Наталия Анохина
Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»
Мастер-класс
Тема:
«Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Подготовила: воспитатель Анохина Н. В.
Мордово-2013
Мастер-класс : «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»
(Слайд №1,2)
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому опытно-исследовательская деятельность, наравне с игровой, является ведущей в дошкольном возрасте. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Публикация «Мастер-класс „Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
Слайд №3
Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования
Слайды №4,5
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Опытно-исследовательская деятельность в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы является базовой образовательной областью, на которую отводится 1 занятие в 2 недели.
Слайд №6
Интеграция образовательных областей-основное требование в образовательной деятельности. Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Данный вид деятельности интегрируется со всеми образовательными областями: «Коммуникацией», «Художественным творчеством», «Безопасностью», «Здоровьем».
Слайд №7
Свою работу по данному направлению я планирую исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
- специально – организованное обучение НОД в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми в течение дня;
- свободная самостоятельная деятельность.
Планирование составлено мною в соответствии с требованиями программы в образовательной области «Познание», в которой предусмотрены все виды детской деятельности в различных режимных моментах.
Слайды «Планирование»№8-12
К примеру, тематическое планирование для средней группы составлено по разделам: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир».
Слайд№13.
В своей практике я использую следующие формы работы: НОД, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдаю подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Слайд №14
Для работы с детьми мною отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на четыре группы:
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата;
- методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа);
- проблемно – поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.
Слайд №15, 16.
Конечно, для организации и реализации вышеперечисленных форм и методов работы по опытно-исследовательской деятельности необходима хорошо организованная предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок по опытно-исследовательской деятельности, с учётом возрастных требований, уголок природы.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатории) выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещаем различные коллекции: экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка, ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину. В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Слайд №17
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Слайд №18
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – исследовательской деятельности. Здесь я планируюразличные опыты и наблюдения, провожу познавательные беседы. В своей практике я иногда использую эвристические беседы (при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать). Провожу с детьми экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
В блоке организованного обучения провожу занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц). Цель таких занятий: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно –исследовательской работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве воспитателя и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Слайд №19
Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает, в первую очередь, создание воспитателем условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории» и в «уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.
Слайд №20, 21
Полученные знания дошкольники закрепляют дома. Работа с родителями по данному направлению проводится в форме консультаций, родительских собраний, конкурсов и выставок рисунков, поделок.
Работа по данной теме требует от воспитателя демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Практическая часть мастер-класса
«Путешествие в страну «Знайка».
Цели:
Познакомить аудиторию с качествами и свойствами резины.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (знакомство со свойствами и качествами резины); «Коммуникация» (ответы на вопросы, выводы); «Безопасность» (правила поведения в лаборатории, во время опытов); «Здоровье» (дыхательная гимнастика); «Художественное творчество» (рисование воздушных шариков).
Материалы.
Воздушный шар, резиновые перчатки и резиновые сапоги.
Словарная работа.
Резина, резиновые предметы.
Ход проведения:
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Знайка». Это - экспериментальная лаборатория и мне для работы необходимы помощники.
Запомните правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с предметами. Помните, что предметы нельзя пробывать на вкус.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Что же здесь находится?
Участники перечисляют (таз с водой, резиновые перчатки, резиновые сапоги и воздушный шарик).
Воспитатель: Возьмите в руки вот эти предметы и скажите, из какого матери они сделаны? (ответы)
Проблемный вопрос: Какими свойствами и качествами обладает резина?
Приступим к проведению первого опыта и узнаем, а пропускает ли резина влагу?
Опыт №1.
Участники одевают перчатки (резиновую и тканевую) и опускают руки поочерёдно в воду. Затем снимают их.
Воспитатель. Ну, что промокли ваши руки в перчатках?
Делается вывод:
Воспитатель А теперь посмотрите и найдите еще один предмет, который очень необходим человеку в дождливую погоду?
Находят сапоги.
Воспитатель. А чем полезны эти сапоги?
Участники: В них можно ходить по воде.
Воспитатель. Молодцы, какие вы догадливые. А давайте мы их тоже проверим, вдруг это не такие сапоги.
Опыт №2.
Взрослые обувают сапоги и встают в таз с водой.
Воспитатель. Ну как промокли у вас ножки?
Участники: Нет, ножки остались сухими.
Вывод:
Воспитатель. Да, сапоги тоже резиновые, и они не промокают и не пропускают воду. В них смело можно ходить по лужам.
Воспитатель. Посмотрите, что у меня здесь еще припасено. Воздушный шарик.
Воспитатель. А кто мне скажет, для чего нам нужен воздушный шарик?
Участники: Его можно надуть и поиграть с ним.
Воспитатель. Правильно, а еще для чего мы надуваем шары?
Участники: Когда праздник или День рождения, мы надувам шары и украшаем ими комнату.
Воспитатель. Хорошо, значит можно сказать, что они приносят в наш дом праздник и веселое настроение?
Участники. Да.
Но прежде чем перейти к следующему опыту, я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
Становятся все в круг.
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой,
Оставайся такой и не лопайся.
(Участники набирают в рот воздух)
А наш шарик полетел и на колючку налетел.
(Воздух выдыхается, круг постепенно сужается)
Опыт № 3.
Воспитатель. Посмотрите, что происходит с шариком, когда мы его надуваем?
Участники. Он становится большим.
Воспитатель. Молодцы! А когда сдуваем, что происходит?
Участники. Он становится маленьким.
Воспитатель. А вы знаете, почему так происходит?
Гости. Потому что, когда мы его надуваем, то в шарик попадает воздух, он растягивается, становится большим и невесомым, он может даже летать.
А теперь, я предлагаю Вам надуть перчатку. Тяжело? А почему, шарик надувается легко, а перчатка нет?
Вывод: У шарика резина мягкая, эластичная, а у перчатки плотная, менее эластичная.
Воспитатель. Скажите,а что с шариком случится, если мы его намочим? Он промокнет?
Воспитатель. А давайте мы с вами это и проверим. Кто хочет поэкспериментировать?
Опыт №4.
Гости опускают шар в воду.
Воспитатель. Каким стал сейчас шарик?
Гости. Мокрым.
Воспитатель. Да, он снаружи стал мокрым, а внутри он какой?
Гости проверяют шарик.
Гости. Сухой.
Воспитатель. Значит, он тоже не промокает и воду не пропускает?
Гости. Да.
Воспитатель. Правильно. Шарик не пропускает воду, т. к. он тоже резиновый и с ним можно смело гулять под дождем.
Воспитатель. Ну, что, Вам понравилось сегодняшнее путешествие по лаборатории страны «Знайка»?
Какими свойствами обладает резина (эластичная, её можно надуть)
А качествами? (не пропускает влагу)
А чтобы добавить праздника и настроения, я предлагаю вам подойти к столу.
Я попрошу вас нарисовать воздушные шарики.
Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться из путешествия.
Воспитатель. До свидания, спасибо, вам, что вы были активными, внимательными.
Слайд №22
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».