Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами

Елена Степанова
Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношества является одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства. Существует множество подходов к определению социализации, но общим для них является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Для этого создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т. п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей со сложной структурой дефекта. Это дети с нарушениями в развитии сенсорных (зрение, слух, речь) и моторных функций в сочетании с нарушениями в интеллектуальном развитии различной степени тяжести. Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка, например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, глухоты и умственной отсталости.

Сложность воспитания и социализации таких детей обусловлена тем, что аномальное развитие психики ребенка проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, уровень их этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ними начали проводить коррекционно-воспитательную работу. «Необходимо с раннего возраста воспитывать у этих детей культурные потребности и познавательные интересы.

Еще одной проблемой социализации детей со сложной структурой дефекта является недостаточная их включенность в культурно-досуговую деятельность. В силу своих особенностей они не способны к полноценному участию в общественных мероприятиях, занятиям в кружках, клубах, спортивных секциях. Это обусловлено недоразвитием внимания, наблюдательности, восприятия, представлений, проблемами с моторикой и всей двигательной сферой в целом, а главное, с активностью самих учащихся, вернее с ее отсутствием.

Таким образом, роль детских садов в социализации детей со сложными дефектами становится более значимой.

Досуговая деятельность в детском саду способствует культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в общественную жизнь, расширить свой социальный опыт, опыт социального и коммуникативного взаимодействия, формировать социальные навыки поведения.

Также досуговая деятельность позволяет закрепить и применить знания и умения, полученные детьми на занятиях в новых условиях, в новой обстановке, создает дополнительные условия к созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых, дополнительному включению членов семьи в образовательный процесс, повышения их педагогической грамотности.

Формы организации досугамогут быть различными:

- проведение дней рождения детей,

- тематические развлечения,

- праздники осени, зимы, весны,

- игра по станциям,

- спортивные праздники.

Всю организацию досугаможно разделить на несколько этапов:

1. Продумывание и составления сценария;

2. Подготовка материалов и оборудования;

3. Проведение досуга;

4. Анализ проведения.

1. При продумывании и составлении сценария мероприятия важно;

• Четко определить его цели и задачи (в познавательном, речевом,

социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, физическом развитии и т. п.).

• Определить тематику мероприятия. (Мероприятие – это единство, объединенное одной темой).

• Определить форму проведения мероприятия.

• Форма и содержание мероприятия должны соответствовать возрасту детей, их уровню развития, психолого–физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия. В ходе подготовки должны быть учтены как уровень развития детей группы в целом, так и индивидуальные возможности каждого ребенка в частности (физические, эмоционально-волевые, интеллектуальные, речевые).

• Определение времени и места проведения мероприятия.

• Подбор заданий (игр, конкурсов, вопросов, заданий) для участников мероприятия.

Структура построения досуга должна способствовать предотвращению наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

2. Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия. Организация досуга в группе детей со сложными дефектами требует тщательной подготовки с участием всех специалистов группы.

• Следует дать информацию о проводимом мероприятии;

• Подготовить место проведения мероприятия согласно выбранной тематике;

• Подготовить музыкальное оформление.

• Подготовить реквизит (материалы, оборудование, необходимые для проведения конкурсов, заданий, карточки с вопросами, костюмы ведущих)

3. Проведение мероприятия.

Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного, коррекционно-развивающего эффекта. Важно помнить,что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:

• Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;

• Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;

• Во время проведения мероприятия важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей.

• Во время проведения досуга важно проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности, создания ситуации «успешности».

4. Анализ проведения.

Точку в проведении досуга можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.Анализ мероприятия может включать в себя следующие пункты:

• Кто присутствовал;

• Кто принимал участие, количество участников;

• Соответствие мероприятия уровню развития детей;

• Активность во время проведения мероприятия.

Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную. • Поставленные задачи выполнены или не выполнены?

• Что удалось, а что следует улучшить?

Таким образом, можно отметить, что организация досуговой деятельности по форме и содержанию являющейся синтезом различных видов творчества, игры, общения, способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, развитию деятельностных способностей, но и несет в себе коррекционно-развивающую функцию, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения, воспитания и социализацию детей со сложными дефектами.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Потешки и стишки
  • Транспорт
Автор публикации:
Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами
Опубликовано: 19 октября 2020 в 21:36
+222Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. День Неизвестного Солдата

Сегодняшний тематический день — дань уважения и памяти российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны и за ее пределами. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

3 декабря. День печенья на МААМ

Печенье любят, пожалуй, все люди – и дети, и взрослые. Особенно – если оно домашнее. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этой теме: знакомству с печеньем и способами его изготовления.

Мастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с...
Цель: формировать у детей умение создавать коллективную работу в технике мозаичной аппликации. Задачи: - учить детей средней группы отрезать от бумажных...
Конспект занятия по экологии «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» для детей...
Описание материала: непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах...
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы «Три совы»
Цель: Совершенствовать умение изображать сов, передавая эмоциональные и характерные особенности формы тела. Передать новогоднее настроение. Задачи:...