Папки-передвижки

Мастер-класс «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников»

Глушкова Надежда
Мастер-класс «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Автор: Глушкова Надежда Викторовна, педагог-психолог

Место работы: МБДОУ детский сад №8 ст. Троицкой Крымского района

Публикация «Мастер-класс „Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников“» размещена в разделах

Описание материала: предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный материал направлен как на актуализацию теоретических знаний педагогов по этой теме, так и на отработку практических навыков, направленных на выражение гнева в приемлемой форме, профилактику и коррекцию агрессивных тенденций дошкольников.

Цель: расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Актуализировать теоретические знания педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми в детском саду;

2. Рассмотреть методы и приемы работы с агрессивными дошкольниками в условиях ДОУ;

3. Проиграть с педагогами упражнения, направленные на позитивные способы выражения гнева, коррекцию и профилактику агрессивных тенденций дошкольников.

План проведения мастер-класса :

1. Теоретическая часть

1.1 Актуальность проблемы.

1.2 Психологический портрет агрессивного ребенка

1.3 Коррекционные методы и приемы агрессивного поведения дошкольников

2. Практическая часть

2.1 Разминка. Коммуникативная игра «Найди пару»

2.2 Игра «Ручеек»

2.3 Упражнение «Маленькое приведение»

2.4 Игра с мячом «Обзывалочки»

2.5 Упражнение «Солнце»

3. Подведение итогов. Рефлексия

Ход мастер-класса :

1. Теоретическая часть мастер-класса

Психолог: "Добрый день, уважаемые педагоги! «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли». Тема сегодняшнего семинара актуальна. Сегодня мы с вами рассмотрим психологический портрет агрессивного ребенка, методы и приемы в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников, а во второй части нашего семинара мы освоим игры и упражнения.

Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания.

Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее. Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии (умение сопереживать другому человеку). Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Причины появления агрессии разнообразны :

1) Ребенку не хватает родительской любви;

2) Если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности;

3) Если требования родителей несогласованны – у ребенка нет четких норм поведения;

4) Пренебрежительное и попустительское отношение к ребенку;

5) Слабость родителей. Неспособность постоять за себя и ребенка. Часто агрессивные дети у неуверенных родителей;

6) Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения.

7) Влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен "синдром трудного темперамента".

Ребенок выражает свой гнев либо прямо, либо в косвенной форме.

Наша задача, задача педагога : задержать отрицательную эмоцию до момента ее поступления, не давая возможности ей развиться.

Вопрос к педагогам : Какие позитивные способы выражения гнева Вы применяете в своей практике? (психолог записывает предложенные варианты на ватмане). Психолог: «Мы вместе создадим сегодня памятку и я вам позже их оформлю и раздам на группы»

Позитивные способы выражения гнева: (записывать на ватман)

1) Высказать словесно свои чувства, эмоции, используя «Я - высказывание» (детей нужно учить этому, не обвинять другого)

2) Использовать вежливость при общении, развивать культуру эмоциональной сферы

3) Стремление найти конструктивное решение (есть дети в группе пассивно-агрессивные)

Коррекционные методы и приемы работы педагогов с агрессивными детьми :

•беседа;

•социометрия;

•психологические игры для снижения агрессии у детей : «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Выбиваем пыль» (использовать подушку, которую можно побить, «Уходи злость, уходи!», «Два барана» и др.

•рисунок как самовыражение ребенка («Я в детском саду», «Я дома», «Моя семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Что было бы со мной самое плохое и хорошее»);

•сказкотерапия;

•релаксация;

•прием «Обретение самоконтроля» (ребенку предлагаем положить в карман камушек, «Когда почувствуешь внутри себя злость, опусти руку в карман и возьми камушек и скажи «СТОП!»;

•использовать "стаканчики для криков".

Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения заключается в следующем:

1. Необходимо доносить информацию до родителей.

2. Нужно обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

3. Необходимо обучать высказываться ребенка о своем гневе.

4. Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (психологические игры, тренинговые занятия).

5. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (большая роль родителей в разговорах о этих ситуациях)

6. Формирование таких качеств как сопереживание, доверие к людям.

Просвещение семьи можно проводить только в случае осознания ее членами проблемы!

Невозможно разрешить проблему, если родители отрицают ее наличие у ребенка!

II. Практическая часть семинара

1. Коммуникативная игра «Найди пару»

Цели:

•умение делиться на пары;

•способствовать снижению напряжения;

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.

Участники расходятся по комнате.

По тропинке громко топал, друга он пошел искать.

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Двигаются по комнате произвольно.

Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».

Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.

Мишка с другом покружился…

Кружатся.

Он в лесу устроил бал.

А потом остановился,

По головке гладить стал.

Гладят друг друга по голове.

Спины звери почесали…

Поворачиваются друг к другу спинами.

Вправо, влево, вверх и вниз.

Трутся спинами.

И немного потолкались.

Слегка толкаются.

Крепко-крепко обнялись.

Обнимают друг друга.

2. Игра «Ручеек»

Цели:

•научиться оцениванию;

•анализ положительной и отрицательной оценок;

•найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте.

Материалы:

•карточки с фразами и словами (педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).

Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.

Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».

Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.

Далее проводится обсуждение.

•Что вы чувствовали во время упражнения?

•Какие слова и фразы вызвали переживания?

•Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова?

•Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?

3. Упражнение «Маленькое чудовище»

Цель: реакция на гнева

Ход игры: «Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых чудовища. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (психолог приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывает: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые чудовища и хотим только слегка пошутить». Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем педагогами.

(в эту игру можно играть с детьми)

4. Игра с мячом «Обзывалочки»

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Ход игры: психолог рассказывает педагогам, что в эту игру с мячом можно играть с детьми. Перед началом игры можно провести с ними беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Далее педагогам предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Тимошка-картошка!», «А ты, Дениска – редиска!», «А ты, Вовка - морковка! и т. д. Предупреждаю, что на эти обзывания нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно нужно хорошими словами: «А ты, Маринка – мандаринка!», «А ты, Верочка – солнышко!». Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

4. Упражнение «Солнышко»

Цель: показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Материалы:

•детские рисунки на тему «Злой человек»,

•3 листа бумаги;

•маркеры и краски (для каждого участника).

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы до 25 лет, вторая группа — со стажем до 15 лет, третья группа — молодые специалисты.

Каждая группа берет лист с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения).

Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать можно маркерами, карандашами, красками.)

Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы:

«Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя иногда агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

Затем группы представляют свои работы.

Прочитав все фразы, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее проводится обсуждение:

• Почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного поведения?

Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

III.Подведение итогов. Рефлексия

Участники мастер-класса поочередно высказываются.

1. Что понравилось/не понравилось на мастер-классе?

2. Какие упражнения/игры вызвали трудности у педагогов?

3. Какие приемы/упражнения я буду применять в своей педагогической практике?

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения»Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения» Жили-были в Кедровом лесу Малыш Енотик и его мама. Енотик был хорошим, добрым и дружелюбным. Он очень любил играть со своими друзьями, большими.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у дошкольников»
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 12:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД