Ольга Винник
Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие на остров знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика в подготовительной группе «Путешествие на остров знаний»
Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной группе „Путешествие на остров знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».
Материалы: 2 письма (и посылка) от Даши, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные, шоколадные конфеты.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Даша путешественница. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо от Даши: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Даша путешественница. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в математическом царстве-государстве! Жители страны страшно напуганы, и некому им помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к ним на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Даша».
«Ну, что, ребята, поможем Даше навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Прохождение пароля.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Сколько колёс у машины? (4)
11. Сколько лап у двух лисят? (8)
12. Сколько хвостов у семи ослов? (7)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы назвали все числа правильно и успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним и назовём геометрические фигуры, которые мы знаем.
Сейчас мы выполним логические задания с геометрическими фигурами, для этого задания нам нужны круги Эйлера. (красный и зелёный)
Задние "Раздели фигуры на множества" (вне кругов остаются те фигуры, которые не подходят под заданное условие)а
Воспитатель: А теперь следующее задание для Эрудитов. Перед вами круги
Эйлера. Нужно найти лишнюю фигуру.
Воспитатель: Какие фигуры расположены в красном круге, но вне зелёного
круга?
Ответы детей: В красном круге, но вне зелёного круга – все красные фигу-
ры.
Воспитатель: В зелёном круге, но вне красного круга?
Ответы детей: В зелёном круге, но вне красного круга – все круглые фигу-
ры.
Воспитатель: Какие фигуры расположены в области пересечения двух кру-
гов?
Ответы детей: В области пересечения двух кругов Эйлера расположены фи-
гуры, обладающие двумя общими признаками.
Воспитатель: Какими двумя общими признаками обладают фигуры, распо-
ложенные в области пересечения двух кругов Эйлера?
Ответы детей: Фигуры имеют красный цвет и круглую форму.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат вне кругов?
Ответы детей: Вне кругов Эйлера расположены все фигуры – не красные и
не круглые: синие, жёлтые, зелёные, треугольные, квадратные.
Воспитатель: Ребята, какая фигура лишняя?
Ответы детей: Жёлтый треугольник.
Воспитатель: Куда мы расположим желтый треугольник?
Ответы детей: Жёлтый треугольник мы расположим вне кругов.
Воспитатель: Ребята посчитайте, пожалуйста, сколько кружков расположено
в зелёном круге Эйлера, но вне красного круга.
Ответы детей: В зелёном круге Эйлера, но вне красного круга расположено
7 кружков.
Воспитатель: Сейчас по желанию выполним задания:
1. Внутри красного круга – все круглые фигуры, а внутри зелёного – все зелёные
2. В красный круг положите все красные фигуры, в зелёный – все квадраты.
3. В зелёный круг – все треугольники, а в красный – все красные.
Воспитатель: Вот мы вспомнили геометрические фигуры, они нам сейчас пригодятся. Чтобы найти правильный путь к жителям математического города. (схема города и карточки). (дети показывают путь на карте в соответствии с заданием на карточках)
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево,вправо повернулись,
Руками коленей коснулись
Сели-встали,сели-встали
И на месте побежали.
Немножко отдохнули. Продолжаем наше путешествие
Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы и выполним графический диктант. Выполним правильно и узнаем, кто живёт в самом красивом домике в математическом городке. Узнали, кто это? (зайчик)
Составление и решение арифметических задач
Давайте для зайчика составим и решим задачу (про морковку и капусту)
Воспитатель: Сейчас я покажу вам других жителей математического царства. (выложить в ряд картинки с изображением животных)
Игровое задание найди картинку и определи ее номер.
Пересчитайте картинки, каким по счёту стоит …
Задание «Числа»
ПОСЧИТАЙ ЦИФРЫ В ПРЯМОМ ПОРЯДКЕ.
ПОСЧИТАЙ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ.
НАЧНИ СЧИТАТЬ С НАЗВАННОГО ЧИСЛА.
НАЗОВИ СОСЕДЕЙ ЧИСЛА…
Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята!
Составление и решение арифметических задач
Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т. д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8. Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
Игра «Кто самый внимательный»
ВЫБЕРИ ЛЮБУЮ ЦИФРУ. НАЗОВИ ДЕНЬ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЙ ЕЙ СООТВЕТСТВУЕТ
ЕСЛИ СЕГОДНЯ СРЕДА, КАКОЙ ДЕНЬ БУДЕТ ЗАВТРА?
СЕГОДНЯ ЧЕТВЕРГ, ЗНАЧИТ ВЧЕРА БЫЛ…
СЕГОДНЯ СУББОТА, А ПОЗАВЧЕРА БЫЛ?
Игра «Геометрические фигуры»
НАЗОВИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
КАКИЕ ФИГУРЫ ОТНОСЯТСЯ К МНОГОУГОЛЬНИКАМ? СКОЛЬКО ЗДЕСЬ МНОГОУГОЛЬНИКОВ?
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ КРУГ И ОВАЛ? ЧЕМ ОНИ ПОХОЖИ?
КАКАЯ ФИГУРА РАСПОЛОЖЕНА В ЦЕНТРЕ?
ГДЕ НАХОДИТСЯ ТРЕУГОЛЬНИК?
В ЛЕВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ НАХОДИТСЯ …
ПЯТИУГОЛЬНИК РАСПОЛОЖЕН В …
КАКОЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК НАХОДИТСЯ ВНИЗУ?
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1, читать по слогам.
Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
2. Письмо от Даши: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, теперь в моей математической стране царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Даша благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе»