Наталья
Мастер-класс с педагогами ДОУ «Игры с использованием шариков Марблс и декоративных камешков с детьми 3–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 рабочего поселка Хор
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ
Игры с использованием шариков Марблс и
декоративных камешков с детьми 3–7 лет.
Воспитатель:
Богданова-Ольховская Н. Ю.
р. п. Хор, 2022г.
Цель:
Публикация «Мастер-класс с педагогами ДОУ „Игры с использованием шариков Марблс и декоративных камешков с детьми 3–7 лет“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Марблс. Игры с камешками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию игр с декоративными камешками и шариками Марблс в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
-Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной технологией использования декоративных камешков и шариков Марблс в обучении детей.
-Мотивировать педагогов на применение декоративных камешков и шариков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками.
-Закрепить умения участников мастер-касса применять полученные знания в практике.
Материалы:
- листочки бумаги круглой формы для записи имени, цветные карандаши;
- круглые вазы с декоративными камешками и шариками Марблс разного цвета, текстуры, формы;
- альбомные листы, гуашь, картонные коробки небольшого размера;
- чудесный мешочек;
- картинки для работы: «Замок», «Подсолнух», корабль, дом, «Карандаши», «Цветок», «Воздушный шар»; буквы, цифры, фигуры, лабиринт, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для графического диктанта, поле для ориентирования на плоскости.
Ход мероприятия:
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.
Марблс - это сияющий стеклянный шарик что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.
Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.
При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация, повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Обследование камешков.
- Что в этих вазах? Как вы полагаете?
- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
- Взять красные камешки большим и третьим, и т. д.
Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
- Что услышали? (шум)
Ведущий;
Раздать всем камешки и поиграть,
ведущий говорит цвета а все находят и показывают.
Игра. Найди цвет и посчитай.
Трогаем и отдыхаем,
Камешки перебираем.
Один, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Разные-разные,
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
Камешки в руках сжимаем,
До пяти с тобой считаем.
Один, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
Практическая часть.
Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования упражнений с камешками? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
Пространственная ориентация.
- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;
- Четвертый – возьми желтый камень и положит в низу стола;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
Работа над звуками.
Выкладываем картинки с предметами и кладем камешки, соответствующие звукам.
Игры с картачками.
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).
Упражнение «Графический диктант»
Задачи: Учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.
Педагог дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий- в верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый-в левый нижний.
Задание - От точки закрываем камешками 2 клеточки вправо, 1 клеточку вверх и т. д.
Игра «Буквы»
Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки марблс, карточки с образцами букв для наложения камушков.
Задание – выложить буквы разного цвета на картинку и по памяти. Можно составить из букв слово ( например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.
Игра «Чудесный мешочек»
Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Вариант 1.
В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета.
Перед ребенком образец-шарик марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2.
Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игра «Выложи по образцу»
Педагог показывает картинку, и ребенок продолжает рисунок.
Игра веселый счет.
Составление пример.
Релаксация.
Работа с камнями без образца.
Педагогам предлагается выложить рисунок на заданную тему – «Подводный мир» без образца на чистом листе ватмана.
Рефлексия.
Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.
Физ. минутка.
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть который час (повороты головой в разные стороны)
Раз,два,три,четыре (берем по два камешка в каждую рука)
Мышки дернули за грири (подняли руки в верх и присели)
Вдруг раздался страшный звон (бросили камешки на стол)
Разбежались мыши вон (сели на свои места)
ВЫВОД:
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения. Игры с применением шариков Марблс. Особое внимание уделяем правилам безопасности! Объясните ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Приложение к мастер-классу :
КАРТОТЕКА ИГР С ДЕКОРАТИВНЫМИ
КАМЕШКАМИ И ШАРИКАМИ МАРБЛС.
Упражнение "Найди предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" ( Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т. д.)
Оборудование: емкость глубокая, камешки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камушки на липучке, карточки с заданиями.
Данное упражнение можно выполнять как на повархности стола, так и на карточке с заранее нарисованной змейкой. В соответствии с выбранным вариантом выполнения педагог дает задание.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета, чередование цветов используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Упражнение "Продолжи узор"
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому. Развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.
Оборудование: камешки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камушки на липучке, карточки с заданиями.
Задание: Педагог выкладывает начало узора и предлагает ребенку продолжить узорв соответствии с заданной последовательностью.
Упражнение "Разбери по цвету"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усвоение названий цветов. Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Упражнение "Разбери по форме"
Цель: развитие умения различать форму предметов, находить форму по образцу и по словесному обозначению. Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс"разной формы (шарики, овальные плоские, круглые плоские, карточки с эталонами формы, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых форм).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разной формы перемешались. Необходимо рассортировать их по форме.
Предъявляется эталон формы и предлагается отсортировать сначала предъявленный. Дети называют форму предмета - шарик и отбирают, и складывают в свои баночки только шарики. При повторении упражнения количество предъявляемых форм увеличивается.
Усложнение: Форма камешка называется словом.
Упражнение "Собери по образцу"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их. Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями, камешки "Марблс".
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен цветной рисунок.
Усложнение: - Выкладывание камешков, ориентируясь на образец, на свободном пространстве.
- Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.
Упражнение «Найди место камешку» (ориентация на плоскости)
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие слувого восприятия. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4, камушки "Марблс".
Задание: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог-психолог может предложить кому-то из дошкольников проговорить вслух, где лежит красный камень, зеленый и т. д.
Вариативность: Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Упражнение "Графический диктант"
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие слухового восприятия. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4, камушки "Марблс".
Задание: Педагог дает устные задания типа:
От точки закрываем камешками 2 клеточки вправо, 1 клеточку вверх и т. д. Ребенок накладывает на клеточки названное количество камешков в нужном направлении.
Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Вариативность: Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
Упражнение «Разложи по кучкам»
Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения. Формирование навыков счета. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с цифрами от 1 до 10.
Задание: Педагог предлагает разложить камешки по кучкам – от одного камешка в первой кучке, до десяти камешков в последней. (Первая кучка – одни камешек, вторая – два, третья – три, и т. д.)
Усложнение: Педагог раскладывает на столе карточки с цифрами и предлагает ребенку напротив каждой цифры расположить соответствующее количество камешков.
Упражнение"Цифра"
Цель: закрепление зрительного образа цифр. Развитие внимания, мышления, воображения. Развитие мелкой моторики рук, правильного захвата пальцев рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с контурным изображением цифр. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камешки и образцы (с липучками)
Задание: Педагог уточняет название цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.
Упражнение «Заполни изображение»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, воображения. Развитие умения соотносить цвета. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями, камешки "Марблс".
Задание: Педагог предлагает разложить камешки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен конрутный рисунок. Ребенку необходимо назвать цвет линии контура на карточке и заполнить пространство рисунка камешками того же цвета.
Упражнение «Выложи по контуру»
Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, воображения. Закрепление названий геометрических тел. Развитие умения соотносить цвета. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями, камешки "Марблс".
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен контур геометрических фигур, соотнося линию контура и камешки по цвету.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие мышления.
Оборудование: карточки с изображениями различных предметов, камешки "Марблс".
Задание: Педагог предлагает среди предметов найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор.
Упражнение на развитие зрительной памяти
Цель: развитие памяти, внимания.
Оборудование: камешки "Марблс".
Задание: Одному из детей педагог-психолог предлагает выложить последовательность из 4–5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти.
Упражнение на развитие пространственной ориентации
Цель: закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д)
Оборудование: камешки "Марблс"
Задание: - Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;
И т. д.
Овладение звуковым анализом
Цель:
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.
- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)
- развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.
- знакомство с буквой.
Упражнение "Знакомство с буквой"
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)
Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
Упражнение "Гласная или согласная?"
Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки для звукового анализа.
Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Произвести звукобуквенный анализ слова.
Фишки-камешки выкладывать под буквами.
А Р Б У З
2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
3. На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)
4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Упражнение на развитие слухового внимания
Оборудование: камешки "Марблс".
Задание: Педагог называет ребятам различные слова.
Вариант 1. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.
Вариант 2. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а», либо зеленый (слышат звук «о»). Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.
Упражнение «Напиши слово»
Цель: закрепить образ букв, профилактика дисграфии, развитие оптико-пространственных представлений.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки со словами.
Задание: педагог предлагает ребенку написать слово, выложив буквы камешками.
Ребенок может выкладывать слово как по образцу, так и на слух, работая на карточке или выкладывая слово рядом, ориентируясь на образец.
Рисование шариками Марблс
Применяя шарики марблс можно развивать фантазию и творчество, изготавливая и украшая разные поделки. Очень интересен метод рисования с помощью марблс (доступен для детей от 2-3 лет).
Для выполнения задания понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой нужно положить белый лист бумаги, марблс, жидкая гуашь или любые другие жидкие краски. Затем нужно капнуть на бумагу краску и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть краску другого цвета и запустить чистые шарики.
Получившиеся картины похожи на разноцветные нити.
Массаж с шариками Марблс
Виды упражнений: 1. Вертим в руках. 2. Щелкаем пальцами по шарику. 3. Направлять в специальные лунки, желобки – состязаться в точности попадания