Получи документы

Мастер-класс «Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте»

Наталья Чалкова
Мастер-класс «Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Важность проблемы развития малышей раннего возраста с ОВЗ в Доме ребенка является актуальной, так как дети нуждаются в максимальной абилитации (предупреждении и лечении патологических состояний).

Как учитель-дефектолог, провожу углубленную работу и решаю эту проблему через систему занятий по логоритмике в тесном контакте с музыкальным руководителем.

Публикация «Мастер-класс „Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте“» размещена в разделах

Логоритмические занятия являются важной частью коррекционно-развивающей работы. Они позволяют осуществлять интеграцию образо-вательных задач коррекционной направленности, а также преемственность и сотрудничество педагогического и медицинского персонала в абилитации воспитанников Дома ребенка.

Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики и опирается на общие методологические основы логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, на развитие координации «движение – слово», обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений.

Так как в Доме ребенка проживают воспитанники от 0 до 4 лет, совместно с музыкальным руководителем мы проанализировали и разра-ботали систему работы на основе существующих методик и технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями развития и здоровья детей. (Методическое пособие по логоритмике М. Ю. Картушиной «Логоритмика для детей раннего возраста (2-3 года)»; Лукина Н. А., Сары-чева И. Ф. «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2—3 года)»; Методика Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой»).

Дети с ОВЗ, независимо от биологического возраста, имеют разный уровень развития. Основные параметры, по которым планируется решение приоритетных задач, это:

1. Предречевое и речевое развитие;

2. Сенсорное развитие;

3. Развитие общей и ручной моторики;

4. Социально-эмоциональное развитие.

Система практических наработок базируется:

Во-первых: на принципе учета уровня развития ребёнка, предло-женного Л. С. Выготским (уровень актуального развития и уровень потенциального развития). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. (Приложение № 1. Игры «Капал дождик», «Ладушки-ладошки»)

Во-вторых: на принципе повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

(Приложение № 2. «О структуре логоритмического занятия»)

В-третьих: на принципе отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекционно-развивающей работы. Удобный для произношения и понятный по возрасту текст, с жестовым, мимическим и эмоциональным подкреплением. (Приложение № 3. Игры «Жила-была бабка», «Бабушка, купим…»).

Проведение игр-занятий с детьми раннего возраста с ОВЗ в Доме ребенка по логоритмике планируется и проводится целенаправленно, систематически учителем-дефектологом и музыкальным руководителем. Во время занятий ребенок с проблемами действует в коллективе и одновременно проявляет свою индивидуальность. Так же дети в группе эмоционально влияют друг на друга. Часто деятельность одного становится толчком для начала такой же деятельности другого.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии, поэтому система работы по логопедической ритмике с детьми с ОВЗ в Доме ребенка с воспитанниками в возрасте от 0 до 4 лет может быть использована в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими уровень умственного и речевого развития в этих возрастных пределах в других учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Приложение № 1.

Игра «Капал дождик» (Развитие ручной моторики)

Высокий уровень сложности:

Капал дождик тихо-тихо:

(Поочередные движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке)

По ладошкам, по плечам.

(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)

Капал, стукал, капал, стукал,

(Поочередные движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке)

Тут и там, тут и там.

(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)

А потом закапал сильно,

(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке)

Сильно-сильно стал стучать.

(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)

И по ручкам, и по ножкам,

(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке)

По коленкам ударять.

(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)

Вот какой веселый дождик,

Он не страшен нам совсем.

Вот какой веселый дождик,

Очень нравится он всем.

( На каждую строчку: хлопок в ладони – руки скрестить, ладони хлопают по плечам – хлопок в ладони – руки не скрещены, ладони хлопают по коленям)

Средний уровень сложности:

Капал дождик тихо-тихо:

По ладошкам, по плечам.

(Поочередные движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке)

Капал, стукал, капал, стукал,

Тут и там, тут и там.

(Перекрестные движения указательных пальчиков с поочередным прикосновением к плечам)

А потом закапал сильно,

Сильно-сильно стал стучать.

(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке)

И по ручкам, и по ножкам,

По коленкам ударять.

(Перекрестные движения кулачка с поочередным прикосновением к коленкам)

Вот какой веселый дождик,

Он не страшен нам совсем.

( На каждую строчку: хлопок в ладони – руки скрестить, ладони хлопают по плечам)

Вот какой веселый дождик,

Очень нравится он всем.

( На каждую строчку: хлопок в ладони – руки не скрещены, ладони хлопают по коленям)

Простой уровень сложности:

Капал дождик тихо-тихо:

По ладошкам, по плечам.

(Движения указательного пальчика с прикосновением к ладошке – на первую строчку - к одной, на вторую – к другой)

Капал, стукал, капал, стукал,

Тут и там, тут и там.

(Поочередные движения указательных пальчиков с прикосновением к плечам)

А потом закапал сильно,

Сильно-сильно стал стучать.

(Поочередные движения кулачка с прикосновением к ладошке - на первую строчку - к одной, на вторую – к другой)

И по ручкам, и по ножкам,

По коленкам ударять.

(Поочередные движения кулачка с прикосновением к коленкам - на первую строчку - к одной, на вторую – к другой)

Вот какой веселый дождик,

Он не страшен нам совсем.

( На первую строчку: хлопки в ладони; на вторую - руки скрестить, хлопок ладоней по плечам)

Вот какой веселый дождик,

Очень нравится он всем.

( На первую строчку: хлопки в ладони; на вторую - руки не скрещены, хлопок ладоней по коленкам)

Игра «Ладушки-ладошки» (Речевое развитие и развитие ручной моторики)

Высокий уровень сложности (дети произносят текст полностью) :

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Кашу варили,

Деток кормили

(Круговые движения указательного пальца по ладошке)

Так!

( Интонация произнесения: хвастливо)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Молотком стучали,

Гвозди забивали

(Стучат кулачком об кулачок)

Так!

( Интонация произнесения: серьёзно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Пирожки лепили,

В печку садили

(«Лепят» пирожки ладошками)

Так!

( Интонация произнесения: удивленно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Весело стучали,

Звонко ударяли

(Хлопают в ладошки)

Так!

( Интонация произнесения: весело)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Очень устали,

Крепко засыпали

(Ладони сложили вместе, положили под голову, глазки закрыли)

Так!

( Интонация произнесения: шёпотом)

Средний уровень сложности (дети повторяют последнее слово или часть слова в строчке, движения и интонация те же)

Простой уровень сложности (дети подражают облегченным словам, движения и интонация те же)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Кашу варили,

Деток кормили

(Круговые движения указательного пальца по ладошке)

Так!

«Ам-ам!»

(Из ладошек «делают» тарелочку, изображают, что кушают; интонация произнесения: хвастливо)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Молотком стучали,

Гвозди забивали

(Стучат кулачком об кулачок)

Так!

«Тук-тук!»

(Стучат кулачком об кулачок два раза; интонация произнесения: серьёзно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Пирожки лепили,

В печку садили

(«Лепят» пирожки ладошками)

Так!

«Ам-ам!»

(Из ладошек «делают» пирожок, изображают, что кушают; интонация произнесения: удивленно)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Весело стучали,

Звонко ударяли

(Хлопают в ладошки)

Так!

«Хлоп-хлоп!»

(Хлопают в ладоши два раза; интонация произнесения: весело)

Ладушки-ладошки

У ребяток-крошек

(Руки ладошками вперед, вращательные движения кистей в ритм, пальчики разведены)

Очень устали,

Крепко засыпали

(Ладони сложили вместе, положили под голову, глазки закрыли)

Так!

«Бай-бай»

( Интонация произнесения: шёпотом)

Приложение № 2.

«О структуре логоритмического занятия»

Вводная часть.

1. «По ровненькой дорожке» …и пришли… Здравствуй, Вика).

2. Упражнения на дыхание.

Основная часть.

1. Речевые игры и упражнения.

2. Неречевые игры и упражнения.

3. Упражнения на развитие моторики.

4. Игры и упражнения на передачу эмоциональных состояний.

Заключительная часть.

1. Упражнение для развития различных видов внимания и памяти.

2. «По ровненькой дорожке» …уходят наши ножки, до свидания, Вика).

В данной структуре вводная и заключительная часть представлены одной игрой, которая используется как метод «включения и выключения в занятие» на протяжении всего учебного года. Такой метод эффективен для детей с ОВЗ, которые нуждаются в специально организованной мотивации, настраивающей на усвоение знаний, умений и навыков.

Приложение № 3.

Детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста необходимо подбирать на логоритмические занятия лингвистический материал, который близок к пониманию (т. е. из обиходно-бытового окружения) и соответствовал лексическим темам. Такой материал должен содержать потенциал для варьиативности решения задач по развитию речи, движений, памяти, творческих способностей.

Игра «Жила-была бабка»(Развитие темпа речи и движений)

Жила-была бабка («Завязываем платок»)

Возле самой речки, («Волна рукой»)

Захотелось бабке («Завязываем платок»)

Искупаться в речке. («Волна рукой»)

Купила мыло, (Одна рука выставляется вперед ладонью вверх)

Купила мочало, (Другая рука выставляется вперед ладонью вверх)

Эта песня хороша, (Хлопки)

Начинай сначала… (Движения руками, как «моторчиком»)

Темп: медленно, нормально, быстро.

Игра «Бабушка, купим…»

Бабушка, бабушка, купим курочку…

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

(Щепотью пальчиков стучим по ладошке)

Бабушка, бабушка, купим уточку…

Уточка: «Кря-кря»,

(Пальчиками изображаем движения клювика)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах».

(Щепотью пальчиков стучим по ладошке)

Бабушка, бабушка, купим котенка…

А котенок «Мяу-мяу»,

(«Умываем лапкой» личико)

Уточка: «Кря-кря»,

(Пальчиками изображаем движения клювика)

Курочка по зернышку: «Кудах-тах-тах»

(Щепотью пальчиков стучим по ладошке)

Публикации по теме:

Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) Работа в консультационном пункте (консультация для родителей детей 1,5 -2 лет) «Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте.

Комплексное занятие в раннем возрасте «Игрушки» Программное содержание: - Развивать словарь по теме игрушки. Закреплять в активной речи обобщающее понятие игрушки. - Закреплять и уточнить.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет) Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте» Мастер - класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте" МБ ДОУ Детский сад №18 Рязанская область город Касимов.

Музыкальное воспитание в раннем возрасте "Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. " (Максим Горький) Специалисты-психологи по перинатальному, то есть.

Особенности развития познавательных процессов в раннем возрасте Постановка проблемы. Познавательные процессы характеризуются тем, что с их помощью человек познает окружающий мир, себя и других людей.

Предметная деятельность в раннем возрасте Предметная деятельность в раннем возрасте Симонова Наталья Дмитриевна педагог-психолог МДОУ детский сад №88 «Цветочный город» Предметная.

Выступление на педагогическом совете на тему «Особенности проведения утренней и корригирующей гимнастики в младшем возрасте» Методика проведения утренней и корригирующей гимнастики в младшем возрасте. Слайд 2 Гимнастика для детей играет важную роль в процессе.

Значение игры в раннем возрасте Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Логоритмика: особенности проведения в раннем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чалкова (УИ 1101756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД