Получи документы

Мастер-класс «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Екатерина Ржанова
Мастер-класс «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МАСТЕР-КЛАСС «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер- класс хочу начать с вопроса: «Что такое фольклор(ответы воспитателей). Молодцы! А сейчас подведу итог:

Публикация «Мастер-класс „Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Фольклор-в перев. с анг. яз. -«народная мудрость»- это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы, создаваемые и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши, театр (драмы, сатирические пьесы, театры кукол, танец, декоративно- прикладное искусство.

Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции, он является коллективным творчеством людей.

Малые формы фольклора были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялось в работе ДОУ, в т. ч. и с целью развития речи дошкольника. Фольклор обладает удивительной способностью побуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Мы решили, что использование малых средств фольклора, как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Для этого в своей работе используем наглядно- практические методы и способы ознакомления детей с фольклором : чтение и инсценировка сказок, загадывание и придумывание загадок, исполнение песен и танцев, прибаутки, потешки, заклички, считалки и т. д.

И сначала небольшая викторина:

1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду вы знаете? Перечислите.

2. Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре? (считалка)

3. Назовите форму фольклора?

У Ивашки- рубашка, у рубашки- кармашки,

Кармашки- у рубашки, рубашка-у Ивашки. (скороговорка)

4. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

5. Когда используется пестушка: «С гуся вода, с лебедя вода, а с Пети худоба» (при купании)

6. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям(«Теремок»-дружба, «Репка»-трудолюбие, «Кот, петух и лиса»- взаимовыручка)

7. Как называются следующие выражения: «Витя-титя- карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда- беда, козья борода» (дразнилки, а если их спеть? (частушки)

8. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка)

Молодцы! Вы назвали все формы фольклора, которые используем не только мы- воспитатели, но и вы- родители!

Мы- педагоги- воспитатели в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше сто раз сделать!

Поэтому сегодня нам бы хотелось показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые мы используем в работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них:

-Итак, предлагаю поиграть со мной. Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали маленькими детьми. И сейчас мы с вами поиграем:

Все мы любим сказки, она несет в себе большое воспитательное значение. Сказка позволяет почувствовать свою успешность, приобщает к богатству русского языка, формирует связную речь на лучших образах сказки.

А знаете ли вы их?

1. Назови сказку, с которой связаны картинки?

-дорога, сметана, окно («Колобок»)

-коса, заяц, избушка («Заюшкина избушка»)

-печка, яблоня, гуси(«Гуси-лебеди»)

2. Угадай:

-какую песенку пел колобок?

- что спрашивали звери в сказке «Теремок», прежде чем войти туда?

3. Определи сказку:

- летела стрела и попала в болото, а в том болоте поймал её кто-то. («Царевна-лягушка»)

-нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- красна девица грустна, приближается весна. Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

4. Дополни имя сказочного героя:

-Василиса-….(Премудрая, Братец-…. (Иванушка, Кощей-….(Бессмертный, Иван-(Царевич, Елена-….(Прекрасная).

Молодцы! Сказки знаете хорошо! А как сказку можно показать? С помощью чего? Да, с помощью театра. Какие театры кукол вы знаете?

На слайде-театры кукол: настольный, теневой, пальчиковый, напольный, марионетки, планшетные куклы и т. д.

Театр для детей – чаще всего праздник, школа чувств, положительных эмоций, школа общения. Театр- это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Например: У ребенка в комнате разбросаны игрушки – вы берете одну из кукол и обыгрываете ситуацию, что ей очень плохо жить в неубранной комнате – что будет дальше увидите сами.

Интересный жанр фольклора — загадки. Очень сильное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает придумывание и отгадывание загадок. Загадки обогащают речь детей из-за неоднозначности некоторых понятий, помогая замечать многозначность слов, а также формируют представления о переносном смысле слова. Загадки позволяют усваивать грамматический и звуковой строй русской речи, развивают способность обобщать, анализировать, помогают сформировать способность делать выводы, лаконично и четко выделять наиболее выразительные характерные признаки предмета или явления.

В нашей группе есть картотека загадок, сделанная руками родителей. (показать)

Давайте попробуем придумать 2-3 загадки.

Выработка дикции является одной из важных задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Органы речедвигательного аппарата у дошкольников недостаточно развиты. Люди придумывали веками и тысячелетиями скороговорки и чистоговорки для того что бы совершенствовать речевой аппарат, а также исправлять индивидуальные дефекты дикции и произношения. Скороговорка и чистоговорка это словосочетания, неудобные для произношения. В них совокупность простых слов с множеством одинаковых звуков становится не выговариваемой. Даже если пробовать читать ее медленно. Но это только на первый взгляд. После кратковременных тренировок «путанный стишок» зазвучит как песня. А если читать его в высоком темпе, будет четко слышен каждый звук.

Давайте попробуем досочинять чистоговорки:

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

Му-му-му – в руки букву я возьму.

Молодцы!

Ни для кого не секрет, что дети очень любят хороводы и танцы. Они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Ребята учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других. В танцах и хороводах придерживаемся следующих правил:

*принцип добровольного участия детей

*взрослый- активный участник процесса

*учет заинтересованности детей

*поощрение импровизаций действий

*понятность и доступность текста

*корректировка содержания (дополнение и сокращение) в зависимости от индивидуальных возможностей детей

Но в хороводах мы ещё и поем. Песня состоит из слов и музыки. А какие детские песни вы знаете? (на слайде)

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз и предложений, значительно обогащают словарный запас. Сначала ребенок копирует то. Как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. А потом многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

Частушка- это один из жанров фольклора, это короткая рифмованная припевка, детская дразнилка, короткие шутливые песни. Название происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки». Язык частушки отличается яркой образностью, экспрессивностью, меткими определениями. Может сопровождаться импровизацией на разных музыкальных инструментах.

Частушка- коротелька- собирушка- вертушка- сказуха- стишок- пригудка- коротушка- припевка

Молодцы! Мы много вспомнили разных форм фольклора, ну и сейчас будем практиковаться.

Прошу выбрать одну из карточек (рыбы, животные, птицы). С помощью этих карточек мы разделились с вами на 3 студии:

1- Песенно- танцевальная- вам дается р. н. песня «Во кузнице», вы должны не только спеть её, но и обыграть с помощью хоровода, привлекая людей из других студий.

2- Загадочно- частушечная

1) Придумать и изобразить нам загадку

2)Вам дается начало частушки- вы должны досочинить и спеть, помогая себе шумовыми инструментами

Подарю вам 3 цветочка

Белый, синий, аленький…

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно….

3. Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать!»….

4. Кабы, кабы да кабы,

На носу растут грибы….

5. Две старушки без зубов

Толковали про любовь….

6. На столе стоит арбуз,

На арбузе муха…

3- Сказочно- театральная- придумать небольшую сказку и показать нам с помощью кукольного театра.

Время – 10-15 минут.

А сейчас каждая студия презентует свою работу

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал. Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остается поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!

1. Подарю вам 3 цветочка

Белый, синий, аленький…

2. Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно….

3. Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать!»….

4. Кабы, кабы да кабы,

На носу растут грибы….

5. Две старушки без зубов

Толковали про любовь….

6. На столе стоит арбуз,

На арбузе муха…

«ВО КУЗНИЦЕ»

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 августа 2021 в 14:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ржанова (УИ 2723692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД