Лучший педагог года

Конспект мастер-класса на тему «Профилактика переутомления у дошкольников»

Еремеева Евгения
Конспект мастер-класса на тему «Профилактика переутомления у дошкольников»

Мастер-класс тема : «Профилактика переутомления у дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Еремеева Е. А.

г. Благодарный

План

1. Актуальность

2. Комплексы дыхательно-голосовых упражнений.

3. Комплексы релаксационных упражнений.

4. Профилактика нарушения зрения.

5. Литература.

Говоря о создании благоприятной здоровьесберегающей среды для детей как в домашних условиях, так и в условиях образовательных учреждениях, необходимо отметить несколько приоритетных направлений:

Публикация «Конспект мастер-класса на тему „Профилактика переутомления у дошкольников“» размещена в разделах

-профилактика и предупреждение заболеваний и нарушений у детей;

-коррекция этих нарушений в допустимом объеме и допустимыми средствами;

-предупреждение переутомления у детей педагогов и родителей.

Для преодоления внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей необходимы дыхательно –голосовые упражнения.

Такие упражнения способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются профилактикой острых респираторных заболеваний.

Вводить дыхательные упражнения желательно в любые занятия с детьми независимо от возраста и степени его умелости. Продолжительности таких дыхательных разминок не должна превышать 3-5 минут. Ребенок должен справится самостоятельно после показа.

Различные дыхательные упражнения известны человечеству с незапамятных времен и имеют обширную географию. Согласно древним восточным обычаям, главный секрет сохранения молодости и долголетия заключен в умении регулировать свое дыхание. С годами

Уменьшается продолжительность вдоха ивыдоха, следовательно, уменьшается количество кислорода, поставляемое клетками мозга, кожи, различным органам, что в свою очередь ускоряет процесс старения.

Дыхательно-голосовые и координационные упражнения способствуют развитию различных видов внимания, общей координации движений, регуляции и укреплению голоса.

2. Комплекс дыхательно-голосовых упражнений.

1. плечи поднять –вдох, опустить – выдох, и руки свободно опущены.

2. Свести лопатки – вдох, развести –выдох.

3. Плечи вперед- вдох, назад выдох.

4. Правое плечо поднять- вдох, опустить выдох. То же с левым плечом.

5. Наклон вправо – вдох, выпрямится –выдох. То же влево.

6. Скручивание вправо – вдох, исходное положение –выдох. То же влево (ноги не отрываются от пола,таз неподвижен).

7. Круговые движения плечами вперед-назад- дыхание свободное.

8. Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю- вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю среднем пальцем, безымянным (осталь-ные пальцы согнуты и прижаты к ладони).То же с левой ноздрей и левой рукой.

9. Закрыть левую ноздрю- вдох через правую, закрыть правую ноздрю –выдох левую, а затем вдох через левую. Закрыть левую ноздрю и выдох через правую.

Комплекс 2 (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой)

Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, произвольно регулировать эмоциональные состояния значительно увеличить скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранить приобретенные навыки и умения.

Помните! Активных вдох носом –абсолютно пассивный неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Норма 12 раз по 8 вдохов –движений.

«Ладоши»

И. п. - встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю- «поза экстрасенса».

Делайте шумные, короткие ритмичные вдохи носом одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения)

«Погончики»

И. п. -встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса.

В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и. п. на уровне пояса. Плечи

Расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса кисти рук поднимайте.

«Насос» («Накачивание шины»)

И. п. : встаньте прямо, ноги чуть шире плеч, руки вдоль туловища (основная стойка-о. с.)

Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с полоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться) и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола».

«Кошка» («Приседание с поворотом»)

И. п. - встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола).

Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое и же приседание с поворотом влево и тоже короткий шумныйвдох носом. Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии.

Комплекс №3

1. И. п. -встаньте прямо, ноги на ширине плеч, свободно опущены вдоль туловища.

Сделайте медленный плавный вдох носом, руки через стороны поднимите вверх, ладони поверните друг к другу. Задержите дыхание на 1-2с, медленно плавно выдохните через рот, правая рука при этом опускается вниз, левая остается вверху. Затем резко довыдохните оставшийся воздух, резко отведя прямые руки назад (правая внизу, левая вверху).

Медленный вдох, правая рука при этом поднимается вверх, задержка дыхания на 2 с, выдох левая рука при этом опустится вниз. Резко довыдохните оставшийся воздух, отведя назад руки (левая внизу, правая вверху).

Медленный вокальный вдох через рот,руки при этом поднимите через стороны до уровня плеч. Задержите дыхание на 2с. Выдох через рот с открытым свободным звуком «а – а- а», разворачивая корпус с руками в талии вправо. Снова делайте вокальный вдох возвращая корпус в исходное положение. Вокализованный выдох с разворотом влево.

Выполняется 2 раза.

1. И. п. -стоя, ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, ладони сомкнуты перед грудью пальцами вверх. Кончики пальцев упираются в подбородок.

Медленный вдох. Выдох совершается с разворотом вправо в области грудного отдела, голова при этом неподвижна. Делая вдох,

Возвращаемся в исходное положение. Снова вдох, выдох с разворотом влево.

Выполняется 2 раза.

Упражнения на релаксацию шейного отдела позвоночника.

Цель: релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника (элемент антистрессовой терапии).

И. п. -сидя

1. Руки в «замок» на затылке. На вдохе давление затылком на ладони 5-7 с. На выдохе наклон головы вперед с растяжением мышц 10-15с. Из крайнего положения повторить упражнение2-3раза. В и. п. вернутся медленно.

2. Наклоны головы с аналогичным сопротивлением. Правая рука через голову, пальцы на уровне левого уха. На вдохе наклон головы к левому плечу, давление на пальцы правой руки (5-7с,

На выдохе медленный наклон вправо с растяжением мышц 10-15с.

Повторить упражнение 2-3раза.

3. Аналогично в другую сторону.

4. Повороты головы с сопротивлением. Основание большогопальца правой руки приставить к правой скуловой кости. На вдохе поворот головы вправо до ощущения напряжения (5-7с, на выдохе поворот головы влево с растяжением мышц (10-15с). Повторить 2-3раза.

5. Аналогично левую сторону

Данным комплексом можно завершать занятие.

Комплекс релаксационных упражнений (автор Стивен Ауэрбах)

Данная система упражнений способствует глубокому мышечному

Расслаблению и коррекции тревожности. В качестве основной релаксирующей техники автор предлагает технику прогрессирующей релаксации. Главной особенностью данной системы упражнений является физиологическое расслабление мышц. Последовательное напряжение и расслабление различных групп мышц проводит к тому, что при удержании мышц в напряжении в течении некоторого времени и при последующем снятии напряжении мышца оказывается более расслабленой, чем была до напряжения.

Тело человека реагирует на стресс посредством мышечного напряжения, которое приводит к усилению тревожности. Следовательно, мышечная релаксация приводит к снижению уровня тревожности.

В данном комплексе упражнений автор предлагает задействовать

9 групп мышц:

1-кисти и предплечья (сжать кулаки, расположив большие пальцы сверху, вывернуть руки для создания напряжения в предплечьях, расслабить кисти предплечья);

2-плечи (вдавить локти в спинку стула, затем резко расслабить мышцы);

3-лоб (держать глаза закрытыми, поднять брови, расслабиться)

4-надбровья, нос и щеки (крепко зажмуриться, наморщив нос, расслабить все лицо.);

5-рот, подбородок, передняя шейная область (сжав челюсти, с силой уголки рта, расслабить лицо);

6-задняя поверхность шеи (опустить подбородок на грудь, расслабить шею);

7-верхняя половина туловища (отвести плечи, свести лопатки, прогнуться, расслабиться);

8- мышцы поднимающие ноги, когда пальцы направлены книзу

(поднятие ноги на 45, вытянуть носки по направлению к полу);

9-мышцы, поднимающие ноги, когда пальцы направлены на себя (поднятие ноги на 45, подтянуть носки на себя, расслабить ноги, уронить их на пол)

Условия для выполнения упражнений:

-удобное расположение тела с опорой для головы;

-мягкое освещение;

-контроль за своими мышцами и ощущениями (не напрягать мышцы до ощущения боли);

-обязательна фиксация на состоянии напряжения и на ощущения как в это время, так и во время полного расслабления;

-максимальная разница между напряжением и релаксацией;

-оценка уровня своего напряжения до и после упражнения.

Допускается отступление от предложенной последовательности упражнений, нет четких временных рамок.

Предложенная процедура релаксации можно быть использована при работе как с детьми с достаточным уровнем мышечного контроля, так и с родителями при индивидуальной и мини групповой работе. Причем этот комплекс может применятся как самостоятельное занятие, направленное на коррекцию тревожности, а также отдельные релаксационные упражнения могут быть включены в коррекционные занятия психолога, логопеда, дефектолога.

Пофилактика нарушения зрения

В связи с тем, что в последние годы резко выросла нагрузка на зрительный анализатор, и большую часть информации дети воспринимают через зрительную модальность, значительно увеличилось число детей с нарушением зрения. Поэтому необходимо несколько раз в день проводить мини- гимнастики для глаз (продолжительность не болле1-2 минуты). Проведение такой гимнастики особенно необходимо после работы на компьютере.

Занятия с использованием компьютера следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (болле4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение2-х недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена (для детей 5лет – до 7 мин, для детей 7 лет –до 10мин)

Упражнения для глаз

Цель: тренировка аккомодационной мышцы, профилактика нарушения зрения, вызванных переутомлением и эмоциональной перегрузкой.

Большое значение необходимо придавать профилактике нарушений зрения на любых этапах развития ребенка, начиная со старшего дошкольного возраста.

Упражнения для глаз могут быть включены в физкультминутки, мини-паузы и перерывы во время занятий с детьми любого возраста. Упражнения могут выполняться как по подражанию, по инструкции в виде картинок –пиктограмм (в младшем дошкольном возрасте, так и по словестной инструкции без зрительной опоры (в старшем дошкольном возрасте).

Массажточек под лобной костью с внутренней стороны бровей.

Массаж переносицы.

Массаж скул на расстоянии приблизительно в толщину одного пальца от носа.

Легкий круговой массаж участков вокруг глаз (начинать с точек под бровями, двигаться к их краям, затем под глазами).

Потереть ладони, согреть их. Затем положить ладони на глаза, не касаясь век. Поморгать (15-20с, не убирая ладони.

Прикрыть глаза предварительно согретыми ладонями. Ладони не касаются опущенных век. Поводить глазами вправо –влево, по и против часовой стрелки, не отнимая ладоней то век и не открывая глаз(15-20с).

Двигать глазами вправо –влево (10-15с, вверх – вниз(10-15с, голова неподвижна. Младшие дошкольники и дети с низким уровнем самоконтроля при выполнении этого упражнения фиксируют подбородок руками с целью обеспечения неподвижности головы.

«Рисовать» геометрические фигуры глазами по и против часовой стрелки (не более110-15с в одну и другую стороны, голова неподвижно зафиксирована). Дети младшего дошкольного возраста выполняют это упражнение со зрительной опорой (обводят глазами заготовленные шаблоны или следят за рукой или указкой взрослого).

Сконцентрировать внимание на кончике карандаша, отодвинув его на 30 см от глаз, медленно приближать карандаш к лицу на расстояние 15 см и так же медленно удалять его назад(10-15раз).

5. Литература

Коноваленко С. В. Основные направления здоровьесбережения. М 2012г

Мерилин Рой. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. -М. :Эксмо-Пресс,2002.

Ян Цзюньмин. Секреты молодости: пер. с англ. -М. :София1997г.

Публикации по теме:

Организация активного отдыха в детском саду как средство предупреждения переутомления детей Движение как таковое может по- своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить движения. Жорж Тиссо.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка»Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка» Конспект мастер-класса для родителей и детей по лепке из природного материала. Тема: «Божья коровка». Цель: обобщить представления детей.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей дошкольников «Профилактика сколиоза» Искривление позвоночника, когда позвонки расположены не сверху вниз, а отклоняются влево и право, называют сколиозом. Для профилактики этого.

Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников»Конспект мастер-класса «Развитие дивергентного мышления у дошкольников» Добрый день! Меня зовут Шнейдер Екатерина Борисовна и я учитель – логопед МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш». Коллеги! Я рада Вас приветствовать.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба»Конспект мастер-класса на тему «Развитие математических способностей посредством бизикуба» ема «Развитие математических способностей посредствам бизикуба» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса на тему «Профилактика переутомления у дошкольников»
Опубликовано: 30 мая 2022 в 22:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД