Папки-передвижки

Мастер-класс «Фонематический слух как основа правильной речи»

Ольга Камнева
Мастер-класс «Фонематический слух как основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов по развитию речи.

Тема: «Фонематический слух-основа правильной речи».

Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух».

2. Дать рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха.

Публикация «Мастер-класс „Фонематический слух как основа правильной речи“» размещена в разделах

Одной из важнейших задач в системе обучения ребёнка родному языку является формирование у детей богатой, четкой и правильной речи. Для того чтобы хорошо подготовить ребёнка к школе и создать основу для обучения грамоте, необходимо работать над развитием фонематического слуха.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (т. е. звуков, составляющих звуковую оболочку слова. (Волкова Л. С.)

Фонематический слух – это не просто слух, ребенок может хорошо слышать очень тихий шепот, но иметь недоразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение звуков речи, то есть фонем. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Выготским Л. С. был введен термин "фонематический слух", который включает в себя три речевые операции:

1. Способность слышать, есть данный звук в слове или нет.

2. Способность различать слова, содержащие одинаковые фонемы, расположенные в разной последовательности.

3. Способность различать близко звучащие, но разные по смыслу слова.

Если у ребёнка плохо развит фонематический слух, то он может путать близкие по звучанию звуки и это, в свою очередь, может замедлять процесс развития связной речи, обучения чтению и письму. Если ребёнок плохо различает звуки, то он будет воспринимать то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. ( Многие учителя начальной школы говорят:" Как слышит,так и пишет" - это и есть проблема недоразвитого фонематического слуха). Отсюда - ошибки в речи и на письме. Поэтому если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, а чем старше будет становится ребёнок, тем сложнее будет его исправить.

А как вы думаете, с какого возраста нужно развивать фонематический слух?

Фонематический слух необходимо развивать уже в раннем детстве, так как он начинает формироваться уже с 6 месяцев.

В младшем дошкольном возрасте сначала можно потренироваться с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовой шум, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков.

Как же развивать у детей фонематический слух? С помощью чего? Конечно, с помощью игры, так как у дошкольников ведущий вид деятельности – игра.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному, поэтапно, игры должны соответствовать возрасту детей.

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть этапы формирования фонематического слуха и немного поиграть (опробовать некоторые игры на себе).

1. Первый этап (или подготовительный этап). Узнавание неречевых звуков.

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление.

Игра «Угадай что делать»

Детям дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

«Кто сказал «Мяу?»»

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

2 этап (основной) – развитие речевого слуха

-Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Три медведя»

Педагог произносит фразу за медведя Михайло Ивановича (низкий голос). Настасья Петровна (голос средний) Мишутка (высокий голос).

А дети должны отгадать, кто говорит.

-Дифференциация слов, близких по звуковому составу

Игра «Верно- неверно»

Педагог называет детям предмет, заменяя первую букву Задачи детей – хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант произношения.

Ворота (Форота, корота, морота, хорота).

Банан (баман, паман, ваван, даван, банан).

Кукла (тукла, мукла, кикла, букна)

- Дифференциация слогов

Игра «Что лишнее?»

Педагог произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат лишний (другой) слог.

Игра «Подскажи словечко»

Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.

Лы-лы-лы-лы-лы – Забивали мы го (лы)

Жа-жа-жа-жа-жа- есть иголки у е. (жа)

Са-са-са-са-са-са- ой-ой-ой летит о (са)

Игра «Похлопаем»

Делим слова на слоги: кош-ка, ло-па-та.

Для усложнения можно предложить ребёнку самостоятельно разделить слово на слоги

-Дифференциация фонем

Игра - упражнение «Кто внимательнее?»

Два ребёнка встают спиной друг к другу. Педагог каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.

Так же сюда относиться:

-Узнавание звука на фоне других звуков. На фоне слова

-Выделение гласных из ряда звуков

-Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов

- Выделение согласных из ряда других звуков

Игра «Поймай звук»

Педагог произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук.

3 этап- Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

Игра «Слово»

Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна- автобус- слон- нос- сова и т. д.)

Такие простые игры можно использовать по развитию фонематического слуха. Как правило, дети охотно играют в них. А мы, в свою очередь, уделяя внимание развитию фонематического слуха, облегчим детям процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Список используемой литературы:

1. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.

3. Максакова, А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя».

4. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»

Картотека игры на развитие фонематического слуха.

1. Первый этап (или подготовительный этап) – Узнавание неречевых звуков

Игра «Что звучало?»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Затем предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Похлопаем»

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.

Игра «Угадай что делать»

Детям дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо- держат руки на коленях.

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз.

Игра «Весёлый бубен»

Педагог прохлопывает определённый ритм на бубне, ребёнок повторяет.

Игра «Угадай, на чём играю»

Педагог показывает детям музыкальные инструменты, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза, и послушать эти звуки.

2 этап (основной) –развитие речевого слуха

- Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко –тихо»

Я вам прочитаю стихотворение, а вы должны произнести звук а, либо тихо,либо громко.

Аня утром рано встала

Очень громко закричала :А-а-а»

Тихо, Аня не кричи,

Других деток не буди.

Тихо :» А-а-а» произнеси.

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки. Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки - приседают.

Игра «Три медведя»

Педагог произносит фразу за медведя Михайло Ивановича (низкий голос). Настасья Петровна (голос средний) Мишутка (высокий голос).

А дети должны отгадать, кто говорит.

-Дифференциация слов, близких по звуковому составу

Игра «Верно- неверно»

Педагог показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, хорота). Задачи детей – хлопнуть в ладоши, когда они услышат правильный вариант произношения.

Банан (баман, паман, ваван, даван, банан).

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребёнком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию.

Мишка, мышка, миска.

Рак, лак, мак.

Педагог называет 3 слова в определенной последовательности, ребёнок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Какое слово отличается?»

Из четырёх слов, произнесённых педагогом, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Утёнок- утёнок- утёнок- котёнок

Будка- буква – будка- будка

Винт- винт- бинт- винт

Билет- балет- балет- балет

- Дифференциация слогов

Игра «Что лишнее?»

Педагог произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па». Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат лишний (другой)слог.

Игра «Повтори правильно»

Детям предлагается повторить за педагогом правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да, ка- га. Затем задачу можно усложнить добавляя слоги в целую цепочку: са-са-за; та-да-та, ка-ка –га.

Игра «Подскажи словечко»

Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове.

Лы-лы-лы-лы-лы – Забивали мы го (лы)

Жа-жа-жа-жа-жа- есть иголки у е. (жа)

Са-са-са-са-са-са- ой-ой-ой летит о (са)

Игра «Похлопаем»

Делим слова на слоги: кошка- ка, ло-па-та.

Для усложнения можно предложить ребёнку самостоятельно разделить слово на слоги

-Дифференциация фонем

Игра - упражнение «Кто внимательнее?»

Два ребёнка встают спиной друг к другу. Педагог каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.

-Узнавание звука на фоне других звуков. На фоне слова

-Выделение гласных из ряда звуков

-Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов

- Выделение согласных из ряда других звуков

Игра «Поймай звук»

Педагог произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши на заданный звук.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Педагог произносит четверостишье, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Гусь Гога и гусь Гага. Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

Учение учил уроки-

У него в чернилах щеки.

«Доскажи словечко»

Педагог читает стишок, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.

На ветке не птичка-

Зверёк- невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Зовут его (белка).

«Что просит мышка»

Перед детьми игрушка мышки. Педагог изображает мышку «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты в названии которых есть звук «А».

3 этап- Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза

Игра «Слово»

Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна- автобус- слон- нос- сова и т. д.)

«Найди место звука в слове»

У каждого ребёнка карточка. Педагог показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставит в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибку.

«Поймай звук»

Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например: «Сыр», второй звук. Ребё нок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему.

«Домики»

Перед ребёнком домик в котором живут звуки к-к’ и набор предметных картинок, задача ребёнка найти слова в которых либо звук «к» либо «к’» и поставить их в окошко.

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи»Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи» Цели: Обобщение и систематизация знаний детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года. Создать оптимальные условия.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

КВН «Путешествие по стране правильной речи»КВН «Путешествие по стране правильной речи» КВН «Путешествие по стране правильной речи»Цель: совершенствование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать.

Сценарий праздника правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН»Сценарий праздника правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН» Праздник правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН» Цель логопедического досуга: Повышение уровня коррекционно-педагогической.

Сценарий праздника правильной речи «Здесь водятся волшебники!»Сценарий праздника правильной речи «Здесь водятся волшебники!» Оформление музыкального зала: на центральной стене – название «ЗДЕСЬ ВОДЯТСЯ ВОЛ-ШЕБ-НИ-КИ!», подзаголовок «Праздник правильной речи»,.

Сценарий логопедической игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Правильной речи»Сценарий логопедической игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Правильной речи» Сценарий логопедической игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Правильной речи» Цель: создавать оптимальные условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Фонематический слух как основа правильной речи»
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 17:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Фонематический слух как основа правильной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Камнева (УИ 2888410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД