Екатерина Семикопенко
Мастер-класс для родителей «Путешествие по стране звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по стране звуков и букв»
Цель:
-сформировать представление родителей о методах и приёмах работы педагогов групп в рамках развивающего занятия;
-научить родителей применять данные методы и приёмы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Оборудование:
иллюстрации барана, ботинок, берёзы, бабочки, белочки; зеркала на каждого участника, необычная фотография звука Б.
Содержание:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Путешествие по стране звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Актуальность проведения мастер-класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
2. Занятие «Звуки Б, БЬ. Буква Б».
3. Игры и упражнения по закреплению оптического образа в домашних условиях.
Актуальность проведения мастер-класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер-класс» по подготовке детей к обучению грамоте по теме «Звуки б, бь. Буква Б». Проведение данного «мастер-класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Начнем с того, что огромную роль в становлении речи играет фонематический слух. Фонематический слух это, своего рода, смысловая сторона речи. В норме фонетический слух полностью формируется к 2,5 годам. Недостаточность развития фонематического слуха ведёт к нарушению развития речи в целом.
- Нарушение звукопроизношения.
- Нарушение лексика – грамматического строя речи.
- Связной речи.
Последствиями нарушения фонематического слуха могут являться: дислексия, дисграфия.
Занятие по подготовке к обучению грамоте.
Тема: «Звуки б-бь. Буква Б».
Этапы занятия Содержание занятия
1. Организационный момент
- Сегодня на занятии мы с вами почувствуем себя детьми. Мы отправимся в путешествие по стране звуков и букв.
- Как вы думаете, что это за страна, кто её жители? Для чего мы отправимся в это путешествие?
- Во время путешествия мы будем преодолевать различные препятствия и трудности. А встретят нас в этой стране новые звуки, а какие догадайтесь.
Загадки:
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежде,
Свесив серёжки. (Берёза)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
-Вы догадались, о каких звуках сегодня на занятии будет идти речь?
-Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Б, БЬ».
2. Основная часть
- Сначала давайте познакомимся со звуком «Б». «Б» - это имя звука, а каждое имя надо произносить чётко и правильно. А чтобы чётко его произносить давайте, выполним упражнение.
- Возьмите зеркала.
«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок».
Артикуляция звука : (работа с зеркалами)
-Давайте разберёмся, что нам помогает произносить этот звук, а поможет нам в этом вот такая необычная фотография звука
Произносим звук «Б».
При произнесении этого звука губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Горло работает.
Работа по схеме (характеристика звука).
Звук Б – согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем, синим цветом.
- Но звук «Б» не живёт один в этой стране, у него есть младший брат звук «Бь».
Игра «Повтори не ошибись»
- Но чтобы попасть в страну звуков и букв надо правильно произнести «заклинание».
Ба – ба – бо Бу – би – бэ
Бу – бу – бя Бы – ба – бё
Бё – бу – ба Бум – бом – бим
Ба – бю – бы Бам – бым – бюм
- Вот мы с вами и очутились в стране звуков и букв. Посмотрите, сколько разных звуков живёт в этой стране. Кто вспомнит, какие мы ищем звуки?
Игра «Внимательные ушки»
- Давайте попробуем поймать звук «Б». Будьте внимательны, мы ловим твёрдый звук.
Звуки : П, П, Б, БЬ, С, М, БЬ, Л, К, Б, Б.
Слоги: БА, ПА, СЫ, ОБЬ, АП, МУ, БЭ, ПЮ, БЮ.
Слова: бык, сорока, воробей, бусы, дом, забор, бочка, белка.
Игра «Подарки для звука»
- Звуки «Б» и «БЬ» любят подарки. Как вы думаете, какие подарки любит звук? (слова, в которых живут звуки «Б», «БЬ»).
- А теперь придумайте сами слова со звуками «Б», «БЬ».
3. Физ. минутка
Игра «Скажи наоборот»
- Вот мы с вами очутились на волшебной полянке.
- Все дети мечтают быть волшебниками, а мы сегодня научимся маленькому волшебству, мы будим превращать твёрдые звуки в мягкие, а мягкие в твёрдые.
Игра «Прятки со звуком»
- Звуки «Б» «БЬ» любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, середине и в конце слова.
- Давайте вспомним, каким цветом мы обозначим твёрдый звук «Б».
Произнесите звук твёрдо. Найдите фишку нужного цвета (по аналогии с мягким звуком).
(Работа со схемой + раздаточный материал)
Слова: баран, боты, лебедь, верблюд, столб, забор, краб.
Работа с буквой
- Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звуков. Все звуки в этой стране живут в домиках, а дом для звука это буква. Как вы думаете в каком домике живут звуки Б, Бь?
Разбор элементов
- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звуков (из длинной палочки, короткой палочки и полукруга).
Работа с крупой:
- Сейчас, я предлагаю вам нарисовать портрет буквы Б.
А сделаем мы это, необычным способом. Рисовать мы будем на манке. Пишем букву сверху вниз – длинная палочка, короткая, полукруг. Сначала прорисуем букву в воздухе.
Теперь на манке.
- Молодцы, у вас получились замечательные портреты.
Работа с различным материалом
- Какой материал у вас есть на столах, назовите.
- А теперь из материала, который есть у вас на столах (фасоль, счётные палочки, заготовки из картона) составьте портреты буквы Б.
Игра «Зашифрованные слова»
- Вот и подошло к концу наше путешествие и нам пора возвращаться. Но для того чтобы вернуться нам надо выполнить последнее задание разгадать зашифрованные слова.
- Составьте слова из предложенных слогов.
Итог занятия
Рефлексия
Скажите, а где мы с вами побывали? С какими звуками познакомились? С какой буквой?
Какие задания вы выполняли? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?
Игры и упражнения по закреплению оптического образа буквы в домашних условиях.
- А теперь уважаемые родители мы хотим поделиться с вами практическими советами, как закрепить букву дома.