Маслова Татьяна
Конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие на корабле на остров Знаний. Знакомство с буквой Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №5 «Аленушка» Маслова Татьяна Константиновна
Коррекционно-развивающие задачи.
Образовательные: в увлекательной форме путешествия познакомить и обобщить знания детей по теме «Звук и буква Л»
-Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
-Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.
-Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Путешествие на корабле на остров Знаний, Знакомство с буквой Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-Учить самостоятельно, анализировать слова.
-Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».
-Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова.
-Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.
-Анализ и синтез.
-Познакомить буквой Л
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
1. Организационный момент.
Кем-то придумано просто и мудро,
С каждым здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте друг другу и нашим гостям скажем: «Доброе утро»
Меня зовут Т. К. и я к вам обратилась неслучайно.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле на остров «Знаний». В этом путешествии мы с вами проверим свои знания, умения, ловкость, то есть вашу готовность к школе. Вы готовы?
Воспитатель: Можно занять места на корабле и поднять якорь. Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки - изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!
Дети: Л-Л-Л
Воспитатель: Ребята за бортом бутылка – это морская почта. Давайте, посмотрим, что это. Да это карта сокровищ.
Знакомство с новой темой. (Слайд 2)
2. Знакомство со звуком [Л].
Чтобы мы уже начали свое путешествие, я хочу дать вам первое задание.
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:
Л. : -Дети, я принесла вам волшебный сундучок, отгадайте, что в нем?
(На экране появляется сундучок).
Л. : - Я буду загадывать вам загадки, и если правильно отгадаете, то на экране появятся эти картинки - отгадки.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук).
Сама не ем, а людей кормлю (ложка).
На потолке висит,
На нас глядит (лампочка).
Педагог произносит название картинок еще раз.
Л. : - С какого звука начинаются слова?
Д. : - Со звука «л».
Л. : - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».
Взрослый объясняет ребенку артикуляцию звука [Л] :
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает.
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Звуки Л-[Л'] можно услышать в разных частях слова:
в начале слова: лягушка, Лопата, лента, лыжи
В середине слова: балкон, телефон, мальчик, булка
В конце слова: крокодил, король, карнавал, укол.
3. Знакомство со звуком [Л'].
Характеристика звука [Л'] : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
4. Дифференциация звуков [Л] — [Л']. Ну что ребята, готовы отправиться за сокровищами, тогда поплыли вперед!
Дети: Л-Л-Л
Воспитатель: А вот и первый остров «Остров хорошего настроения»
и первое задание.
Игра «Услышь звук в слове».
Я вам буду называть слова, вы хлопните в ладоши, если в них живет звук [Л], [Л'] :
Ложка, билет, кадушка, мыло, лопата, крокодил, пылесос, карнавал, мальчик., лужа, листья, лягушка, лук, бабочка, шапка, луна, стол, белка –, кукла, шкаф, стул, ручка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы получаете фишки, теперь выполним следующее задание на «Острове дружбы» :
5. Игра «Доскажи словечко» (слайд 3)
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Все слова проговариваем.
Воспитатель: Этот остров мы проплыли. Закрываем глазки и отправляемся на следующий.
Гимнастика для глаз
- Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе
(показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.
Приплыли, где-то должен быть «Остров знаний». Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали)
А вот и задания на этом острове.
6. Определить место звука в слове (слайд 4)
Воспитатель: Молодцы, возьми фишку. Отправляемся дальше, поплыли.
Дети: Л-Л-Л
Воспитатель: Перед нами «Остров знаний»
Физкультминутка.
Буквой «Л» расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
7. Знакомство с буквой «Л»
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
О. Гофман
Игры с буквой.
На что еще похожа буква Л? Сравнение с буквой А.
Буква Л из пальцев : указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.
8. Звуковой анализ слов, (слайды 5, 6)
Дети выкладывают схемы слов сами на доске. Открываем слайд
-звуко-слоговой анализ слова - лиса, выкладывание схем из кружков;
-звуко-слоговой анализ слова - лук, выкладывание схем из кружков (самостоятельно)
9. Работа за столами «Найди букву Л»
10. Итог занятия. Рефлексия «Веселый островок»
Л. : - Давайте украсим островок ракушками и морскими камушками. Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте островок ракушками.
- Если вам было немножко трудно – камушками.
- Какой островок получился?
Спой песенку пароходика: Л-Л-Л сначала тихо, потом громко.
Молодцы, получите фишку.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и добрались до заветного сундука, а чтобы его открыть, давайте посчитаем фишки.
Дети считают.
Открывается сундук, а там «Букварь».
Воспитатель: Ну, вот дети - это и есть ваше сокровище. Скоро вы пойдете в школу и будете заниматься по этому учебнику. Берегите его.
Итог занятия: Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). С какой буквой мы сегодня познакомились? Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.