Татьяна Ковшикова
Мастер-класс «Забыли старину и удивляемся, от чего худо стало!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса :
Методист: Разделимся на две команды.
Прошу выйти по одному представителю от каждой команды на нашу импровизируемую сцену (3 стула, сейчас я вам предложу 2 высказывания
(по 1 каждому). Ваши действия: согласиться или не согласиться с ним и почему?
- Видный педагог В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что «человек, утративший свои корни, становиться потерянным для общества».
Публикация «Мастер-класс „Забыли старину и удивляемся, от чего худо стало!“» размещена в разделах
- Н. П. Сакулина «Народное декоративно – прикладное искусство отвечаем интересам детей дошкольного возраста, даёт богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Методист: Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море - окияне, на острове Буяне стоит бык печёный, а у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать…И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…
Я начала мастер – класс с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.
Сегодняшний наш мастер-класс посвящён народному и декоративно – прикладному искусству. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, живого источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.
Методист: Сейчас мы отправимся в путешествие по городу Фольклорграду, выбираем транспорт для путешествия. Летим на ковре-самолёте.
СТАРИННЫЙ ПЕРЕУЛОК
а) В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова. Переведите эти слова на современный язык:
гай – дубрава, роща, небольшой лес
жито – всякий хлеб в зерне или на корню
седмица – неделя
ладом – хорошо
супостатка – соперница
маклак – посредник, плут
б) Перед вами перечень головных уборов, которые носили на Руси:
малахай, картуз, кичка, кокошник, валек
- Назовите мужской головной убор, напоминающий фуражку с козырьком (картуз).
- Назовите женский головной убор, изготовленный из дерюжки (валек).
2. СМЫШЛЁННЫЙ ПЕРЕУЛОК
Здесь растёт «Дерево мудрости» (для педагогов вопросы помещаются по любой методике, но для вас мы приготовили разнообразные вопросы по теме мастер-класса).
Выбираете вопросы для своих соперников.
Многие овощи были постоянной едой на столе крестьянина.
1. Вопрос: Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой»?
картофель
кислая капуста
соленый огурец
2. Вопрос: Назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям.
(Л. Толстой, Е. Чарушин, В. Даль, М. Булатов, А. Афанасьев, И. Карнаухова)
3. Вопрос: Назовите типы русских сказок. (сказки о животных, волшебные, бытовые)
4. Вопрос: Как называлась каша из крупных зёрен пшеницы или ячменя с мёдом.
кутья
ярица
китина
5. Вопрос: Хлебное вино – так называли на Руси водку, напиток чисто русский, который появился в 14 веке. Но узаконен и назван водкой он был в указе одного из царей. Кто узаконил водку?
Елизавета
Пётр 1
Екатерина
Павел
6. Вопрос: Назовите одним словом «чардаш», «трепак», «казачок».
танец
7. Вопрос: Самая дружная сказочная коммунальная квартира. (теремок)
8. Вопрос: Выражение «хряпнуть», возможно, пошло от старинного слова «хряпа». Что такое «хряпа»?
толчёный лук с солью;
зелёные листья капусты, солёные с ржаной мукой;
толчёная репа.
9. Вопрос: Старая некрасивая женщина, встречающаяся в русском фольклоре и на детских утренниках?
10. Вопрос: Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица – по поговорке «Не всё коту масленица»)
11. Вопрос: На какой праздник украшали в деревнях берёзку? (троица)
12. Продолжите пословицу «В воскресенье – веселье, в понедельник -…» (похмелье)
3. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ АЛЛЕЯ
Изобразите пантомимой пословицу:
«Дарёному коню в зубы не смотрят»
«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь»
«Одна голова хорошо, а две лучше»
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
4 Поворот направо потом налево и вот она, ИНОСТРАННАЯ УЛИЦА
Переведи пословицу на русский язык
Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее. (Баба с возу кобыле легче)
Голова - венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце. (Глаза – зеркало души)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
Где нет фруктов, свёкла за апельсин сойдёт. (На безрыбье и рак рыба)
Молчаливый рот – золотой рот. (Слово – серебро, молчание – золото)
Разговорами риса не сваришь. (соловья баснями не кормят)
5. ПЕРЕКРЁСТОК ЗНАТОКОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Мы используем в работе с детьми такой метод: составление рассказа по опорной схеме. Задание: вспомнить и обыграть сказку по опорной схеме.
6. Теперь прямо, прямо и поворот БАБУШКИН ПРОСПЕКТ
отвечай быстро:
а) Что означают эти народные приметы:
Если двое зевают одновременно… (значит им вместе выпивать)
Не ешь с ножа….(будешь сердитым)
Нельзя подавать другому соль из рук…. (к ссоре)
Чтобы не поссориться, подавая соль… (нужно засмеяться).
Локоть чешется…. (на новом месте спать).
б) Доскажи пословицу
Осла узнаешь по ушам, а дурака по … словам
Молодость без любви, как утро без ….солнца
Не любить горе, а влюбиться …. вдвое
На родной сторонке, что на мягкой… соломке
в) кто кому приходится:
тесть – отец…. жены
свекровь – мать…. мужа
зять - … муж дочери
шурин – брат …. жены
свояк – муж…. сестры жены
золовка – сестра ….мужа
ятровь – жена … брата мужа
свояченица – сестра… жены
Методист: Теперь нам нужно добраться до конечного пункта в нашем путешествии – это ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
1. Проводится русская народная игра «Пожалуйста» (встают в круг, передают платочек друг другу под музыку, говоря слово «пожалуйста», на ком заканчивается звучать музыка, тот выполняет задание).
2. Из перечисленных авторских песен выберите русскую народную:
«Огней так много золотых»
«Миленький ты мой»
«Живёт моя отрада»
3. Расскажите потешку.
4. Вспомните пословицу или поговорку.
Методист: Молодцы, настоящие артисты. Вот и подошёл к концу наш мастер-класс.
Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, от чего худо стало»!