Получи документы

Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Наталия Анохина
Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»

Мастер-класс

Тема:

«Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Подготовила: воспитатель Анохина Н. В.

Мордово-2013

Мастер-класс : «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»

(Слайд №1,2)

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому опытно-исследовательская деятельность, наравне с игровой, является ведущей в дошкольном возрасте. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Публикация «Мастер-класс „Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

Слайд №3

Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования

Слайды №4,5

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Опытно-исследовательская деятельность в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы является базовой образовательной областью, на которую отводится 1 занятие в 2 недели.

Слайд №6

Интеграция образовательных областей-основное требование в образовательной деятельности. Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Данный вид деятельности интегрируется со всеми образовательными областями: «Коммуникацией», «Художественным творчеством», «Безопасностью», «Здоровьем».

Слайд №7

Свою работу по данному направлению я планирую исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

- специально – организованное обучение НОД в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого с детьми в течение дня;

- свободная самостоятельная деятельность.

Планирование составлено мною в соответствии с требованиями программы в образовательной области «Познание», в которой предусмотрены все виды детской деятельности в различных режимных моментах.

Слайды «Планирование»№8-12

К примеру, тематическое планирование для средней группы составлено по разделам: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир».

Слайд№13.

В своей практике я использую следующие формы работы: НОД, плановые эксперименты, дидактические игры, беседы, наблюдение и труд.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдаю подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Слайд №14

Для работы с детьми мною отобраны наиболее эффективные методы. Условно их можно разделить на четыре группы:

- методы, повышающие познавательную активность;

- методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно – игровые приемы, сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата;

- методы коррекции и уточнения представлений при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа);

- проблемно – поисковый метод, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний.

Слайд №15, 16.

Конечно, для организации и реализации вышеперечисленных форм и методов работы по опытно-исследовательской деятельности необходима хорошо организованная предметно-развивающая среда. В моей группе создан уголок по опытно-исследовательской деятельности, с учётом возрастных требований, уголок природы.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатории) выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещаем различные коллекции: экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка, ребенок после несложного наблюдения сам устанавливает истину. В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

Слайд №17

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд №18

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно – исследовательской деятельности. Здесь я планируюразличные опыты и наблюдения, провожу познавательные беседы. В своей практике я иногда использую эвристические беседы (при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать). Провожу с детьми экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

В блоке организованного обучения провожу занятия обобщающего характера (итоговое занятие проводится 1 раз в месяц). Цель таких занятий: обобщить знания, полученные детьми в ходе проведения опытно –исследовательской работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности. Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве воспитателя и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Слайд №19

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает, в первую очередь, создание воспитателем условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно – развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в «лаборатории» и в «уголке природы», используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изобразительной деятельности.

Слайд №20, 21

Полученные знания дошкольники закрепляют дома. Работа с родителями по данному направлению проводится в форме консультаций, родительских собраний, конкурсов и выставок рисунков, поделок.

Работа по данной теме требует от воспитателя демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Практическая часть мастер-класса

«Путешествие в страну «Знайка».

Цели:

Познакомить аудиторию с качествами и свойствами резины.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (знакомство со свойствами и качествами резины); «Коммуникация» (ответы на вопросы, выводы); «Безопасность» (правила поведения в лаборатории, во время опытов); «Здоровье» (дыхательная гимнастика); «Художественное творчество» (рисование воздушных шариков).

Материалы.

Воздушный шар, резиновые перчатки и резиновые сапоги.

Словарная работа.

Резина, резиновые предметы.

Ход проведения:

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Знайка». Это - экспериментальная лаборатория и мне для работы необходимы помощники.

Запомните правила поведения в лаборатории:

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с предметами. Помните, что предметы нельзя пробывать на вкус.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Что же здесь находится?

Участники перечисляют (таз с водой, резиновые перчатки, резиновые сапоги и воздушный шарик).

Воспитатель: Возьмите в руки вот эти предметы и скажите, из какого матери они сделаны? (ответы)

Проблемный вопрос: Какими свойствами и качествами обладает резина?

Приступим к проведению первого опыта и узнаем, а пропускает ли резина влагу?

Опыт №1.

Участники одевают перчатки (резиновую и тканевую) и опускают руки поочерёдно в воду. Затем снимают их.

Воспитатель. Ну, что промокли ваши руки в перчатках?

Делается вывод:

Воспитатель А теперь посмотрите и найдите еще один предмет, который очень необходим человеку в дождливую погоду?

Находят сапоги.

Воспитатель. А чем полезны эти сапоги?

Участники: В них можно ходить по воде.

Воспитатель. Молодцы, какие вы догадливые. А давайте мы их тоже проверим, вдруг это не такие сапоги.

Опыт №2.

Взрослые обувают сапоги и встают в таз с водой.

Воспитатель. Ну как промокли у вас ножки?

Участники: Нет, ножки остались сухими.

Вывод:

Воспитатель. Да, сапоги тоже резиновые, и они не промокают и не пропускают воду. В них смело можно ходить по лужам.

Воспитатель. Посмотрите, что у меня здесь еще припасено. Воздушный шарик.

Воспитатель. А кто мне скажет, для чего нам нужен воздушный шарик?

Участники: Его можно надуть и поиграть с ним.

Воспитатель. Правильно, а еще для чего мы надуваем шары?

Участники: Когда праздник или День рождения, мы надувам шары и украшаем ими комнату.

Воспитатель. Хорошо, значит можно сказать, что они приносят в наш дом праздник и веселое настроение?

Участники. Да.

Но прежде чем перейти к следующему опыту, я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Становятся все в круг.

Раздувайся наш шар,

Раздувайся большой,

Оставайся такой и не лопайся.

(Участники набирают в рот воздух)

А наш шарик полетел и на колючку налетел.

(Воздух выдыхается, круг постепенно сужается)

Опыт № 3.

Воспитатель. Посмотрите, что происходит с шариком, когда мы его надуваем?

Участники. Он становится большим.

Воспитатель. Молодцы! А когда сдуваем, что происходит?

Участники. Он становится маленьким.

Воспитатель. А вы знаете, почему так происходит?

Гости. Потому что, когда мы его надуваем, то в шарик попадает воздух, он растягивается, становится большим и невесомым, он может даже летать.

А теперь, я предлагаю Вам надуть перчатку. Тяжело? А почему, шарик надувается легко, а перчатка нет?

Вывод: У шарика резина мягкая, эластичная, а у перчатки плотная, менее эластичная.

Воспитатель. Скажите,а что с шариком случится, если мы его намочим? Он промокнет?

Воспитатель. А давайте мы с вами это и проверим. Кто хочет поэкспериментировать?

Опыт №4.

Гости опускают шар в воду.

Воспитатель. Каким стал сейчас шарик?

Гости. Мокрым.

Воспитатель. Да, он снаружи стал мокрым, а внутри он какой?

Гости проверяют шарик.

Гости. Сухой.

Воспитатель. Значит, он тоже не промокает и воду не пропускает?

Гости. Да.

Воспитатель. Правильно. Шарик не пропускает воду, т. к. он тоже резиновый и с ним можно смело гулять под дождем.

Воспитатель. Ну, что, Вам понравилось сегодняшнее путешествие по лаборатории страны «Знайка»?

Какими свойствами обладает резина (эластичная, её можно надуть)

А качествами? (не пропускает влагу)

А чтобы добавить праздника и настроения, я предлагаю вам подойти к столу.

Я попрошу вас нарисовать воздушные шарики.

Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться из путешествия.

Воспитатель. До свидания, спасибо, вам, что вы были активными, внимательными.

Слайд №22

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Публикации по теме:

Опытно-исследовательская деятельность «Мыло и вода — мои лучшие друзья» Задачи: • Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни; • Обогащать и активизировать словарь.

Исследовательская деятельность (фотоотчёт)Исследовательская деятельность (фотоотчёт) Начиная с весны «Фантазёры» ежедневно здоровались с подружкой Берёзонькой. Мы наблюдали за её весенним пробуждением: как набухали почки,.

Исследовательская деятельность Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель показывает слайд «Затор.

Исследовательская деятельность на участкеИсследовательская деятельность на участке В нашем саду этим летом был объявлен конкурс "Исследовательская деятельность на участке". Так как возраст ребятишек нашей группы 5-6 лет,.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Соль. Живительная сила» " Соль - живительная сила" Цель работы: Ознакомление с полезным ископаемым: соль. Выявление свойств соли и её значение для окружающей среды.

Исследовательская работа опытно-экспериментального вида по направлению «неживая природа» «Удивительный магнит» Удивительный магнит» Цель работы: Ознакомление с явлением неживой природы: магнит. Выявление свойств магнита и его значение для окружающей.

Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Мастер-класс «Современные подходы в организации опытно-экспериментальной деятельности детей» Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов-дошкольников Задачи: Познакомить с определением.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

План конспект Мастер-класса. Тема «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. «Мастерская художника» План-конспект мастер-класса Тема: «Опытно- эксперементальная деятельность в ДОУ «Мастерская художника». Педагог-мастер – Шолдя Ольга Петровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 11:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД