Папки-передвижки

Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»

Елена Курцева
Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»

Тема «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»

Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.

Цель: познакомить педагогов приёмам работы с детьми во время проведения подвижных игр и физических упражнений с позиции гендерного подхода, Научить сочетанию и рациональному использованию педагогических методов и средств при организации условий для проявления предпочтений в спорте девочек и мальчиков.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений“» размещена в разделах

- актуализировать и дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания;

- предложить педагогам практические материалы, способствующие формированию у дошкольников гендерной принадлежности;

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ДО по вопросу физического воспитания.

Оборудование: ленточки, мешочки с песком, скамейка, скакалка, мяч, обручь, таблички.

Вступительное слово.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Учет гендерных особенностей в физическом развитии – это обеспечение нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек.

Организовывая физическое воспитание с учетом гендерных особенностей, мальчики и девочки выполняют упражнения вместе, но по-разному. Так следует давать одни упражнения только девочкам (упражнения с лентами) или только мальчикам (работа на канате). Продолжительность занятий должна отличаться, например, мальчики прыгают 1,5 минуты, девочки – 1. Обучение некоторым двигательным движениям определяется полом ребенка и его особенностями, так мальчикам легче метать на дальность, а девочкам – прыгать со скакалкой. Эта особенность требует применения разных методических подходов, например, в выборе подготовительных упражнений, разного числа повторов, вспомогательного оборудования. Так, более легкие гантели лучше давать девочкам, а более тяжелые - мальчикам.

Ориентировка в пространстве определяется физиологическими особенностями : девочкам свойственно ближнее зрение, а мальчикам – дальнее. В связи с этим мальчикам требуется больше места в зале, чем девочкам.

В процессе подвижных игр роли можно распределять в соответствии с гендером, например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки. Во время занятий физкультурой и знакомством с различными видами спорта, необходимо акцентировать внимание детей, какой вид является женским, а какой - мужским. Учить мальчиков быть в играх более аккуратными, не применять силу. В свою очередь, роль педагога в том, что бы объяснять детям, что в играх все должно быть по правилам, не зависимо, какого ты пола.

Вашему внимание будут представлены разнообразные упражнения подвижные игры как отдельно для девочек и мальчиков, так и совместные.

Упражнение «Мы растём сильными и красивыми» (для девочек ленты, для мальчиков мешочки с песком) И. п. – стоя, руки с предметами опущены вдоль туловища. 1 – поднять прямые руки через стороны вверх, 2 – опустить руки к плечам, 3 – вытянуть в стороны, 4 – вернуться в исходное положение.

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч руки с предметами опущены вдоль туловища. 1 – поднять прямую правую руку вверх, 2 – поднять прямую левую руку вверх, правую опустить.

Упражнение для девочек

«Движения плечами». И. п. о. с., руки внизу, ладони слегка прижаты к бедрам. 1 – поднять правое плечо; 2 – и. п. 3-4 то же левым плечом 4 раза

«Фонарики». И. п. – о. с., руки согнуты в локтях предплечьями вверх. 1 – отвести назад правую ногу, согнутую в колене, одновременно вращая кистями. 2 – и. п. 3-4 – то же левой ногой. 4 раза

«Самоварчик». И. п. – то же. 1 – хлопнуть в ладоши над головой; 2 – ударить правой рукой по пятке правой ноги, согнутой в колене и отведенной назад - в сторону; 3-4 – то же влево. 4 раза

«Наклоны». И. п. – о. с., руки на поясе. 1 – отставить правую ногу в сторону на носок, наклониться вправо, левую руку закруглить над головой; 2 – и. п. ; 3-4 то же влево. 4 раза

Упражнение на скамейке для мальчиков

1. И. п. : сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз

2. И. п. : то же, руки за головой. 1 – наклон вправо (влево); 2 – и. п. 4 раза

3. И. п. то же, руки упор сзади. 1 – поставить обе ноги на скамейку; 2 – и. п. 5-6 раз

4. И. п. : лежа на животе поперек скамейки, ступни и ладони касаются пола. 1 – поднимая руки и ноги вверх, прогнуться в спине; 2 – и. п. 5 раз

5. И. п. : стоя лицом к скамейке, руки вниз. 1 – поставить руки на скамейку, (держась за края скамейки, толчком наскочить на скамейку; 2 – опустить ноги на пол на другую сторону. 5-6 раз

6. И. п. : сидя на скамейке, руки за головой. 1 – наклониться вправо, коснуться локтем правого бедра; 2 – и. п. то же в другую сторону. по 3 раза

7. Прыжки на месте: одна нога вперед, другая назад, чередуя с ходьбой. 4 раза по 20 прыжков

Подвижная игра для мальчиков «Поймай хвост дракона»

Ход игры: ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т. е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.

Подвижная игра для мальчиков «Игрушки мальчиков».

Ход игры: играющие мальчики становятся в круг. Инструктор становится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.

Подвижная игра для девочек «Радуга»

Ход игры: у каждой девочки в руках по одной цветной ленте. Под музыку девочки перемещаются по залу, молча обмениваясь, лентами друг с другом. По окончании музыкального фрагмента игрока быстро группируются по цветам. Снова звучит музыка, игра продолжается.

Подвижная игра для девочек «Удочка» (со скакалкой)

Ход игры: все играющие девочки становятся в круг, а водящая в середине с веревочкой в руках. Она вращает скакалку, делая круг за кругом под ногами играющих. Та девочка, которая заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывшая девочка, которая была водящей, занимает её место.

Подвижная игра для мальчиков и девочек «Такси».

Ход игры: мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату, где стоят пассажиры – девочки. Девочки «садятся в машину» (берутся руками за обруч) и «едут» в магазин, парикмахерскую и т. д.

Подвижная игра для мальчиков и девочек «Кот и мыши»

Ход игры: на расстоянии 10 метров чертят две линии: за одной - домик кота, за другой - домик мышей. Водящий - кот спит в своем домике, а мышата идут к нему со словами:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

(В этот момент мыши подходят к коту и даже могут его потрогать.)

Вдруг раздался страшный звон.

Побежали мыши вон.

После слова вон кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывают из игры или меняются ролями с котом.

Рефлексия. В заключение хотелось бы отметить, что, конечно, мальчиков и девочек воспитывать одинаково нельзя, но есть определенные нормы поведения, ценности, запреты, которые должны усвоить все дети. Независимо от пола в любом обществе важны уважение к себе и другим, толерантность, умение делать выбор и нести ответственность.

Публикации по теме:

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это значительно повысит качество и.

Анализ конспекта Анализ плана-конспекта физкультурного занятия. 1. Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»
Опубликовано: 20 апреля 2015 в 19:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД