Татьяна Гаджиева
Мастер-класс «Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представление педагогам-ученикам опыта работы по использованию игровых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся, в частности, на занятиях художественного творчества;
обучение педагогов-учеников использованию игровых технологий на занятиях художественного творчества на примере занятия в 6 классе по теме «Золотая хохлома».
Публикация «Мастер-класс „Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: иллюстративная выставка хохломских изделий, инструкционные карты «Орнаменты хохломской росписи», цветные кружочки синего, желтого, зеленого или коричневого цветов, гуашь красного, зеленого, желтого цвета, кисти № 2, шаблоны кувшинов, тарелочек из черного картона, таблички «ТОН», «Мастера», «Ученики», ноутбук, аудиозапись «Пение птиц», деревянная ложка.
Ход мастер класса.
I. Презентация.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю в 6 классе. В моем классе 11 учащихся, из них: мальчиков -6, девочек-5. Это дети с низким уровнем познавательного интереса, с низким уровнем сформированности нравственного потенциала и средним уровнем сформированности коммуникативного потенциала. Эмоционально-волевая сфера учащихся нарушена и проявляется в примитивности интересов, недостаточной адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений к деятельности.
Методом наблюдения во время внеурочных занятий мною изучены мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся 6 класса. Большинство учащихся рассеянны, невнимательны, во время занятия часто отвлекаются, некоторые учащиеся вообще не включаются в деятельность занятия.
Каждый раз, заходя в класс, я задумывалась, как провести занятие так, чтобы оно было интересным, познавательным, но в то же время не утомительным?
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся с ОВЗ, на их эмоциональную сферу, является игра.
В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановлюсь лишь на некоторых:
По виду деятельности выделяют следующие группы:
• физические (двигательные,
• интеллектуальные (умственные,
• трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики наиболее применяемые:
• предметные;
• сюжетно-ролевые;
• деловые;
• имитационные;
• игры-драматизации.
Я использую предметные, сюжетно-ролевые, деловые игры. Предпочтение отдаю сюжетно-ролевым играм.
Игровые технологии применяю на различных этапах занятия :
• в начале занятия для обозначения темы и задач занятия;
• при подготовке к восприятию новой темы;
• при объяснении новой темы;
• при организации практической работы учащихся;
• при подведении итога занятия.
Применение игровых технологий на занятии позволяет :
• осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход;
• повышать мотивацию учащихся к познавательной и творческой деятельности;
• развивать образное мышление детей;
• развивать коммуникативные навыки учащихся;
• соблюдать основные принципы коррекционного образования.
При использовании игровых технологий на занятиях учитываю следующие факторы:
• соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;
• доступность для учащихся данного возраста;
• умеренность в использовании игр на занятиях.
После использования игровых технологий на занятиях эстетического
направления у учащихся повысилась мотивация учащихся к познавательной деятельности, улучшилась работоспособность, возросла эмоциональная и творческая активность.
Использование игровых технологий позволяет сделать занятие интереснее, эффективнее, результативнее.
Результатом системной работы по применению игровых технологий на занятиях эстетического направления является активное участие моих воспитанников в творческих конкурсах различного уровня:
• краевой конкурс детских плакатов «В стране безопасного электричества», 2013г., благодарственное письмо;
• муниципальный этап Краевого творческого фестиваля «Таланты без границ», 2014г., диплом за участие, диплом лауреата III степени;
• творческий конкурс «80-летию Красноярского края посвящается…», номинация «Детский рисунок» «Недаром уголь пахнет теплотой, от рук шахтерских эта теплота…», 2014г., диплом;
• муниципальный этап Краевого творческого фестиваля «Таланты без границ», 2015г., диплом за участие;
• городской творческий конкурс «Салют Победы», 2015г.
Планирую внедрение игровых технологий во все направления воспитательной работы: нравственное воспитание, охрана здоровья и физическое развитие, основы гражданского самосознания, трудовое воспитание, основы жизнеобеспечения.
II. Имитационная игра.
Класс 6
Занятие художественного творчества.
Тема: Золотая хохлома.
Цель: закрепление полученных знаний по выполнению орнаментов хохломской росписи.
Тип занятия : закрепление знаний.
Этап занятия : практическая работа.
1. Организационный момент.
- Представьте, что вы сейчас находитесь в своей уютной комнате перед экраном телевизора. В эфире «ТОН».
-Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телеобзор новостей. В студии… Выпуск мы начинаем со срочной новости!
В музее г. Шарыпово открылась выставка «Золотая хохлома», но, к сожалению, многие экспонаты пострадали при перевозке из Нижегородской области.
Срочно требуются реставраторы. Работники музея просят отозваться неравнодушных жителей города.
-Вот сегодня мы с вами будем в роли реставраторов и откроем свои таланты по выполнению хохломской росписи.
2. Деление на группы.
Чтобы выполнить работу в кратчайшие сроки, мы изделия отправим в разные реставрационные мастерские. ( Деление на группы: у каждого участника на столе лежит кружочек цветной бумаги синего, желтого, зеленого или коричневого цвета. Предлагается соединить свой кружочек с кружочком соседа по парте, и определить по таблице цветов возможность смешивания красок.)
- У кого смешались краски? Вы будете работать в группе «Мастера», вторая группа – «Ученики».
-Для работы нам понадобятся краски желтого, зеленого, красного цветов и тонкие кисточки № 2.
3. Работа с инструкционными картами: выполнение травного орнамента, выполнения орнамента с листочками и орнамента с ягодками.
«Ученики» будут выполнять травный орнамент, а «Мастера» - травный орнамент и орнамент с листочками и ягодками.
4. Физминутка
-Мы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.
5. Расписывание изделий.
(Готовые изделия вывешиваются на доске)
6. Итог.
И снова выпуск новостей. Уважаемые шарыповцы! Спешите посетить выставку хохломских изделий в городском музее. Наши замечательные художники отреставрировали пострадавшие изделия, и теперь они радуют наши глаза. Спасибо всем за работу!
III. Рефлексия «Цепочка пожеланий».
- Я передаю вам символ хохломы – деревянную ложку, вы по цепочке поделитесь впечатлениями по итогам взаимодействия.