А вот наши прожектора осветили морское дно. Там обитают морские звёзды. Как вы думаете, почему их так называют? Обратите внимание на их разнообразную окраску: красные, оранжевые, зелёные. Морские звёзды относятся к отряду иглокожих, потому что их тело усыпано мелкими или крупными колющимися наростами. Морская звезда очень прожорлива: она питается устрицами, мидиями и другими съедобными ракушками. С помощью своих рук – лучей она умеет открывать створки самых крупных ракушек, умеет ползать и закапываться в песок. Так как звёзды обитают на самом дне, где очень темно, то она может светиться зеленовато – голубым светом, а на её пяти конечностях свет самый яркий.
А теперь расскажите, что вы узнали о морских звёздах?
(питаются съедобными ракушками, умеют передвигаться по дну и закапываться в песок с помощью лучей, тело покрыто мелкими и крупными колющимися наростами, умеют светиться)
А кто ещё живет в море? (ответы) Понравилось вам наше путешествие? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаемся, закрывайте глаза. (звучит музыка).
ФИЗМИНУТКА «Морские приключения»
(движения выполняются в соответствии с текстом)
Ходят волны на просторе,
Вы узнали - это море.
Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.
Посмотрите, пароход
По волнам плывёт вперёд.
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь и смотрит там.
То в бинокль, то в трубу,
Влево, вправо за корму.
Смотрит, смотрит капитан,
Что такое это там?
Деревья необычные,
К южному солнцу привычные.
Через море - океан
Плывёт чудо – великан.
Фонтаны пускает,
Кто его не знает?
А рядом вижу чьи-то спины.
Плывут, плывут ко мне дельфины.
А сейчас я вас всех приглашаю в нашу мастерскую, где мы изобразим то, что видели во время нашего путешествия. Я приготовила для вас море. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Там в глубине, в пучине вод плывут по своим делам дельфины и хищная акула, охотится осьминог, похожий на инопланетянина, светится морская звезда и раскрывает свой купол медуза.
Наше море надо заселить.
(предлагаю образцы изображения морских животных)
Материал я приготовила разнообразный. Каждый пусть подумает, кого бы он хотел изобразить и каким способом: или наклеить, или нарисовать, или использовать и то и другое в своей работе. Можно использовать трафареты изображений обитателей морского дна. Приступайте, пожалуйста.
Помощь индивидуально по мере надобности.
В процессе работы о каждом изображаемом животном читаю короткое стихотворение:
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суши от такой огромной туши.
Черепаха не спешит,
На волнах морских лежит.
Тихо ластами гребёт
И плывёт себе, плывёт.
Прозрачная медуза
Тихонечко плывёт.
К медузе прикоснёшься –
Как током обожжёт!
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине –
Многорукий, многоногий,
Ногорукий, руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
С неба звёздочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша, по дну ползёт.
Не смотри, что у акулы
Незаметны сбоку скулы,
В пасти зубы в три ряда –
Съест любого без труда.
Из морской воды дельфины
Нам показывают спины.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Посмотрите, какие замечательные рыбы и морские животные у вас получились! Наше море стало живым. Многие морские животные занесены в Красную книгу и нуждаются в защите. В наши дни, несмотря на законы по защите животных многие виды морских обитателей на грани исчезновения и именно человек повинен в их бедах. Давайте же будем учиться беречь нашу природу.
Рефлексия.
Что вам понравилось больше всего из того, чем мы сегодня занимались? Чем?