Папки-передвижки

Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»

Анжелла Шепенева
Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Теоретическая часть.

Слайд 1.

Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А как переживали за главного героя, как в месте с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам?

С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Слайд 2.

Публикация «Мастер-класс „Сказка и метафора в работе психолога ДОУ“» размещена в разделах

Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. Известный австралийский психолог Д. Бретт писала, что дети находят в волшебных историях «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».

В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

Слайд 3.

Новые возможности психотерапевтического использования сказки открывает психотерапия по методу символдрамы.

Метод символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия) разработан известным немецким психотерапевтом профессором X. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив).

Я. Обухов разработал методику «Кататимного похода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символ-драмы. Структура психотерапевтического занятия, согласно методике, определяется следующими четырьмя важными фазами:

Слайд 4.

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, его просят пересказать эту сказку. На этой фазе выявляется, когда ребенку впервые рассказали или прочитали сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.

Фаза релаксации (1- 5минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться, проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: «Представьте себе, что ты оказался в сказке. Все, что ты представишь,—это хорошо. Мы можем работать с любым образом».

Фаза обсуждения (5-10 минут). По окончании представления образов с ребенком проводится обсуждение и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается затем на предварительной беседе следующего сеанса.

Слайд 5.

Противопоказанием для использования методики «Кататимного похода в сказку» автор называет:

1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

2) церебрально –органические синдромы в тяжелой форме;

3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4) недостаточная мотивация.

2. Практическая часть. Итак, уважаемые коллеги, кто желает, предлагаю вам отправиться в поход в сказку.

Передавая мягкую игрушку по кругу:

подумайте и вспомните свою любимую сказку;

вспомните, когда вы её услышали впервые;

кто вам её рассказал;

где это происходило.

(высказывания педагогов) Вопросы по ходу обсуждения сказки : Какие моменты сказки вас особенно волновали, как вы относились к …. (конкретные герои сказки).

Сядьте удобно, закройте глаза, постарайтесь расслабиться, почувствуйте приятное тепло и тяжесть во всех частях тела. Представьте себе, что вы находитесь в вашей любимой сказке. Всё, что Вы представите, — это хорошо. Мы можем работать с любым образом. В каком именно эпизоде вы находитесь? Что вы видите вокруг? Какие звуки вокруг вас? И т. д.

После погружения и пребывания в сказке, возвращение.

Попрощайтесь со своей любимой сказкой, на счет три вы откроете глаза. 1.2.3. Обсуждение возникших образов. Что чувствовали, что видели, что происходило в сказке? Есть ли аналогии в жизни с ситуацией, увиденной в сказке? Что происходит в жизни?

При желании, вы можете дома нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, написать текст, что происходит в вашей любимой сказке.

3. Заключительная часть. Передавая мягкую игрушку по кругу:

Как самочувствие?

Что было трудно, что легко.

Будете ли применять данный метод в работе?

Спасибо за совместную работу, уважаемые коллеги.

Слайд 6.

В ходе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемы и глубинные личностные конфликты. Поэтому «Кататимный поход в сказку» может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку. Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. «Кататимный поход в сказку» дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Слайд 7.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ .

Мастер-класс «Арт-терапевические методы работы психолога ДОУ» 1 слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги. 2 слайд. Я Беликова В. В. Педагог-психолог МБДОУ Д/с «Светлячок». Стаж работы: 1 год. Тема моего.

Мастер-класс для педагогических работников ДОУ «Ознакомление детей в ДОУ с историей спортивных игр» Мастер класс для педагогических работников ДОУ Тема: Ознакомление детей в ДОУ с историей спортивных игр Цель: - повысить профессиональную.

Мастер-класс «Использование набора для психолога «Инклюзив» в работе с детьми ОВЗ»Мастер-класс «Использование набора для психолога «Инклюзив» в работе с детьми ОВЗ» Мастер – класс: «Использование набора для психолога «Инклюзив» в работе с детьми ОВЗ» Многофункциональный комплект "Инклюзив" с разнообразными.

Мастер-класс «ОНР с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ» Мастер – класс: «Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ».

Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Песочный мир чудес»Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Песочный мир чудес» Мастер-класс педагога-психолога для родителей: «Песочный мир чудес» Тема: Использование песочной терапии дома. Цель: Познакомить родителей.

Мастер-класс по работе с пластилиномМастер-класс по работе с пластилином Тема: Мой маленький друг Мастер – класс рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Работа может стать оригинальным.

Мастер-класс с педагогами на тему «Использование ИКТ в работе ДОУ» Дагестанские Огни Психолог МБДОУ №4 «Соколенок» Сефербекова Саимат Шихкеримовна. Работаю в ДОУ и активно внедряю ИКТ в практическую работу.

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Д. С. Шовгенова, педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Сказкотерапия в работе детского психологаСказкотерапия в работе детского психолога Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 11:48
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сказка и метафора в работе психолога ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелла Шепенева (УИ 204228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД