Наталья Чалкова
Мастер-класс «Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность проблемы развития малышей раннего возраста с ОВЗ в Доме ребенка является актуальной, так как дети нуждаются в максимальной абилитации (предупреждении и лечении патологических состояний).
Как учитель-дефектолог, провожу углубленную работу и решаю эту проблему через систему занятий по логоритмике в тесном контакте с музыкальным руководителем.
Публикация «Мастер-класс „Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Логоритмические занятия являются важной частью коррекционно-развивающей работы. Они позволяют осуществлять интеграцию образо-вательных задач коррекционной направленности, а также преемственность и сотрудничество педагогического и медицинского персонала в абилитации воспитанников Дома ребенка.
Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики и опирается на общие методологические основы логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, на развитие координации «движение – слово», обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений.
Так как в Доме ребенка проживают воспитанники от 0 до 4 лет, совместно с музыкальным руководителем мы проанализировали и разра-ботали систему работы на основе существующих методик и технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями развития и здоровья детей. (Методическое пособие по логоритмике М. Ю. Картушиной «Логоритмика для детей раннего возраста (2-3 года)»; Лукина Н. А., Сары-чева И. Ф. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2—3 года)»; Методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой»).
Дети с ОВЗ, независимо от биологического возраста, имеют разный уровень развития. Основные параметры, по которым планируется решение приоритетных задач, это:
1. Предречевое и речевое развитие;
2. Сенсорное развитие;
3. Развитие общей и ручной моторики;
4. Социально-эмоциональное развитие.
Система практических наработок базируется:
Во-первых: на принципе учета уровня развития ребёнка, предло-женного Л. С. Выготским (уровень актуального развития и уровень потенциального развития). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. (Приложение № 1. Игры «Капал дождик», «Ладушки-ладошки»)
Во-вторых: на принципе повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
(Приложение № 2. «О структуре логоритмического занятия»)
В-третьих: на принципе отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекционно-развивающей работы. Удобный для произношения и понятный по возрасту текст, с жестовым, мимическим и эмоциональным подкреплением. (Приложение № 3. Игры «Жила-была бабка», «Бабушка, купим…»).
Проведение игр-занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ в Доме ребенка по логоритмике планируется и проводится целенаправленно, систематически учителем-дефектологом и музыкальным руководителем. Во время занятий ребенок с проблемами действует в коллективе и одновременно проявляет свою индивидуальность. Так же дети в группе эмоционально влияют друг на друга. Часто деятельность одного становится толчком для начала такой же деятельности другого.
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии, поэтому система работы по логопедической ритмике с детьми с ОВЗ в Доме ребенка с воспитанниками в возрасте от 0 до 4 лет может быть использована в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими уровень умственного и речевого развития в этих возрастных пределах в других учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.
Приложение № 1.
Игра «Капал дождик» (Развитие ручной моторики)
Высокий уровень сложности:
Капал дождик тихо-тихо:
(Поочередные движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке)
По ладошкам, по плечам.
(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)
Капал, стукал, капал, стукал,
(Поочередные движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке)
Тут и там, тут и там.
(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)
А потом закапал сильно,
(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке)
Сильно-сильно стал стучать.
(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)
И по ручкам, и по ножкам,
(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке)
По коленкам ударять.
(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)
Вот какой веселый дождик,
Он не страшен нам совсем.
Вот какой веселый дождик,
Очень нравится он всем.
( На каждую строчку: хлопок в ладони – руки скрестить, ладони хлопают по плечам – хлопок в ладони – руки не скрещены, ладони хлопают по коленям)
Средний уровень сложности:
Капал дождик тихо-тихо:
По ладошкам, по плечам.
(Поочередные движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке)
Капал, стукал, капал, стукал,
Тут и там, тут и там.
(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)
А потом закапал сильно,
Сильно-сильно стал стучать.
(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке)
И по ручкам, и по ножкам,
По коленкам ударять.
(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)
Вот какой веселый дождик,
Он не страшен нам совсем.
( На каждую строчку: хлопок в ладони – руки скрестить, ладони хлопают по плечам)
Вот какой веселый дождик,
Очень нравится он всем.
( На каждую строчку: хлопок в ладони – руки не скрещены, ладони хлопают по коленям)
Простой уровень сложности:
Капал дождик тихо-тихо:
По ладошкам, по плечам.
(Движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке – на первую строчку - к одной, на вторую – к другой)
Капал, стукал, капал, стукал,
Тут и там, тут и там.
(Поочередные движения указательных пальчиков с прикосновением к плечам)
А потом закапал сильно,
Сильно-сильно стал стучать.
(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке - на первую строчку - к одной, на вторую – к другой)
И по ручкам, и по ножкам,
По коленкам ударять.
(Поочередные движения кулачка с прикосновением к коленкам - на первую строчку - к одной, на вторую – к другой)
Вот какой веселый дождик,
Он не страшен нам совсем.
( На первую строчку: хлопки в ладони; на вторую - руки скрестить, хлопок ладоней по плечам)
Вот какой веселый дождик,
Очень нравится он всем.
( На первую строчку: хлопки в ладони; на вторую - руки не скрещены, хлопок ладоней по коленкам)
Игра «Ладушки-ладошки» (Речевое развитие и развитие ручной моторики)
Высокий уровень сложности (дети произносят текст полностью) :
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Кашу варили,
Деток кормили
(Круговые движения указательного пальца по ладошке)
Так!
( Интонация произнесения: хвастливо)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Молотком стучали,
Гвозди забивали
(Стучат кулачком об кулачок)
Так!
( Интонация произнесения: серьёзно)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Пирожки лепили,
В печку садили
(«Лепят» пирожки ладошками)
Так!
( Интонация произнесения: удивленно)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Весело стучали,
Звонко ударяли
(Хлопают в ладошки)
Так!
( Интонация произнесения: весело)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Очень устали,
Крепко засыпали
(Ладони сложили вместе, положили под голову, глазки закрыли)
Так!
( Интонация произнесения: шёпотом)
Средний уровень сложности (дети повторяют последнее слово или часть слова в строчке, движения и интонация те же)
Простой уровень сложности (дети подражают облегченным словам, движения и интонация те же)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Кашу варили,
Деток кормили
(Круговые движения указательного пальца по ладошке)
Так!
«Ам-ам!»
(Из ладошек «делают» тарелочку, изображают, что кушают; интонация произнесения: хвастливо)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Молотком стучали,
Гвозди забивали
(Стучат кулачком об кулачок)
Так!
«Тук-тук!»
(Стучат кулачком об кулачок два раза; интонация произнесения: серьёзно)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Пирожки лепили,
В печку садили
(«Лепят» пирожки ладошками)
Так!
«Ам-ам!»
(Из ладошек «делают» пирожок, изображают, что кушают; интонация произнесения: удивленно)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Весело стучали,
Звонко ударяли
(Хлопают в ладошки)
Так!
«Хлоп-хлоп!»
(Хлопают в ладоши два раза; интонация произнесения: весело)
Ладушки-ладошки
У ребяток-крошек
(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)
Очень устали,
Крепко засыпали
(Ладони сложили вместе, положили под голову, глазки закрыли)
Так!
«Бай-бай»
( Интонация произнесения: шёпотом)
Приложение № 2.
«О структуре логоритмического занятия»
Вводная часть.
1. «По ровненькой дорожке» …и пришли… Здравствуй, Вика).
2. Упражнения на дыхание.
Основная часть.
1. Речевые игры и упражнения.
2. Неречевые игры и упражнения.
3. Упражнения на развитие моторики.
4. Игры и упражнения на передачу эмоциональных состояний.
Заключительная часть.
1. Упражнение для развития различных видов внимания и памяти.
2. «По ровненькой дорожке» …уходят наши ножки, до свидания, Вика).
В данной структуре вводная и заключительная часть представлены одной игрой, которая используется как метод «включения и выключения в занятие» на протяжении всего учебного года. Такой метод эффективен для детей с ОВЗ, которые нуждаются в специально организованной мотивации, настраивающей на усвоение знаний, умений и навыков.
Приложение № 3.
Детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста необходимо подбирать на логоритмические занятия лингвистический материал, который близок к пониманию (т. е. из обиходно-бытового окружения) и соответствовал лексическим темам. Такой материал должен содержать потенциал для варьиативности решения задач по развитию речи, движений, памяти, творческих способностей.
Игра «Жила-была бабка»(Развитие темпа речи и движений)
Жила-была бабка («Завязываем платок»)
Возле самой речки, («Волна рукой»)
Захотелось бабке («Завязываем платок»)
Искупаться в речке. («Волна рукой»)
Купила мыло, (Одна рука выставляется вперед ладонью вверх)
Купила мочало, (Другая рука выставляется вперед ладонью вверх)
Эта песня хороша, (Хлопки)
Начинай сначала… (Движения руками, как «моторчиком»)
Темп: медленно, нормально, быстро.
Игра «Бабушка, купим…»
Бабушка, бабушка, купим курочку…
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».
(Щепотью пальчиков стучим по ладошке)
Бабушка, бабушка, купим уточку…
Уточка: «Кря-кря»,
(Пальчиками изображаем движения клювика)
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».
(Щепотью пальчиков стучим по ладошке)
Бабушка, бабушка, купим котенка…
А котенок «Мяу-мяу»,
(«Умываем лапкой» личико)
Уточка: «Кря-кря»,
(Пальчиками изображаем движения клювика)
Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах»
(Щепотью пальчиков стучим по ладошке)