Папки-передвижки

Мастер-класс «Возможности применения мандала-терапии в работе с детьми четвертого года жизни: знакомство с мандалой»

Виктория Бутылецкая
Мастер-класс «Возможности применения мандала-терапии в работе с детьми четвертого года жизни: знакомство с мандалой»

«ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МАНДАЛА-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ : ЗНАКОМСТВО С МАНДАЛОЙ»

Цель: распространение опыта применения мандала-терапии в работе с детьми четвертого года жизни

Целевая группа: психологи и педагоги, работающие с детьми четвертого года жизни

Задачи:

Расширить представления психологов и педагогов о возможностях применения метода с учетом возрастных особенностей детей четвертого года жизни

Публикация «Мастер-класс „Возможности применения мандала-терапии в работе с детьми четвертого года жизни: знакомство с мандалой“» размещена в разделах

Мотивировать психологов и педагогов на применение заявленного метода в работе с детьми четвертого года жизни

Стимулировать у педагогов и психологов творческий поиск по рассматриваемой тематике

Сущность метода.

Изначально, новаторская идея изучения психологической природы мандалы принадлежит К. Г. Юнгу, который в процессе самонаблюдений пришел к выводу об отражении в круговых рисунках «микрокосмической природы души». По его мнению, в мандалах отражены, как символы личного опыта, так и опыт человечества в целом. Так Самость создает рисунок внутренней жизни человека.

Вышесказанное объясняет возможности применения метода «Мандала» в психодиагностических целях. Для этого анализу и интерпретации могут подвергаться цвета, линии, формы, числа и символы, воплощенные в продукте деятельности конкретного человека.

Круговая форма мандалы не случайна, а продиктована природой человеческого существования, которое неразрывно связано с округлыми формами (начиная от формы атомов из которых мы состоим с вращением элементов внутри них, заканчивая формой планеты, на которой мы живем, вращаясь вокруг Солнца).

Согласно определению, А. И. Копытина, являющегося первопроходцем в применении мандалотерапии в арт-терапевтической практике в России, мандала являет собой циркулярное изображение, воплощённое в результате спонтанной творческой деятельности или реализации заданной инструкции. Инструкции при этом, как правило, не четкие и сводятся к заполнению пространства внутри круга каким-либо образом (исходя из желания автора работы).

При работе с мандалой границы круга защищают психологическое состояние человека (т. к. он являет собой символ защищенности материнского лона). Работа внутри круга способствует изменению состояния сознания, вызывает разнообразные психосоматические феномены [1, с. 22].

Самость, которую по К. Г. Юнгу символизирует круг мандалы, отвечает за стремление к самореализации и является источником энергии. Так, мандала активизирует внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях психики, включая механизмы саморегуляции.

Сама процедура создания мандалы способствует релаксации, оказывая гармонизирующие влияние на психику. Не зря ее еще называют медитативным рисунком. Действительно, изначально метод «Мандала» рассматривался только в рамках изотерапии (в работах К. Г. Юнга, Дж. Келлог, С. Ф. Финчер, А. И. Копытина, а именно мандалы рисовали или раскрашивали. Однако, сейчас практические психологи используют и иные формы работы. Например, мандалы плетут, выкладывают из различных материалов, создают насыпные изображения…Иногда создаются коллективные работы. В работе с детьми четвертого года жизни особенно важно подобрать форму работы исходя из возрастных особенностей и индивидуальных возможностей ребенка.

Ограничения метода в работе с детьми четвертого года жизни и возможные формы работы (исходя из опыта применения).

В норме к трем годам у ребенка формируется пинцетный зажим карандаша, и он уже должен рисовать простые предметы и называть их. Согласно, исследованиям Дж. Келлог рисунки детей всего мира содержат формы мандалы : солнце, круги с лицами, каракули внутри круга и т. п. [2, с. 27]. Несмотря на это, первые изображения еще далеки от медитативного рисунка и малоинформативны для психолога. И как показывает практика, далеко не все дети к этому возрасту достаточно владеют карандашом и имеют способность к предметному рисунку. Некоторые дети начала четвертого года жизни пытаются раскрашивать изображения с большими деталями. Для них можно подобрать мандалы с крупными элементами и предложить раскрасить понравившейся вариант. Раздатки с изображением пустого круга для заполнения его пальчиковыми красками по желанию ребенка могут послужить хорошим подспорьем в применении методики.

Еще одна сложность с которой сталкиваешься при работе по методу «Мандала» с детьми четвертого года жизни- проблема целенаправленности. Для ее устранения нужно попробовать:

• замотивировать ребенка, вызвав у него интерес (поскольку поведение ребенка в возрасте трех лет во многом определяется его неустойчивыми желаниями и только вызвав у него неподдельный интерес можно рассчитывать на его внимание);

• суть последующих действий донести до ребенка на доступном для него языке (в норме дети рассматриваемого нами возраста могут выполнять простые или двухактные инструкции, им знакомы основные формы и цвета);

• поддерживать ребенка при выполнении работы (т. к. дети этого возраста в норме удерживают внимание от 5 до 10 мин и быстро переключаются с одного занятия на другое)

В своей работе, чтобы заинтересовать ребенка, мандала-терапию я провожу в сенсорной комнате, сочетая ее таким образом с музыкотерапией и цветотерапиеей. Это способствует созданию медитативной, созерцательной атмосферы, что по мнению Дж. Келлог повышает эффективность метода. Создание мандалы в моей практике - завершающий этап работы в сенсорной комнате.

Как правило, для повышения мотивации взрослых людей при работе с мандалой, им рассказывают о ее сакральном значении в других культурах. Детям четвертого года жизни этот материал будет непонятен. Поэтому, чтобы замотивировать их на дальнейшие действия, непосредственно перед мандала-терапией, я предлагаю детям рассмотреть узоры в калейдоскопе. Во время рассматривания узоров, в сенсорной комнате световое оборудование постепенно выключается и включается обычное освещение. Достаются заранее приготовленные материалы для изготовления мандалы. Музыкальное сопровождение я оставляю на протяжении всей работы. Затем, ребенку предлагаю сделать узор, еще лучше, чем в «волшебной трубе».

Всем возможным формам работы с мандалой для детей четвертого года жизни я предпочитаю выкладывание мандал из различных материалов. В качестве которых могут выступать камешки марблс, гидрогель, некоторый природный, бытовой и бросовый материал. При знакомстве с мандалой узоры лучше выкладывать на заламинированнные распечатки с изображением не цветных мандал с достаточным количеством крупных круглых элементов внутри (для того, чтобы на каждый круг, можно было что-либо положить). По мере освоения ребенком такой формы работы, на последующих занятиях можно предложить в качестве шаблона пустой круг. Варианты изображений, как и материалы, предлагаются ребенку на выбор. Педагог так же может выбрать изображение для себя, чтобы служить в качестве примерного образца действий для ребенка. Хвалите за усердие и подбадривайте детей при выполнении работы, ведь в этом возрасте они особенно нуждается в одобрении действий, что дает им чувство собственной компетентности и положительно влияет на формирование самооценки.

Создание насыпных мандал с детьми четвертого года жизни весьма проблематично т. к. требует хорошей координации движений и высокой целенаправленности действий. Я считаю, что такой вариант работы лучше оставить для детей постарше. Плетение мандал на четвертом году жизни еще недоступно.

Используя мандала-терапию при взаимодействии с более взрослыми детьми, можно прибегать к групповым формам работы. Говоря о детях четвертого года жизни, возможна группа не более двух человек. Но на мой взгляд, работать с ними безопасней и целесообразней индивидуально т. к. в этом возрасте сверстник еще малоинтересен и возникновение групповых эффектов, как при работе со взрослыми людьми невозможно в силу возраста.

Результаты применения сеансов мандалотерапии с детьми четвертого года жизни.

Занятия с применением мандала-терапии благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что можно заметить сразу по окончании работы. Помимо этого, работа по созданию мандал помогает в развитии внимания, сенсорных представлений, мелкой моторики, воображения и волевой сферы детей.

А по мнению некоторых исследователей (Нейманн, мандалы, созданные детьми, помогают им установить свою идентичность, что особенно актуально в возрасте работа с которым описана выше.

Библиографический список

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. -160с.

2. Копытин А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». – СПб. : Речь, 2005. -145с.

3. Финчер С. Ф. Создание и интерпретация мандалы : метод Мандалы в психотерапии. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Моё знакомство с мандалойМоё знакомство с мандалой Пробегая по просторам интернета взгляд мой остановился на рисунках и раскрасках, так называемых «антистрессах». О! При нашей не совсем спокойной.

Моё знакомство с мандалой (продолжение)Моё знакомство с мандалой (продолжение) Как я познакомилась с мандалой, я рассказывала в первой части http://www.maam.ru/detskijsad/mo-znakomstvo-s-mandaloi.html для тех, кто не.

НОД для детей четвертого года жизни «Космические корабли» с использованием интерактивной доскиНОД для детей четвертого года жизни «Космические корабли» с использованием интерактивной доски «Космические корабли»Цель: развивать потребность в творческой деятельности при работе с различными видами конструктора Задачи: - продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Возможности применения мандала-терапии в работе с детьми четвертого года жизни: знакомство с мандалой»
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 22:08
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД